Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 20-21 (2555-2556) 18 мая 2006 г.

КАКИМ БЫТЬ ТЕХНОПАРКУ
В НОВОСИБИРСКОМ
АКАДЕМГОРОДКЕ?

Вопрос о технопарке в Академгородке тесно связан с именем Президента России. 11 января 2005 года В. Путин провел в Новосибирске совещание по вопросам развития информационных технологий. Речь шла о создании и поддержке центров информационных технологий и технопарков. Новосибирцы сами проявили инициативу. Выступая перед президентом страны, руководитель СО РАН ак. Н. Добрецов коснулся вопросов реализации программы инновационного развития Сибирского научно-производственного комплекса. Первым этапом реализации инновационной программы развития СНПК виделось создание Сибирского центра информационных технологий в рамках пилотного проекта о технопарках и центрах в сфере информационных технологий (Мининформсвязи РФ). И уже 22 января Президент сделал ряд поручений по созданию пилотных проектов российских технопарков, в том числе, в Новосибирске.

И. Глотов, «НВС»

В марте 2006 года Правительство России одобрило госпрограмму по созданию технопарков в сфере высоких технологий на период до 2010 года. Мининформсвязи, подготовившему данную программу, удалось достигнуть компромисса с Минэкономразвития, но для этого пришлось пойти на уступки МЭРТ. Так, к примеру, технопарки теперь нельзя назвать IT-парками, потому что они будут развивать всю сферу высоких технологий и объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био- информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание.

Пилотные технопарки будут созданы в Санкт-Петербурге, Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской и Новосибирской областях, а также в Татарстане.

Целями программы развития технопарков являются: «обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны». Программа имеет среднесрочный характер и рассчитана на реализацию в течение 5 лет, начиная с 2006 года. В 2006-2007 гг. предусмотрено создание органов управления технопарками в сфере высоких технологий, проведение предпроектных и проектных работ для начала строительства, подготовка базовой инфраструктуры, строительство объектов, разработка программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок, реализация маркетинговых и других организационных мероприятий. В 2008-2010 гг. — развитие инфраструктуры технопарков, привлечение ведущих мировых высокотехнологичных компаний для размещения своих производств в технопарках, реализация программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок.

Иллюстрация

Доклад «О научно-техническом парке в новосибирском Академгородке» на заседании Совета по инновационной деятельности СО РАН 5 мая сделал заместитель председателя СО РАН академик Геннадий Кулипанов. Он отметил, что вопрос о технопарке активно обсуждается, и за последний короткий период это уже третье обсуждение темы в залах Дома ученых.

Особая экономическая зона создается в Томске, технопарк пытаемся раскрутить здесь, в новосибирском Академгородке, и у Сибирского отделения РАН есть уникальная возможность на коротком участке времени сравнить оба этих пилотных проекта, направленных на выполнение одной цели, определить, что хорошо и плохо в работе этих структур и, предложив необходимые изменения на государственном уровне в соответствующие документы и положения, повысить эффективность использования как ОЭЗ, так и технопарков.

Объекты строительства технопарка в своем составе имеют собственно технопарк и общественно-деловой центр, а также жилой микрорайон и инженерную инфраструктуру. Жилье рассматривается в общем пакете с технопарком (хотя могло бы строиться автономно), потому что никакой инвестор не возьмется за столь большое дело, не имея выгодного проекта. А вся экономическая выгода для инвестора технопарка как раз заключаются в строительстве и реализации жилья — это легко просчитывается. Крайне важно строительство дополнительной инженерной инфраструктуры для Академгородка, которому скоро исполняется 50 лет, и инженерные сети которого обветшали и находятся в критическом состоянии или имеют нехватку мощностей по воде, стокам и т.п.

