Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 33-34 (2568-2569) 1 сентября 2006 г.

РЕФОРМА В СО РАН.
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ
И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Академик Н. Добрецов

Иллюстрация

Комиссия Президиума РАН во главе с вице-президентом ак. В. Козловым, проводившая комплексную проверку Сибирского отделения РАН в июне 2006 года, высоко оценила деятельность Президиума Отделения по организации и модернизации науки и полученные институтами СО РАН результаты фундаментальных и прикладных исследований.

Научные результаты институтов Отделения достаточно хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Они опубликованы в ведущих рейтинговых журналах и монографиях. В частности, большой интерес научной общественности вызывает серия монографий по результатам междисциплинарных интеграционных проектов.

Исследования сибирских ученых регулярно получают высокую государственную оценку. За последние пять лет 32 ученых Отделения (14 работ) стали лауреатами Государственной премии России. В том числе из шести новых Государственных премий по науке и технике (с 2005 года) две присуждены нашим ученым — академику В. Молодину и д.и.н. Н. Полосьмак, за выдающиеся исследования пазырыкской культуры, и академику А. Скринскому за выдающиеся достижения в области физики высоких энергий. Двенадцать работ (18 ученых СО РАН) получили премии Правительства Российской Федерации за достижения по реализации научных результатов в практике.

Иллюстрация
В ИЯФе строится ускоритель ВЭПП-2000.

Исследования сибирских ученых вызывают большой интерес за рубежом. Ежегодно институты Отделения посещают более 2000 зарубежных ученых, которые не только принимают участие в совещаниях и конференциях, но и активно работают в Сибири в рамках организованных при СО РАН 16 международных научных центрах.

Ученые Отделения избраны членами и руководителями авторитетных международных и национальных организаций, таких как Ассоциация академий наук Азии (ак. Н. Добрецов), Европейская академия наук (ак. Д. Кнорре, ак. И. Жимулев), Американские — математическое (ак. Л. Овсянников, ак. С. Годунов), физическое (ак. А. Скринский), химическое (ак. Б. Трофимов) общества, ИЮПАК (ак. В. Пармон), Американский геофизический союз (ак. С. Гольдин, ак. А. Алексеев), Германский археологический институт (ак. А. Деревянко, ак. В. Молодин), Международное социологическое общество (д.с.н. З. Калугина) и многих других.

Академик  В. Болдырев был первым президентом Международной механохимической ассоциации. Сегодня академик Ю. Цветков является президентом Международного общества ЭПР, академик Ф. Кузнецов — президентом Азиатско-Тихоокеанской ассоциации материаловедов, академик В. Мельников — членом Совета России в Международной ассоциации мерзлотоведов и так далее.

Ярким показателем высокого уровня исследований ученого является персональное приглашение с пленарным заказным докладом на крупные международные научные конгрессы и конференции. За последние пять лет в среднем ежегодно более 150 ученых СО РАН получали такие приглашения.

Несмотря на достигнутые успехи, 2006 год оказался для СО РАН особенно трудным.

С одной стороны, приближается срок очередной смены состава Президиума СО РАН и окончания моей работы в качестве председателя Отделения. Важно было успешно завершить начатые дела и заложить предпосылки для новых крупных дел. С другой стороны, приближается 50-летие Сибирского отделения, и хотелось бы встретить его с реальными достижениями и ясными перспективами дальнейшего развития.

Были выбраны три главных направления:

— Создание мощного технопарка в Академгородке с активным участием в его деятельности институтов и фирм, созданных при институтах или тесно связанных с ними.

— Строительство современного главного корпуса Новосибирского университета и нескольких общежитий, что позволит достичь в течение 5 лет удвоения численности студентов с заметным расширением числа магистрантов и аспирантов. Тиражирование эффективной системы непрерывного образования: олимпиада — физико-математическая школа — университет — научно-исследовательский институт.

— Успешное продолжение реформ в СО РАН, и прежде всего — «зарплатная реформа» в РАН, удвоение зарплаты в 2006 году и четырехкратное ее увеличение к 2008 году, что позволит существенно помочь в закреплении научной молодежи, в частности, сделать обычной практику ипотечного кредитования жилья. Не менее важным представлялось развитие материально-технической базы институтов — строительство новых корпусов, вивария, приобретение дорогостоящего импортного оборудования, развитие производства собственных новых уникальных установок (вторая очередь лазера на свободных электронах, развитие центра синхротронного излучения, центра геохронологии кайнозоя и другие).

