Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 22 (2557) 1 июня 2006 г.

ПОБЫВАВШИЙ В КИТАЕ…

Под таким названием прошла в мае выставка Заслуженного художника России, новосибирца Анатолия Николаевича Никольского. Уже в третий раз выставочные залы Дома ученых СО РАН знакомят зрителей Академгородка с творчеством этого замечательного художника. И всегда — высокая оценка профессионалов, любителей изобразительного искусства. Это не удивляет, потому что в нашем городе А. Никольский по праву считается самым мастеровитым и плодотворным художником. Работая практически во всех жанрах, быть может, отдавая предпочтение пейзажу, он в рамках свободной реалистической школы создает произведения созвучные времени. Получив академическое художественное образование (в 1962 году окончил живописное отделение Ленинградского института им. И. Е. Репина, в народе называемом по старинке Академией художеств), он всю свою творческую жизнь с достоинством воплощает все лучшее, что было и есть в русской реалистической традиции: мастерство, эмоциональность, точное ощущение времени.

Г. Лаевская,
зав. выставочным залом Дома ученых,
Заслуженный работник культуры России

Иллюстрация
Золотая рыбка

Так сложились обстоятельства жизни Анатолия Николаевича, что две поездки в Китай были хоть и неожиданны, но не случайны: учась в Академии художеств, он дружил с китайским студентом, сокурсником по классу живописи Чжаном Хуацином, который в 1962 году по окончании института вернулся на родину. А через 43 года А. Никольский получает приглашение от Общества российско-китайской дружбы принять участие в совместной выставке в городе Куаньшане. Так происходит встреча со старым другом, уже именитым китайским художником Ч. Хуацином, который и был инициатором приглашения художника из Сибири. Таким образом, дважды: в 2005 году, и уже по личному приглашению в 2006 году Анатолий Николаевич с супругой Ольгой Дмитриевной побывали в Поднебесной. Впечатления от этих поездок — на выставке в Доме ученых.

Иллюстрация
Китайская стена

Пятьдесят три произведения разместились в нашей экспозиции. Поражаешься энергии художника, который смог за сжатое время создать полноценный живописный рассказ о Китае, отразив практически все стороны жизни, культуры, природы этой экзотической страны.

Всматриваясь в картины, понимаешь как не просто было ему найти правильный тон в передаче своеобразия Китая, оставаясь при этом художником русской традиции. Я иду по выставке и открываю для себя и страну, и необыкновенного художника, сумевшего меня убедить, что я реально путешествую по Поднебесной…

Иллюстрация
Китайская Венеция

С понятием «Китайская Венеция» впервые сталкиваюсь здесь, на выставке Анатолия Николаевича. Много работ о необыкновенном городе на юго-востоке Китая — Чжоу-Чжуане, где сосредоточены древнейшие памятники культуры, многим из которых не одна тысяча лет. Написанные в разное время дня и состояния природы, пейзажи достоверно передают характерные особенности китайской Венеции — небольшие горбатые мостики, выложенные на века монолитами гранита, безыскусные гондолы — не для развлечений, а для работы. То в тональном, изысканно сером колорите («Дождь»), то реально ощутимо в свете яркого дня («Китайская Венеция»), передают состояние тихой, размеренной жизни этого удивительного места.

Монументальная, почти квадратная по форме композиция «Явление Будды» воспринимается как собирательный образ Древнего Востока. Здесь художник использует знания классической китайской живописи «Го-хуа» и применяет их в создании канонического образа Будды в скале — величественного и неприступного, бесстрастно взирающего на поклоняющихся ему людей.

Иллюстрация
Реликтовые сосны

Небольшим (по размерам) шедевром выставки считаю картину «Реликтовые сосны». В ней художник смог передать очарование искусства Востока вообще (я имею ввиду Китай и Японию), когда в избранном мотиве убирается все лишнее, несущественное. У них такой прием называется «искусство опускать». Лаконизм сюжета — две сосны, небольшой фрагмент парковой архитектуры на фоне нежно-персикового неба воспринимаются как знаковая метафора Востока.

Иллюстрация
Утро на озере в Хаджоу

Нежные оливково-розовые пейзажи «Озеро Уси», «На берегу»; пастельные, монохромные «Сакура цветет», «Сбор моллюсков», «Китайская стена в тумане» — все они пропитаны особым отношением художника к изображенным мотивам, проникновенной трогательностью, даже умилением. И, безусловно, веришь ему, когда он говорит о своей влюбленности в эту страну, ее народ. И хотя на выставке нет портретов — есть ощущение, что художник нам поведал и о сути национального характера, необыкновенной доброте, гостеприимстве и трудолюбии китайцев. На выставке убеждаешься в этом перед небольшими картинами-зарисовками «Маленький Париж», «Кафе Хаджоу». Написанные пастозно, материально они передают многокрасочность толпы в узких улочках и задушевность уютных тихих уголков, где можно уединиться, предаться размышлениям. Бытовые зарисовки «Дворик», «Зеленый чай» дополняют эту тему.

Выставка достаточно полно, а главное — точно по ощущениям, фактическому ряду, эмоциональной окраске рассказывает о Китае. Как научный отчет о командировке — только красочный, проникнутый неподдельным чувством.

Да, Китай глазами русского художника — это и необычно, и очень интересно. Недаром Анатолия Николаевича Никольского пригласили в следующем году в Китай с выставкой именно под таким названием. Художник уже сегодня готовится к этой ответственной поездке. Пожелаем ему успеха…

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+378+1