Сейчас рассматриваются такие планы размещения технопарка в Академгородке. Сам технопарк имеет площадь 100 — 160 тыс. кв метров. Предполагается его строительство на участке между лабораторным корпусом НГУ и Институтом математики, вглубь территории от проспекта Коптюга. Первая очередь технопарка займет площадь в 13 гектаров, вторая очередь — 8 гектаров. Далее в направлении на северо-запад расположится первая очередь небольшого жилого микрорайона технопарка (15 гектаров). Планируется, что многоэтажные дома будут состоять из небольших 2-комнатных квартир, где разместятся молодые сотрудники парка, а также приезжие участники работ в технопарке на продолжительное время.

Создание технопарка (и ожидаемое увеличение инвестиционных потоков) позволит в довольно короткие сроки обеспечить:

— комплексное развитие территории ННЦ, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

— разработку и производство высокотехнологичных продуктов и современных технологий;

— интеграцию образования, науки, бизнеса и власти в целях коммерциализации и развития научно-технического потенциала региона;

— вывод на международный рынок инновационных продуктов, созданных на основе потенциала научно-образовательных и прикладных институтов региона;

— содействие развитию новых и действующих компаний в сфере высоких технологий, создание «точки роста» инновационного и малого предпринимательства.

Важно, что технопарк создается в непосредственной близости от Новосибирского госуниверситета. Это позволит вовлекать студентов в инновационные процессы на ранней стадии обучения, обеспечит развитие научно-технического потенциала НГУ (за счет инвестиций фирм, расположенных в технопарке), поможет в проведении научных исследований в кооперации с крупными научно-производственными предприятиями и компаниями, применяющими наукоемкие технологии, поможет созданию совместных лабораторий и организации на их базе технологической подготовки студентов по прорывным технологиям XXI века, даст возможность НГУ развить постуниверситетское образование для работающих специалистов.

Немного информации о планах

В основном здании предполагается разместить управление технопарком, сервисные компании, оказывающие услуги коллективного пользования компаниям-резидентам, а также объекты общей инфраструктуры и офисы компаний. В отдельных зданиях — от 4 до 12 этажей — разместятся компании-резиденты, другая часть зданий отдается под специализированные лабораторно-производственные модули, а также специализированные бизнес-инкубаторы для раскрутки малых компаний по конкретным направлениям: IT-технологии, биотехнологии, силовая электроника, приборостроение.

Общественно-деловой центр общей площадью около 85 тыс. кв. метров на территории между Университетским проспектом, гостиницей «Золотая долина» и ул. Жемчужной предполагает наличие гостиницы («три звезды» — с добротными, но относительно дешевыми номерами от 50 до 70 долларов) на 220 мест, конгресс-центра с трансформируемыми залами (от 1 до 6 залов) с общим количеством 1000 мест, выставочный центр и торгово-развлекательный комплекс (площадью порядка 30 тыс. кв метров). Управление объектами общественно-делового центра будет передано крупным международным операторам.

В пакете с технопарком рассматривается и жилой микрорайон «Е» — место в основном безлесное и поэтому самое простое для освоения и застройки. Но сюда надо подводить все коммуникации — тепло, воду, электричество, а это немалые обременения. В этом районе можно построить примерно 300 тыс. кв метров жилья. Здесь рассматривается возможность возведения жилых зданий как эконом-класса, так и бизнес-класса — малоэтажных коттеджей (в сторону реки Зырянки). Все пока условно, и никаких конкретных решений не принято, но такие наработки имеются.

Инженерная инфраструктура

Подготовлены технические решения по развитию инженерных сетей ННЦ с учетом перспективного развития территории: строительства технопарка и нового корпуса НГУ, расширения больничного комплекса НИИ ПК им. Мешалкина, строительства жилья для сотрудников СО РАН в районе пр. Коптюга, решения проблемы ветхого жилья в микрорайоне «Щ» и пр. Строительство инженерной инфраструктуры в запланированных объемах позволит покрыть потребности Академгородка в водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении и электроснабжении на ближайшие 15-20 лет и создаст базу для дальнейшего развития.

В денежном выражении развитие инженерных сетей Академгородка потребует порядка 5 млрд рублей (в том числе на увеличение мощностей по водоснабжению — 630 млн рублей, по водоотведению — 620 млн рублей, по теплоснабжению — 2,65 млрд рублей, по электроснабжению — чуть больше 1 млрд руб. Срок строительства всех этих объектов при условии стабильного финансирования — 3 года.