Фактически был запланирован второй виток в развитии Академгородка и всего Сибирского отделения по всем его основным направлениям, заложенным «отцами-основателями»: интенсификация инновационной деятельности как дальнейшее развитие идеи М. А. Лаврентьева — Г. И. Марчука о «поясе внедрения» и связи науки с производством; новый уровень подготовки кадров, в том числе подготовка групп аспирантов и магистрантов, готовых во главе с руководителями создавать новые технологии и производства в технопарке; новый уровень развития фундаментальной науки при достижении мирового уровня по принципу «перегонять, не догоняя»; повышение (или возвращение) прежнего социального статуса ученых и закрепление молодежи.

Но реализация всех этих планов натолкнулась на значительные трудности в правительстве, не было достаточного понимания и поддержки со стороны администраций регионов, да и в самом академическом сообществе порою не хватало необходимого единства и активности. По всем трем направлениям большую часть 2006-го года стоял вопрос: быть или не быть?! К тому же возникли дополнительные острые проблемы: задержка Минфином компенсации налога на имущество и землю, что создало в июле-августе критическую ситуацию в большинстве научных центров; неожиданная реорганизация Национальной академии наук Республики Саха (Якутия) с настойчивым требованием Правительства республики и Минфина Федерации взять 4-6 институтов НАН в СО РАН, ряд острых проблем с институтами в Чите, Кемерово, Барнауле, Бийске, Кызыле; с функционированием энергоснабжаюших и водоснабжающих организаций, особенно в Новосибирске, Красноярске…

Президиуму Сибирского отделения и руководству научных центров удалось в этой напряженной ситуации сохранить спокойствие и уверенность, что передалось и в институты, продолжать настойчивые и планомерные усилия по реализации главных планов, что позволит, я надеюсь, во второй половине 2006 года переломить ситуацию.

Технопарк
и технико-внедренческая зона

Идея создания в новосибирском Академгородке мощного технопарка нами была сформулирована и, как казалось, была поддержана на самом высоком уровне во время визита Президента РФ В. В. Путина в Академгородок 11 января 2005 года. Главное, что требовалось для реализации этой идеи — законодательные инициативы: Закон об особых экономических зонах (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, ряд законодательных положений, стимулирующих в Академии наук инновационную деятельность и масштабное финансирование из федерального бюджета для создания инфраструктуры технопарков и ОЭЗ. В. В. Путиным были даны поручения Правительству за три месяца доработать Закон об ОЭЗ, за шесть месяцев принять закон в Думе, подготовить и профинансировать программы по развитию ОЭЗ и технопарков, прежде всего, в области информационных технологий.

Состоявшееся обсуждение и поручение Президента обнадеживали, тем более, что эти поручения были достаточно быстро (хотя и не полностью) выполнены. Но в поручениях, дальнейших действиях правительства сохранялось много противоречий. Они касались, прежде всего, вопросов: ОЭЗ или технопарки? Технопарки только в области информационных технологий или более широкие? Нам с самого начала было очевидно (и я доложил это В. В. Путину), что технопарк в Академгородке должен быть широким, включать не менее четырех главных направлений, одно из которых -информационные технологии.

В результате почти весь 2005 год работа шла по двум параллельным направлениям: создание ОЭЗ технико-внедренческого типа и технопарка с приоритетом в области информационных технологий. Была подготовлена концепция создания технопарка, подана заявка в Министерство информационных технологий и связи, и уже летом 2005 года состоялась презентация Новосибирского технопарка в Москве.

После принятия Госдумой летом 2005 года Закона об особых экономических зонах, было создано Агентство по ОЭЗ при МЭРТ и объявлен конкурс на создание ОЭЗ двух типов: технико-внедренческого (ТВЗ) и научно-производственного. В Сибири заявки на ТВЗ были поданы от Новосибирской и Томской областей, на научно-производственные зоны — от Омской, Кемеровской, Иркутской, Читинской областей. Выиграла только заявка Томской области на создание технико-внедренческой зоны, основная площадка которой располагается около томского Академгородка.

После принятого решения о создании Томской ТВЗ в Новосибирске все действия сконцентрировались вокруг создания широкомасштабного технопарка, который включал основные положения первоначальной заявки о технопарке и многие положения из заявки о ТВЗ.

