Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 23-24 (2558-2559) 8 июня 2006 г.

КАДРОВАЯ ПЛАТФОРМА
АЛТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

К началу 70-х годов на Алтае действовали более тридцати научных организаций, в которых работали около трех с половиной тысяч человек. Но, в отличие от многих областей Сибири, здесь не имелось ни одного академического учреждения. В этих условиях единственным центром координации алтайской науки мог стать классический университет.

Алтайский государственный университет был основан в 1973 году. За 33 года жизни он основательно зарекомендовал себя как мощный учебный и научно-исследовательский центр. В АГУ 17 факультетов, 6 филиалов, 4 НИИ. Более 800 преподавателей, около 19 тысяч студентов, а всего обучающихся — 23 тысячи, включая подготовительные курсы, повышение квалификации, второе образование. Университет традиционно входит в список ста лучших вузов России, уже два года подряд его награждают европейской золотой медалью качества образования.

Наш корреспондент Валерия МАКАРОВА встретилась с ректором АГУ доктором исторических наук Юрием КИРЮШИНЫМ.

— Традиционно университет воспринимается не только как учебное заведение, но и как учреждение науки. Расскажите, пожалуйста, о научно-исследовательском секторе, какие направления там разрабатываются?

Иллюстрация

— В университете работают четыре института. Они сразу были задуманы небольшими по штатному расписанию, но емкими по привлечению совместителей. Университетские преподаватели, аспиранты, докторанты имеют возможность подработать, а с другой стороны, набирают материал для диссертаций. Уже почти десять лет Алтайский государственный университет издает «Известия АГУ» (журнал теоретических и прикладных исследований), причем две версии — на русском и английском языках.

Коротко представлю НИИ. Во-первых, Институт космического мониторинга. Одно из важных его направлений — составление оперативных рекомендаций различным службам по отклонениям в состоянии природных, погодных условий на территории Алтайского края. Информация готовится на основании дешифрирования космоснимков, получаемых со спутника каждые четыре часа. Своевременно принятые меры неоднократно предотвращали наводнения, лесные пожары и другие критические ситуации. Отработана методика определения урожайности полей по цвету растительности. Возможно, выводы ученых будут полезны аграриям, но пока запроса нет.

Институт древесных термопластиков имеет ряд патентов по глубокой переработке древесины, получению новых отделочных композиционных материалов. На VI Международном салоне инноваций в феврале этого года в Москве эти разработки были награждены серебряной медалью. Сейчас идут переговоры с предприятиями Алтайского края о внедрении в производство специального оборудования и методики получения отделочных материалов без применения вредных для человека смол.

Кстати, на VI салоне инноваций медалью отмечена еще одна разработка АГУ. Порошковые покрытия для нанесения на различные поверхности созданы в Институте экологического мониторинга, который действует на физическом факультете университета.

Наш Институт информатики совместно с Томским государственным университетом ведет важную программу по подключению краевых школ, других образовательных учреждений к наземным сетям. Это позволяет даже в самых отдаленных поселках выходить в интернет, активно участвовать в научной и общественной жизни.

Алтайский государственный университет традиционно имеет больше гуманитарных факультетов, чем естественных. Институт гуманитарных исследований зарекомендовал себя с сильной стороны по наработкам социологов, юристов, историков. Там действует и академическая лаборатория, организованная совместно с Институтом археологии СО РАН.

В целом, научные работы университета развиваются достаточно активно, ежегодно растет количество получаемых отечественных и международных грантов. Систематически наши преподаватели выезжают на стажировки и по стране, и за рубеж. Отмечу сложившиеся интернациональные связи, особенно у биологов: они круглый год ведут совместные исследования с иностранными учеными. Летом организуют экспедиции, а зимой ведут анализ результатов и готовят совместные публикации. Специалисты университетского ботанического сада участвовали даже в подготовке многотомного издания «Фауна Китая».

— Юрий Федорович, развитие науки в университете определяется и активностью студентов. Как вы оцениваете этот показатель?

— В АГУ стабильно высокий конкурс. Даже в 2005 г. в среднем было семь человек на место, несмотря на то, что количество выпускников школ уменьшилось в связи с демографическим спадом. На некоторые специальности конкурс доходит до 30 человек на место. Привлекает ребят не только возможность получить высшее образование, но и поработать в лабораториях на уникальных приборах, выступить на конференциях, проявить свои способности и амбиции в брэйн-рингах.

Многие студенты к окончанию учебы имеют до десяти публикаций. Приведу живой пример: прошли защиты двух аспирантов, наших бывших студентов-археологов. Так у обоих оказалось свыше 60 печатных работ!