Рассматриваемая в настоящее время структура управления проектом после многочисленных обсуждений неоднократно изменялась. Сейчас структуре, которая будет управлять технопарком, предложено наименование Фонд «Научно-технологического парка новосибирского Академгородка». Учредителями Фонда будут администрация Новосибирской области, мэрия Новосибирска, СО РАН и федеральные структуры власти. Фонд призван отслеживать и сохранять государственные интересы при создании и эксплуатации технопарка.

Будет создана управляющая компания, в уставном капитале которой будут участвовать Фонд технопарка, стратегический инвестор и компании-резиденты — собственники объектов недвижимости в технопарке. Они же передадут ей в доверительное управление свои объекты недвижимости.

Финансирование проекта

От того, кто и какие средства вложит в технопарк, зависит очень многое. Согласно закону о технопарках Федерация вкладывает в создание инфраструктуры технопарка столько, сколько суммарно вложит местная исполнительная власть — обладминистрация и мэрия. Если местная власть вложит 2,5 млрд рублей, то и федеральная власть добавит столько же. Так образуются 5 млрд рублей на строительство дополнительной инженерной инфраструктуры. В этом случае количество передаваемых площадей в объектах технопарка, построенных инвестором, составит 100 % от общей площади, то есть не появится крупного второго собственника — практически все будет принадлежать государству. Если госинвестиции в создание инженерной инфраструктуры составят 2 млрд рублей, то количество передаваемых площадей уменьшится до 50 %. Ситуация, когда сегодня отсутствуют необходимые инвестиционные средства у местной власти, может разрешиться через несколько месяцев, когда обладминистрация и мэрия Новосибирска получат земельный налог с Академгородка и хотя бы половину его возвратят в виде инвестиций в технопарк.

Что даст технопарк Городку?

Прежде всего, он даст мощный стимул для притока инвестиций. Будет развита инфраструктура Академгородка, улучшены условия работы и жизни. Появятся от 5 до 10 тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест. Сюда будут привлечены и закреплены здесь молодые талантливые специалисты. Появится возможность для многих институтов перейти от поставок интеллектуального сырья (лицензий) к поставкам технологий и промышленных продуктов. Появится опытный полигон для отработки новых форм взаимодействия науки, малых и средних предприятий, власти, финансовых структур.

Какие могут возникнуть проблемы после ввода в строй технопарка?

Появится резкое расслоение по размерам доходов сотрудников академических институтов и работников малых предприятий технопарка (правда, после недавнего выхода постановления Правительства РФ о новой системе оплаты в академических институтах разрыв может значительно сократиться). Второе — уход активно работающей части научных сотрудников и ИТР институтов в малые предприятия несколько оголит кадровый состав в наших НИИ. Дальше — увод без оплаты интеллектуальной собственности институтов в малые предприятия; падение престижа работы в исследовательских институтах; удорожание потребительского рынка жилья, продуктов питания, услуг приведет к возникновению социальных проблем для работников бюджетной сферы.

Как сделать создание технопарка выгодным? Необходимо принятие закона о передаче права на интеллектуальную собственность на свои разработки академическим институтам и вузам (проекты этих законов сейчас на рассмотрении в Госдуме). Следует дать возможность академическим НИИ и вузам быть учредителями малых предприятий и вкладывать интеллектуальную собственность в уставной капитал, а для реализации инновационной деятельности — возможность брать кредиты под залог выполняемых контрактов.

Локальные проблемы проекта

Прежде всего, надо определиться с объемами капиталовложений в развитие инфраструктуры и согласовать с мэрией и администрацией НСО объемы их долевого участия. Лишь после этого можно получить федеральное бюджетное финансирование развития инфраструктуры. Мэр обратил наше внимание на работу с экологической общественностью, на формирование положительного общественного мнения вокруг технопарка. И до конца лета необходимо получить согласования и разрешения на строительство, чтобы осенью начать работу.

Фото И. Глотова

стр. 10

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+377+1