Созданная Администрацией Новосибирской области, мэрией г. Новосибирска и Президиумом СО РАН дирекция будущего Технопарка объявила конкурс на создание технопарка на участке между НГУ и зоной НИИ в Академгородке. Конкурс выиграла компания «РосЕвроДевелопмент». Первым этапом, в соответствии с условиями конкурса, была разработка концепции строительства и функционирования Технопарка. Концепция после многочисленных обсуждений и дискуссий, в том числе на страницах печати, была представлена и в основном одобрена в марте 2006 года на расширенном заседании Президиума СО РАН с участием руководства области и города (В. Толоконский, В. Городецкий, их заместители). При обсуждении позиция СО РАН содержала принципиальные положения, которые были добавлены в концепцию:

1. Доля государственной собственности в главной зоне Технопарка должна быть не менее 50 % или, желательно, выше (до 70-100 %) за счет увеличения доли инвестиций со стороны области, города и федерального бюджета.

2. Добавление площадки научно-производственных модулей вдоль улицы Инженерная (к востоку от основной зоны НИИ), возможность более активного участия институтов и ассоциированных фирм в освоении главной зоны и зоны модулей, увеличение объема строительства общей инженерной инфраструктуры.

3. Вынос жилищного строительства (кроме небольшого объема — 20 тыс. кв. м — служебно-гостиничного жилья) за пределы основной зоны Технопарка в зону «Е» генплана Академгородка.

Эти меры в совокупности с законодательными поправками, подготовленными в Минобрнауки и Комитете по науке и образованию Госдумы РФ, позволят использовать создаваемый Технопарк действительно в интересах институтов СО РАН, для развития инновационной деятельности на основе разработок институтов СО РАН, развития общей инженерной и социальной инфраструктуры Академгородка, повышения уровня жизни и социального статуса сотрудников СО РАН.

Уточненная концепция вошла неотъемлемой частью в инвестиционное соглашение, официальное подписание которого состоялось 26 июля в Администрации области (хотя борьба за некоторые поправки продолжалась и после этого). Нужны еще два подготовительных этапа: разработка генплана и техзаданий; планы распределения собственности по объектам, очередности строительства и инвестиций. Реальное строительство начнется летом 2007 года, возможно во время празднования 50-летия СО РАН, а первый пусковой комплекс будет сдан через 18 месяцев, то есть в конце 2008 года. Будет построен комплекс зданий в самом Технопарке, всего площадью 160 тыс. кв. метров. Общий объем частного инвестирования — около 15 млрд, государственные инвестиции ~ свыше 2 млрд рублей.

Иллюстрация
Концептуальная схема планирования Новосибирского технопарка, одобренная на расширенном заседании Президиума СО РАН.

Аналогичная большая работа велась по подготовке начала функционирования ТВЗ в Томске. Сама площадка рядом с томским Академгородком только проектируется, сейчас согласуется отвод земли и передача нескольких второстепенных зданий из СО РАН в собственность ТВЗ. Но первая площадка на базе Томского нефтехимического комплекса в пригороде Томска уже введена в апреле 2006 года. Из шести разработок и фирм-резидентов, представленных Президенту РФ В. В. Путину, три основаны на разработках институтов СО РАН.

Таким образом, дан официальный старт созданию широкомасштабного научно-технологического парка в новосибирском Академгородке и открыта первая очередь ТВЗ в г. Томске. Их развитие в течение ближайших 2-3 лет позволит ответить, какая модель, технопарк или ТВЗ, лучше, какие технологические направления будут быстрее и эффективнее развиваться, как будут решаться сложные и сегодня еще неоднозначные проблемы.

А их много. Нужно не допустить и в Новосибирске, и в Томске, перетока кадров (особенно молодых) из институтов в фирмы-резиденты ТВЗ и Технопарка, избежать опасности, что «опытные образцы» в Томской ТВЗ, слишком узко понимаемые, затормозят инвестиции, повысить реальную роль государства и институтов СО РАН в обоих инновационных центрах. И многое другое…

