Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 42 (2577) 26 октября 2006 г.

В ГОСДУМЕ ДАН СТАРТ
ИЗМЕНЕНИЮ В ЗАКОНЕ «О НАУКЕ»

И. Глотов, «НВС»

Думский комитет
по образованию и науке

Иллюстрация

Внесенный правительством Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“» (в части правового регулирования деятельности государственных академий наук Российской Федерации) был подготовлен к первому чтению в Государственной Думе Комитетом по образованию и науке.

Директор департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Александр Хлунов, представлявший документ на заседании Комитета 10 октября, сообщил, что в проекте, в частности, предлагается уточнить статус государственных академий наук и включить в действующий закон нормы, по которым устав Российской академии наук будет утверждать правительство, президента РАН — Президент РФ, а президентов отраслевых академий наук — правительство. Одновременно предложено законодательно закрепить сложившуюся практику установления правительством окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук.

По словам А. Хлунова, предложенные поправки, с одной стороны, повысят статус академий и академиков, а с другой — позволят обеспечить более эффективный контроль за использованием бюджетных средств. «Если академия наук существует за счет бюджета, вполне резонно, чтобы ее устав проходил утверждение в государственных структурах», — аргументировал он.

Заместитель председателя Комитета ак. РАМН Сергей Колесников отметил, что проект позволит включать в состав академий наук организации, порядок деятельности и финансирования которых будет определяться только уставами академий. «Наконец-то разрешается проблема, которая не решалась с 1998 года. Это позволит в составе академий иметь образовательные учреждения, инновационные учреждения», — сказал он.

Вместе с тем, С. Колесников акцентировал внимание на том, что процедура утверждения устава академий наук не предусматривает ведения протокола разногласий. «Когда мы говорим: устав утверждайте, а согласительная процедура не обозначена, значит, мы косвенно говорим о том, что правительство будет диктовать, каким быть уставу».

Против изменения порядка утверждения президента академии и ее устава высказался ак. Жорес Алферов. «Автономия и самоуправление необходимы научным учреждениям, в которых власть авторитета гораздо выше, чем авторитет власти, — сказал он. — Предложенная новая процедура утверждения президента академии даст возможность бюрократическим организациям влиять на процедуру выбора. Распространение на Академию наук вертикали власти — вещь чрезвычайно опасная и, с моей точки зрения, ненужная».

В то же время, академик предложил убрать из действующего закона статью об аренде. «Когда-то право сдавать в аренду неиспользуемые площади было необходимо, чтобы выжить, — сказал он. — Но аренда действительно дает возможность нечестным людям извлекать собственную выгоду, и теперь, когда ситуация изменилась, изменились финансовые возможности России и федерального бюджета, и речь идет уже не о выживании, а о развитии науки, аренду надо запретить. Нам нужно развиваться, нужно новое оборудование, нужно возвращать сдаваемые площади в научный оборот».

Между тем, по словам вице-президента Российской академии наук ак. Александра Некипелова, академия поддержала предложенные правительством изменения. Объясняя позицию РАН, он, в частности, сказал: «Мы не видим какого-либо ущемления в самоуправлении. Все основные положения, касающиеся самоуправления академий наук, не подверглись никакой ревизии. Мы считаем, что введение нового порядка утверждения устава академии и ее президента — это не способ создания некоего механизма отсеивания неугодных кандидатов, а стремление наделить высоким статусом того, кто будет во главе РАН». По словам А. Некипелова, принципиально важен тот факт, что в проекте закона даже не ставится вопрос о возможности коллизии в случае, если президент страны не утвердит президента академии. Тем самым предполагается, что такая ситуация невозможна. Что касается устава, есть возможность согласовать разумный документ«.

Пленарное заседание Госдумы

Под бурные споры на пленарном заседании Госдумы РФ 18 октября поправки в Закон «О науке и государственной научно-технической политике» в первом чтении были приняты. Парламентское большинство проголосовало за законопроект в полной уверенности, что предлагаемые кабинетом министров перемены сделают деятельность государственных академий наук эффективнее.

По информации «Российской газеты», представляя на пленарном заседании законопроект замминистра образования и науки, Дмитрий Ливанов и член комитета Госдумы по образованию и науке Эдуард Хамитов пытались развеять сомнения депутатов, предполагающих, что государственная власть пытается лишить ученых самостоятельности, взять научную деятельность под полный контроль, а заодно и отлучить от руководства академиями «неугодных людей». Дмитрий Ливанов объяснил, что законопроект разработан в соответствии с поручением Президента России, которое было дано правительству еще в 2004 году. И был поддержан на Общем собрании РАН в мае 2005 года. Хотя, конечно, признал замминистра, «никакого единого мнения по нему не было и быть не может».

Но депутаты упорствовали. «Утверждение устава и президента — это такая норма, которая не лезет ни в какие ворота, у нас уже построены все вертикали, теперь строится еще и научная вертикаль. Это беспрецедентно. Насмешим все мировое сообщество», — заявил Анатолий Локоть (КПРФ).

«Бог с ней, с вертикалью, — возразил ему Владимир Овсянников (ЛДПР). — Но хорошо, что академия становится государственной. Иначе как распределять средства госбюджета на учреждение, которое не является государственным. А вот с землей, выделенной академиям, не все в порядке, нужно «ковырять дальше».