Мы «выращиваем» своих студентов. В АГУ развита система привлечения к университету школьников. По всему краю организованы специализированные классы, кружки. Ребята 9-11 классов выступают на университетских конференциях, публикуют тезисы докладов. На Алтае создана сеть лицеев университета. Там работают наши преподаватели, выступают профессора с курсами лекций.

В прошлом году из Михайловского района в вузы поступило 44 человека, из них 43 — выпускники лицея. Кроме Михайловского, есть еще лицеи в Славгороде, Алейске, Камне-на-Оби, Быстроистокском районе.

В селе Михайловском в прошлом году открыли филиал университета, сейчас там обучается около 500 человек. По просьбе дирекций пяти химических предприятий Кулундинской зоны АГУ открыл в Михайловском химико-технологический колледж. Это учреждение не получает ни государственного, ни муниципального финансирования, его полностью содержат заводы: оплачивают обучение, питание студентов. Ребята проходят практику на предприятиях, им гарантированы рабочие места и жилье.

В структуре университета есть еще колледжи: информатики, экономики, социологии. Они дают среднее техническое образование, как раньше техникумы. За три года в колледже проходят два курса университета. По окончании можно получить справку о неполном высшем образовании или продолжить учебу на вечернем или заочном отделениях АГУ.

— Понятно, что бюджетных средств не хватает. Как удается университету зарабатывать? Сколько стоит учеба? Платные студенты — существенная часть дохода?

— Уже ряд лет 60 % общего финансирования Алтайского государственного университета составляют внебюджетные средства. Платный набор (вместе с филиалами) составляет 1600 человек. Стоимость обучения — от 20 до 40 тыс. руб. в год. У нас учатся иностранцы — китайские и монгольские студенты. Администрация края договорилась с правительством Монголии по обмену студентами: ежегодно по десять ребят проходят стажировки в дружественных университетах. В аспирантуре и докторантуре АГУ также обучаются китайские соискатели. В основном, по социологии, психологии, экологии, экономике.

Еще один важный источник пополнения университетской казны — система целевой подготовки специалистов. Я убежден, что это полезно и выгодно для любого вуза. На основе заявок университет готовит специалистов для конкретных организаций. В договорах определено, какие предметы студент должен обязательно изучить, в связи с этим по необходимости организуем спецкурсы, семинары. В договоре целевой подготовки оговорена стоимость дополнительного объема подготовки, условия учебной, производственной и преддипломной практик, прием на работу. На некоторых факультетах целевых студентов до 50 %! Зачастую средства, полученные от заказной подготовки, превышают выручку от платного набора.

У студентов есть мощный стимул отлично учиться: многие организации ставят условие на собеседовании: «Закончишь с красным дипломом, мы тебя берем, а нет, хоть и платили за тебя — возьмем другого». Должен сказать, что в АГУ ежегодно в сессию до 1500 отличников. Мэрия их тоже поддерживает — проводит городской студенческий бал отличников. Попасть туда очень престижно!

Университет имеет договора целевой подготовки специалистов со многими промышленными предприятиями, управлением юстиции, краевым судом и архивом. На местах открываем филиалы кафедр, которые успешно работают. К примеру, учебно-научная лаборатория на радиозаводе уже внедрила ряд разработок в производство. В экономической лаборатории на пивзаводе, где студенты-экономисты проходят практику, прорабатываются бизнеспланы. Так, существенные предложения ребят-практикантов, по словам директора предприятия, уже дали экономию 6 млн рублей!

— Я прочитала, что университет не оставил практику распределения, и почти все выпускники трудоустраиваются! Результаты работы АГУ востребованы. Поделитесь секретами ректорской политики.

— Университет в первую очередь — кадровая платформа. Вузу, имеющему мощную учебно-научную и лабораторную базу, проще, чем кому-либо, готовить высококвалифицированных специалистов. Я считаю, что важно построение системы непрерывного образования: в одну цепочку увязывать школу, лицей, колледж и вуз. Мы, скажем, четко реагируем на потребности в специалистах — в филиалах открываем факультеты, выпускники которых востребованы на месте. Таким образом, наши студенты заранее трудоустроены.

По многочисленным обращениям в АГУ открыли вечерние отделения на многих факультетах. Организуем занятия и в выходные дни. По некоторым специальностям на вечерние отделения конкурс выше, чем на дневные.

Университет внимательно рассматривает все предложения, принимает критику, активно поддерживает начинания студентов и преподавателей. Вот и все секреты.

Фото В. Новикова

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+379+1