Развитие НГУ и взаимодействие вузов,
НИИ СО РАН и технопарков

Как известно, еще академик М. А. Лаврентьев настаивал, чтобы Новосибирский университет входил в состав Сибирского отделения АН. Тогда этого сделать не удалось. В последние годы руководство СО РАН (академик Н. Добрецов, академик Г. Кулипанов) на заседаниях Совета по науке и технологиям при Президенте РФ неоднократно поднимали вопрос о передаче НГУ в состав СО РАН. Президент РФ В. Путин дал поручение Правительству (и персонально министру А. Фурсенко) проработать вопрос о передаче в Академию наук одного-двух университетов. Но дело всячески тормозилось, в том числе из-за юридических сложностей. В конце концов, правительство приняло постановление, что государственные вузы могут учреждаться не только федеральными органами исполнительной власти. Специальным решением был подтвержден государственный статус Академического университета в г. Санкт-Петербурге, созданного РАН по инициативе академика Ж. Алферова. Путь был открыт и для Новосибирского университета.

Но соответствующее решение до сих пор правительством не принято. А. Фурсенко проводит в жизнь другую идею — широкого конкурса инновационных университетов. Поэтому он предложил не торопиться с передачей НГУ в состав СО РАН, а принять участие в уже объявленном конкурсе инновационных университетов.

Ректорат НГУ (к сожалению, без какого-либо участия Президиума СО РАН и в некоторой спешке) подготовил заявку и проект на участие в этом конкурсе. На первом этапе, когда оценивался общий уровень и качество подготовки в вузах, НГУ вошел в первую десятку, но проект НГУ (а вместе с ним и система СО РАН — НГУ) конкурсной комиссией в июне 2006 года были отвергнуты. Второй тур этого конкурса предполагается в октябре, и министр предлагает НГУ вместе с СО РАН более тщательно подготовиться.

Этот вариант нельзя отвергнуть, так как на весы положено существенное обстоятельство — строительство главного корпуса университета и общежитий для аспирантов и магистрантов. Еще во второй половине 2005 года А. Фурсенко и руководителем Агентства по образованию Г. Балыхиным такое строительство было обещано, если НГУ останется в составе Министерства. Действительно, в бюджет 2006 года включены 65 млн рублей на проектирование главного корпуса НГУ и обещано 80 млн руб. выделить на общежитие в ходе уточнения бюджета 2006 года. В апреле этого сделать не удалось, остается надежда добиться добавки через Думу в сентябре 2006 года.

Агентство по образованию в конце 2005 года одобрило концепцию строительства главного корпуса с библиотекой и актовым залом как масштабного объекта национального значения общей стоимостью строительства около 2,5 млрд рублей. Но конкурс по проектированию здания был проведен только в июле 2006 года. Победителем конкурса объявлена московская фирма ФГУП «Технопромимпорт».

Задержка с проектированием и началом строительства вызвана противоречивой позицией мэрии по отводу земли и возражениями «зеленой» общественности. С учетом предстоящего строительства Технопарка и в соответствии с ранее утвержденным генеральным планом Академгородка для главного корпуса НГУ и вспомогательных зданий был выбран микрорайон «Г» — участок вдоль Университетского проспекта к западу от улицы Пирогова и существующего корпуса НГУ. «Зеленые» подняли шум, что лесной зоне Академгородка будет нанесен серьезный ущерб. Это было явное искажение фактов. Тем более, что речь шла о национальной гордости — новом величественном здании НГУ. В то же время, без шума, в Академгородке был вырублен огромный участок прекрасного леса для фирмы «Чистая вода». Удивительно, но здесь «зеленая» общественность промолчала. На собрании этой общественности присутствовали преимущественно представители школ, которые благодарили фирму «Чистая вода» за оказанную помощь.

В конце концов, после долгих заседаний, встреч и обсуждений отвод земли для главного здания НГУ вдоль Университетского проспекта мэрией был согласован. Но время было упущено. Следует добавить, что мэрия долго не согласовывала и другой отвод земли для строительства жилья для сотрудников НГУ. Чтобы не сорвать полностью все планы строительства, руководство СО РАН было вынуждено начать проектирование и строительство первых объектов самостоятельно, не передавая его подрядчикам и не согласовав до конца все вопросы с мэрией.

Более того, в июне 2006 года после долгих обсуждений вопросов отвода земли для строительства Технопарка, НГУ и жилья, мэрия г. Новосибирска за подписью первого заместителя мэра В. Воронова предложила отдать всю землю в Академгородке в муниципальную собственность, кроме земли, занимаемой институтами и другими организациями СО РАН. Руководство СО РАН не стало даже обсуждать этот вопрос, поскольку потеря 2/3 земли в Академгородке приведет к масштабной продаже или передаче земли в аренду посторонним застройщикам и постепенному превращению Академгородка в «спальный» район города Новосибирска с вытекающими тяжелыми последствиями для науки.