И уже в совершенно утрированном виде продолжил тему «единоросс» Павел Воронин: «…Сидит дедушка девяноста лет, заслуженный академик, читает материалы XXVI съезда КПСС, а вокруг него ребята ушлые, лучшие участки академической земли уже давно распроданы, и далеко не научные сотрудники строят на них свои дома. Академий расплодилось столько, что всех не перечислить…»

«В Академии наук коррупции нет, потому что там остались люди, которые предпочитают не деньги, а знания, — ответил на обвинения Воронина Сергей Глазьев (»Родина«), считающий, что подобное «отношение к науке ведет к мракобесию».

«Научному сообществу отказывают в доверии. Фактически речь идет о снижении самоуправления и укреплении бюрократических принципов. Неужели бюрократия лучше ученых знает, какие фундаментальные исследования проводить? Реформы надо проводить по-другому, увеличивая финансирование науки, чтобы ученые не сгибались перед властью», — критиковал правительственный законопроект Глазьев.

Но вице-спикер Госдумы от «Народной воли» Сергей Бабурин увидел в дискуссии «битву мифов, которые далеки от реальности». Бабурин согласен с правительством, которое хочет контролировать, куда идут бюджетные деньги, выделенные на науку: «В противном случае, нужно сказать, что академия общественная, и тогда можно зарабатывать и тратить деньги по своему усмотрению».

Законопроект принят (голосами «за» — 351 при 84 «против»).

Комментарии, высказанные ранее

Журнал «Эксперт» еще 18 сентября сообщал, что не исключено, что решение Президиума РАН не проводить выборы было обменено на то, что устав будет изменен незначительно и правительство с этим согласится. В любом случае академики могут потянуть время. Функционеры РАН пошли на тактическую уступку: раз уж нельзя оставить все как есть, лучше выбрать меньшее зло — пусть президента академии утверждает Президент России, а устав — правительство. Зато сам устав, правила внутренней жизни главного научного института страны, ждет лишь «косметический ремонт», и то не сразу. Косвенно подтвердил это и министр образования и науки Андрей Фурсенко, заявивший, что для академиков принципиальным, конечно, является сохранение устава, принятие нового устава — долгая и сложная история. С министром согласен ак. Владимир Фортов: «Сейчас сложился такой компромисс, дай бог, чтобы были нормальные отношения и был принят устав, не сильно отличающийся от существующего. Если пойдет согласование в плохой манере, тогда это может растянуться на колоссальное время».

«Независимая газета» 27 сентября сообщала, что большинство комментариев относительно будущего Российской академии наук в связи с одобренным правительством РФ законопроектом о внесении изменений в Федеральный закон «О науке и научно-технической политике» касаются трех основных положений: утверждение кандидатуры президента РАН высшим должностным лицом государства; утверждение Устава РАН правительством РФ и ликвидация автономии РАН в распределении бюджета. Но, оказывается, все это только вершина айсберга.

Как стало известно «НГ» из информированных источников в Госдуме РФ, на правительственном уровне обсуждается и ряд других, не менее радикальных мер по реформированию РАН. В частности, речь идет о создании так называемого Менеджерского совета РАН по повышению эффективности научных исследований и об организации функционирования РАН на основе холдинговой модели.

Напомним, что по последнему пункту высказывался вице-президент РАН Александр Некипелов. Как раз накануне заседания правительства 6 сентября, на котором были приняты упомянутые выше поправки в Закон «О науке…», Некипелов на пресс-конференции предложил создание холдинговой структуры, которая стала бы «интерфейсом между фундаментальной наукой и бизнесом, производством, экономикой». Но тогда это было расценено именно как одно из предположений, которых было предостаточно в последнее время. Но вот оказывается, Александр Дмитриевич фактически проговаривал уже решенный и согласованный с правительством вариант. Какие последствия это сулит академической науке?

«Речь идет о холдинговой структуре, которая владела бы акциями государственных предприятий, а также ряда институтов РАН и их подразделений», — поясняет академик Некипелов. По мнению вице-президента РАН, представители государства должны входить в совет директоров холдинга, а доходы от холдинга должны идти на финансирование нужд академии.

Отвечая на вопрос «НГ» о возможности принятия правительственных поправок в Закон «О науке», чл.-корр. РАН  С. Глазьев отметил, что «думское большинство послушно голосует за все, что предлагает правительство. Без оглядки на избирателей, на интересы страны, на мнение профессионального сообщества и даже на здравый смысл. К примеру, недавно „Единая Россия“ послушно проштамповала закон о коммерциализации учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры. Речь идет о законе о государственных автономных некоммерческих организациях, в которые реформаторы хотят преобразовать учебные, лечебные и научные учреждения. Против этого закона активно выступали учителя, врачи и ученые, так как он направлен на коммерциализацию соответствующих видов деятельности. Но таково было пожелание министров, которые, не желая брать на себя всю полноту ответственности за финансирование учреждений социальной сферы, решили их подтолкнуть к самостоятельному зарабатыванию денег на рынках соответствующих услуг. Так что надеяться на то, что думское большинство начнет анализировать эти поправки по существу, задавать вопросы и выслушивать оппонентов, не приходится».

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+393+1