Проектирование главного корпуса НГУ на отведенной земле начато, запланированы деньги на начало строительства главного здания и общежитий в 2007 году (правда, в мизерных объемах по 30-50 млн рублей, идет трудная борьба за существенное увеличение этих средств), возможна поддержка на втором туре конкурса инновационных университетов («приз» около 900 млн рублей). Но все эти планы могут не осуществиться — объемы строительства останутся мизерными, и проект НГУ на конкурсе будет повторно не поддержан. Тогда останется добиваться перехода НГУ в состав СО РАН и уповать на собственные возможности.

Иллюстрация
Летняя физико-математическая школа — первый шаг на пути в науку.

Речь идет о действительно крупных и важных для страны вопросах. Надо добиваться развития и тиражирования системы подготовки кадров высшей квалификации в виде непрерывного отбора и обучения через исследования по формуле цикла «олимпиада — физматшкола — университет — исследовательские институты». Эта формула, вероятно, должна быть дополнена специализированной подготовкой групп под проекты в Технопарке (то, что в США называется «проектной системой») и частично уже осуществлялась в СО РАН. Система СО РАН — НГУ не только признана во всем мире, но и тиражирована. Следует напомнить, что Красноярский и Бурятский классические университеты первоначально были филиалами НГУ, а такой новый исследовательский университет, как Pohang Sci Technical University (Postech) в Южной Корее прямо подтверждает широкое использование опыта СО РАН — НГУ. Приезд в июле-августе 2006 года 19 корейских школьников в Новосибирскую ФМШ, обмен опытом между Корейской физико-математической академической школой и новосибирскими ФМШ и университетом, чтение в Корее лекций преподавателями новосибирской ФМШ — лучшее тому подтверждение.

Иллюстрация
Лицеисты из Южной Кореи в новосибирской ФМШ.

Необходим новый виток развития системы НГУ — ФМШ. Чтобы усилить отбор талантливых школьников, мы предлагали министерству и ряду администраций регионов (Бурятии, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Красноярска) создать у них филиалы Новосибирского СУНЦ или самостоятельные ФМШ. Вялотекущий процесс надо как-то активизировать. Поводом послужил визит первого вице-премьера Д. Медведева в Академгородок (с посещением НГУ и ИЯФ) в мае 2006 года. Вместе с руководством НГУ Президиум предложил Д. Медведеву и присутствовавшему А. Фурсенко тиражировать опыт НГУ и СУНЦ, создав филиалы СУНЦ в крупных городах Сибири, шире использовать уникальные учебники по математике, физике, химии, биологии, подготовленные ведущими учеными СО РАН и преподавателями СУНЦ. Можно было воспользоваться также проектами создаваемых федеральных Университетов в Красноярске и Ростове-на-Дону, в состав которых предполагалось включить академические институты. Мы же предлагали шире использовать опыт НГУ — СУНЦ и создавать национальные университеты исследовательского типа в Новосибирске, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Этот вопрос был обсужден с президентом РАН академиком Ю. Осиповым и получил его полную поддержку. После этого было послано обстоятельное письмо Д. Медведеву. В ответ мы получили письмо зам. министра образования и науки В. Фридлянова, в котором была все та же рекомендация: «…апробация концепции и модели создания такого инновационного вуза может быть реализована в форме заявки на конкурс вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, следующий этап которого состоится в октябре текущего года»… Круг замкнулся.

Реформы в Академии наук
и СО РАН

Очевидно, что многие реформы в РАН назрели. После бурных обсуждений до и во время Общего собрания РАН в мае 2005 г. была доработана и в октябре 2005 г. подписана президентом РАН академиком Ю. Осиповым и министром А. Фурсенко «Концепция модернизации и реформирования РАН», где в соответствии с поручениями Президента РФ В. В. Путина уточнен статус РАН (и других Государственных академий), скорректированы главные задачи и функции, а также механизмы финансирования и государственной поддержки исследований.

Кроме уже начатых и продолжающихся изменений (сокращение и уточнение функций отделений РАН, сокращение числа институтов, поиски путей усиления инновационной деятельности в РАН), важнейшим новым элементом предполагалась «зарплатная реформа» в РАН, устанавливающая четырехкратное увеличение зарплаты научных сотрудников в течение 2006-2008 гг. с доведением ее средней величины до 30 тыс. рублей в месяц. Условиями проведения этой реформы, сформулированными правительством, были сокращение численности сотрудников РАН на 20 % в течение трех лет, продолжение совершенствования структуры РАН и изменения механизмов стимулирования эффективной работы научных сотрудников с использованием рейтинговой оценки. Это трудные условия, но руководство РАН приняло их (хотя разъяснение их смысла широкой научной общественности продолжается до сих пор).

Следует отметить, что в СО РАН «реформы» (точнее, процессы адаптации и модернизации институтов и вспомогательных подразделений) начались раньше и прошли глубже. Можно напомнить, что в том или ином виде рейтинговая оценка институтов на основе разработанной и уточненной системы показателей (варьирующихся в разных объединенных ученых советах) была введена в СО РАН с 1994 года. С 1999 года проводятся конкурсы интеграционных проектов, на которые выделяются 15-20 % средств федерального бюджета по статье «Наука». В 2005 году подведен итог второго конкурса и начат третий цикл конкурсных интеграционных проектов. Осуществлен переход на программно-целевые методы планирования «базовых» научных исследований. В 2004 году начат и в 2006 году заканчивается трехлетний цикл конкурса «базовых» проектов, где вместо произвольно выбранных многочисленных и часто плохо согласованных тем, обсуждены и приняты приоритетные направления и программы, в рамках которых институтами предложены, а ОУС отобраны для реализации около 500 базовых проектов (вместо 2500 тем). К началу 2006 года около 2/3 бюджета по науке институты получали на основе конкурсных оценок их проектов.

Также на конкурсной основе успешно реализуются программы обновления научных приборов и оборудования и капитального ремонта основных фондов. В частности, по первой программе по нашим расчетам, сделанным в 2002 году, для того, чтобы полностью обновить научное оборудование за 5-7 лет (срок его морального старения), нужно было найти на эти цели около 140 млн долларов США. В 2005 и 2006 годах мы потратили по 30-35 млн долларов США и за четыре года около 100 миллионов, а это означает возможность завершить первый цикл обновления в ближайшие два года и приступить к следующему.

Наш опыт был доложен в марте 2005 года на заседании Президиума РАН и получил общее одобрение. Многие предложения СО РАН вошли в вышеупомянутую концепцию, использованы Министерством при разработке рейтинговых показателей стимулирующих выплат и все шире учитываются в бурных дискуссиях о модернизации РАН.

Всю вторую половину 2005 года шла интенсивная подготовка «зарплатного проекта» в РАН, согласования постановления правительства с Минобрнаукой и Минфином. Однако из-за обструкции и затяжек со стороны Минфина постановление Правительства РФ к началу 2006 года не было подготовлено, а было подписано только 22 апреля 2006 г. К тому же была изменена и основная формулировка постановления — вместо «перехода на отраслевую систему оплаты труда в РАН», появилось «совершенствование системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров РАН». В результате к трем трудным условиям (сокращение численности, сокращение числа учреждений, изменение механизмов оплаты надбавок), добавились еще три, хотя и временных, но трудных условия:

— перераспределение средств на зарплату и заметное сокращение прочих статей бюджета. В результате доля оплаты труда и начислений на зарплату составила в СО РАН с мая 2006 года около 70 % в бюджете на науку;

— введение новых окладов и особенно стимулирующих выплат фактически в середине года, без утвержденного положения о стимулирующих доплатах и положения об аттестации, вызвало большую неразбериху, задержку выплат доплат в мае-июне, а аттестация отложена, в лучшем случае, до сентября;

— изменение основной формулировки постановления, с виду безобидное, фактически сняло постановку вопроса об изменении системы пенсионного обеспечения ученых, предполагавшейся в рамках отраслевой системы оплаты труда.

На эти удвоенные зарплатные трудности в мае-августе наложились дополнительные серьезные проблемы, связанные с введенными с 2006 года налогами на имущество и землю. Академия наук и в 2004, и в 2005 году боролась, чтобы льготы по налогу на имущество сохранить, а налог на землю, используемую организациями РАН (включая ботсады и заповедники), пока не вводить.

Вместо этого правительство (и прежде всего Минфин) гарантировало, что в 2006 году и далее (до какого времени — не установлено) институты РАН, как и другие федеральные учреждения, получат из Минфина (сверх утвержденного ведомственного бюджета) компенсации по налогу на имущество и землю, которые будут перечислены далее в бюджеты области и города.

Действительность оказалась гораздо более трудной и грозила парализовать деятельность многих научных центров СО РАН. Поскольку налогами на имущество РАН занималась и в 2005 году, то реестры по налогу на имущество были подготовлены своевременно и переданы в Минфин. Задержка предложений по налогам на землю произошла главным образом потому, что требовалось много согласований, в частности, с Роснедвижимостью, в соответствии с утвержденными там кадастровыми номерами земельных участков.

Кроме задержек по времени, возникли два принципиальных расхождения:

1) Минфин не признавал научные центры научными организациями, а земли были закреплены, как правило, едиными земельными участками за научными центрами СО РАН. Основание было чисто формальное: в списке учреждений РАН, утвержденном Правительством в 1996 году, НЦ значились как структуры управления.

2) Единые большие участки (например, в Новосибирском научном центре) требовалось разделить на отдельные участки в зависимости от целевого использования земли (прежде всего, выделить земли, занятые под жилье с минимальными ставками налога). Но для этого требовалось межевание участков, то есть время и деньги, к тому же необходимое согласование с муниципальными органами во многих случаях не было достигнуто. В частности, СО РАН обратилось в мэрию г. Новосибирска еще в конце 2005 года с предложением провести такое межевание, но положительного заключения не получило.

Лишь 1 августа 2006 года, после неоднократных обращений РАН и СО РАН в правительство на самом высоком уровне, Минфин (за подписью заместителя министра Т. Голиковой) принял решения выплатить компенсации за I квартал на основе представленных реестров, а затем провести необходимые корректировки при выплате компенсаций за остальные кварталы. Придется заняться разграничением и межеванием земель (с чем мы обращались в мэрию в конце 2005 г.) и пересчитывать земельный налог. Кстати, Советский район г. Новосибирска, по нашим сведениям, занимает первое место по суммам налогов в бюджет города и последнее место — по средствам, выделяемым на развитие района, решение его инфраструктурных и социальных проблем. Это тоже политика, но скорее со знаком «минус».

Конечно, сказалось непредвиденное наложение проблем, связанных с затянувшейся зарплатной реформой, введением нового Земельного кодекса и налога на землю именно в 2005 году, нового Жилищного кодекса, рядом нестыковок в этих кодексах и Бюджетном кодексе и других «прорех» в нашем законодательстве. Но просматривается еще одна общая и очень важная причина.

Очень многие люди в органах исполнительной власти (от правительства до муниципальных органов) плохо понимают значение и ведущие функции Академии наук для развития научно-образовательного и научно-технического потенциала страны. А значит, плохо понимают и будущее развитие России или (во что не хочется верить) согласны на ее бесславное будущее. Более того, имеются влиятельные силы, которые стремятся разрушить Академию наук, приватизировать ее институты, превратить Академию в клуб почетных академиков. «Панихидные» обсуждения этих вопросов на телевидении и в печати происходят с пугающей регулярностью. На этом фоне должно быть понятно, что невостребованность науки, многих ее существующих и нереализованных возможностей есть следствие не только экономических причин.

И все же есть основания для осторожного оптимизма:

— масштабный технопарк в Новосибирске и ТВЗ в Томске будут строиться, помогут институтам реализовать инновационный потенциал, удержать молодежь в науке и научно-технической деятельности, развивать инфраструктуру и придать академгородкам новый, современный облик;

— новосибирский университет и вся система подготовки кадров высшей квалификации будут успешно развиваться в тесной связи с развитием СО РАН, технопарка и ТВЗ;

— зарплатная реформа будет успешно осуществлена к 2008 году, поднимет не только материальное положение и статус научных сотрудников, но и поможет решить ряд примыкающих проблем, в частности, организовать регулярное ипотечное кредитование жилья для молодежи;

— диалог с органами власти всех уровней будет продолжен более успешно, и удастся найти эффективное использование возможностей институтов СО РАН, системы подготовки кадров и их дальнейшее развитие в рамках поступательного движения России вперед.

Главное — найти принципиально новые пути развития науки и образования, что я назвал выше «перегонять, не догоняя». Надо найти такие ниши в мировой науке, которые перспективны, но еще не заняты или только формируются. Можно назвать, минимум, четыре направления, где это можно сделать.

Первое — это создание уникальных крупных установок. Яркий пример — лазер на свободных электронах (ИЯФ совместно с ИХКГ), особенно его вторая очередь. Очевидно, что все результаты, получаемые на ЛСЭ, долго будут находиться на передовом фронте науки, потому что ни у кого такой установки нет и потому что сразу появились необычные приложения, например, в молекулярной биологии. Аналогичные результаты были получены в свое время в центре синхротронного излучения. Но требуется создание новой установки, что технически, и по кадрам в ИЯФ вполне возможно. Надо лишь найти средства. Многое можно ожидать от запуска ускорительного масс-спектрометра для центра «Геохронология кайнозоя» (ИЯФ, ИАЭТ, ИГМ), новых установок в ИСЭ, ИК, ИТПМ и других.

Иллюстрация
Лазер на свободных электронах — уникальный источник терагерцевого излучения — работает в режиме центра коллективного пользования.

Второй путь — это исследования уникальных природных объектов, таких как вечная мерзлота и связанные с ней явления, алмазные месторождения Якутии и Кокчетавского массива в Казахстане, бореальные леса Сибири, озеро Байкал. Правда, здесь «первый слой» наиболее интересных явлений быстро исследуется, особенно при активном участии зарубежных специалистов (то есть международными коллективами), но нередко удается найти «второе дыхание». Например, для алмазных месторождений — исследование нового типа алмазосодержащих метаморфических пород в Кокчетавском массиве и активное участие в исследовании канадских месторождений, где открыт новый тип алмазсодержащих кимберлитов и самое крупное месторождение на Канадском щите (ИГМ). Еще более яркий пример — озеро Байкал, которое является уникальным водоемом с интенсивной окисляющей и самоочищающей циркуляцией, а также представляющим природную лабораторию по биоразнообразию. Здесь «первый слой» в значительной мере исследован, хотя исследования по биоразнообразию с использованием методов молекулярной биологии активно продолжаются и обещают много нового (ЛИН). В последнее время предложен новый объект — ледовый покров Байкала как модельная среда для геодинамики и сейсмологии, где начатый интеграционный проект может дать прорыв в понимании природы сейсмичности (ИГМ, ИФПМ, ИЗК, ИНГГ и другие).

Третий путь — исследования на стыках наук в рамках интеграционных проектов и других форм кооперации. Яркий пример — открытия, связанные с замерзшими мумиями и материальными предметами пазырыкской культуры в Горном Алтае с возрастом более 2500 лет. Само открытие замерзших могил — большая удача специалистов ИАЭТ, но междисциплинарные исследования генетического кода древних пазырыкцев (ИАЭТ, ИЦиГ) или происхождения предметов материальной культуры (ИАЭТ, ИК, ИНХ, ИГМ и другие) принесли сенсационные открытия и подняли археолого-исторические реконструкции на новый уровень. «Второе дыхание» пришло с использованием геофизических методов для обнаружения замерзших могил, что позволило летом 2006 года сделать новые интересные находки в монгольском Алтае. Можно привести множество других примеров важных открытий в рамках интеграционных проектов.

Наконец, четвертый путь — «базовые исследования» в традиционно сильных школах Сибирского отделения, особенно связанных с математикой, информатикой, применением математических методов в различных областях знаний. Здесь, в СО РАН, зародились новые направления, связанные с биоинформатикой, геоинформатикой, математико-экономическими методами, да и в самой математике и информационных технологиях происходят новые открытия и можно ожидать настоящего прорыва. Один из ярких исторических примеров — создание теории кумулятивных снарядов, сварки взрывом и другие открытия школы академика М. А. Лаврентьева.

Вероятно, названные четыре направления не исчерпывают все возможные пути принципиально новых открытий. Но эти направления, как и названные примеры, иллюстрируют одну из главных особенностей Сибирского отделения за его славную пятидесятилетнюю историю — поиск новых путей в науке, прежде всего на стыках наук, и выдающиеся практические результаты как естественное продолжение фундаментальных исследований высочайшего уровня.

Фото В. Новикова
и СУНЦ НГУ.

стр. 3-5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?2+385+1