Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 12 (2298) 23 марта 2001 г.

РГНФ И СИБИРСКАЯ НАУКА

Н.Покровский, академик,
С.Красильников, д.и.н.
г. Новосибирск

28 февраля 2001 года в Малом зале Дома ученых СО РАН проходила научная сессия. Впервые о своих достижениях за год отчитывались победители конкурса, организованного и профинансированного совместно Новосибирской областной администрацией и Российским гуманитарным научным фондом.

Грантополучатели продемонстрировали традиционный для конкурсов РГНФ высокий научный уровень и четкую привязку тематики научных исследований к запросам и интересам региона — будь то апробированные в области новая методика археологической разведки или проблемы демографии, миграций, здравоохранения. Помимо сотрудников гуманитарных институтов СО РАН выступали грантодержатели из вузов (НГУ, НГПУ) и других научных учреждений (НИИ физиологии СО РАМН, НИИ туберкулеза Минздрава РФ).

Гуманитарный фонд уже несколько лет проводит подобные совместные конкурсы с администрацией разных регионов, но в Новосибирске организовать это дело удалось не только благодаря вполне интеллигентной позиции областной власти, но и потому, что РГНФ после нелегких дискуссий, создал свое первое территориальное представительство — и создал его в Новосибирске.

Сессия в Доме ученых проходила в дни, когда в нашей печати довольно остро (подчас неоправданно остро) дебатировался вопрос о том, нужны ли нам научные фонды и каково их место в системе управления наукой и ее финансирования. Успех новосибирской сессии является, на наш взгляд, объективным аргументом в пользу и защиту фондов. Абстрагируясь от крайностей дискуссии, можно отметить главное в позиции противников фондов. Это уверенность, что фонды разрушают административную вертикаль управления наукой, министерскую или академическую. В этой связи хотелось бы отметить, что сам примечательнейший для постсоветской России факт возникновения отечественной системы научных фондов проходил по инициативе и при активном участии тогдашнего руководства этой самой вертикали. Основная часть работы по созданию концепции первого такого фонда, РФФИ, проводилась непосредственно Президиумом РАН, а создаваемый фонд возглавил первый вице-президент РАН акад. А.Гончар, который непосредственно вел всю организационную работу. Один из авторов этих строк принимал тогда активное участие в этой работе по просьбе другого вице-президента РАН В.Коптюга, стараясь вместе с членом Президиума РАН акад. Н.Толстым продумать гуманитарную специфику создаваемой системы. И позднее, когда при заинтересованном содействии тогдашнего научного министерства (и министра Салтыкова) из РФФИ выделился РГНФ, его неизменно возглавляли члены Президиума РАН — сначала акад. Н.Толстой, а затем акад. В.Янин. И все же, действительно, созданная при активном участии административной вертикали новая система имела, как и задумывалось, определенную степень независимости от нее, необходимую для объективной научной экспертизы. При этом фонды смогли играть свою, достаточно важную роль в обеспечении научных исследований при минимальных затратах средств. В пылу спора не нужно забывать о том, что на оба фонда, РФФИ и РГНФ, расходуется только 7,5% бюджетных ассигнований на науку, а все остальное распределяет прежняя административная система. Но на эти немногие проценты удалось сделать немало. О роли, которую сейчас играет независимая экспертиза фондов, говорит хотя бы тот факт, что в ходе продолжающихся уже более года отчетов институтов СО РАН перед Президиумом Сибирского отделения в качестве важного независимого показателя работы научного коллектива каждого института фигурирует количество полученных его сотрудниками грантов — отечественных и зарубежных. Вряд ли стоит стремиться к тому, чтобы впредь этот показатель был представлен одними зарубежными фондами.

Российские фонды с момента своего зарождения и в процессе становления оказались столь жизнеспособными и эффективными как форма организации науки именно благодаря тому, что, являясь государственными по источникам финансирования, одновременно вводили в действие небюрократический механизм распределения и эффективного использования бюджетных средств.

РГНФ изначально выполнял несколько функций. Первая из них — функция содействия гуманитарным исследованиям. На это нацелена развитая сеть конкурсов, призванных в одних случаях поддерживать, в других создавать и стимулировать инфраструктурные элементы научного потенциала — издание литературы, развитие материально-технической базы, осуществление научных мероприятий (экспедиций, конференций, поездок, в т.ч. зарубежных). Именно РГНФ принадлежала все эти годы главная роль в том, что многие гуманитарные институты удалось оснастить вычислительной и множительной техникой, а ведь ныне без компьютера не представляют себе работы не только экономисты и социологи, но и археографы и археологи. Издательская программа РГНФ ежегодно позволяет выйти в свет приблизительно двум сотням книг, тщательно отобранных специалистами. В трудные годы весьма важной оказалась особая программа помощи гуманитарным научным журналам.

Одновременно, что справедливо именно для организации отечественной гуманитарной науки современного периода — Фонд реально содействует становлению гуманитарных структур (центров, вузовских кафедр и др.) в регионах. Финансирование через РГНФ сыграло свою немалую роль в возникновении и успешной деятельности в 1990-е гг., в частности, центров по изучению отечественной культуры и интеллигенции при университетах — Ивановском, Екатеринбургском, Омском. И подобный перечень легко продолжить.

Другая важнейшая функция, с которой все больше не справлялась в прежнем своем виде государственная система организации науки, но Фонд ее реализует успешно — организация взаимодействия гуманитарных исследований. "Приписанные" к различным секторам науки (академическая, вузовская, отраслевая), научные сообщества зачастую сковывались различного рода процедурными ограничениями, ресурсными возможностями для осуществления совместных проектов. РГНФ оказался на данный момент самым действенным звеном, связующим в рамках тех или иных конкретных проектов ученых академических учреждений, вузов, музеев, библиотек, архивов. Настоящий "прорыв" в публикации источников по отечественной истории, особенно применительно к ХХ веку, как правило, был обусловлен созданием благоприятных организационно-финансовых условий со стороны РГНФ для совместных работ историков и архивистов в центре, а еще в большей степени — в регионах. И аналогов такой надведомственной в полном и точном смысле этого слова структуры, какой выступает РГНФ, на данный момент и в ближайшей перспективе у отечественной гуманитарной науки нет.

Конечно, у РГНФ много трудных проблем, система вневедомственной экспертизы требует совершенствования. Но это отдельный разговор. Коснемся лишь одного вопроса, очень остро ощущаемого в Сибири. В последнее десятилетие резко ослабли научные связи между территориальными научными центрами, и сейчас живущие в Москве эксперты первого уровня не всегда конкретно осведомлены о том, какая наука существует за пределами Садового кольца. Доля Сибири в общем числе поддержанных РГНФ новых исследовательских проектов составила в конкурсе 2000 г. лишь 12,36%, что гораздо ниже ее реального научного потенциала. (А с учетом продолжающихся грантов эта доля еще ниже — 10,45%). Этот явный перекос четко коррелируется с другим — почти все эксперты первого уровня (реально решающие судьбу гранта) живут в Москве. В печати уже упоминался пример удивительной — 45% таких экспертов по специальности "отечественная история" работают в одном учреждении — Институте российской истории РАН. Мы благодарны ученым этого института, в свое время помогавшим становлению исторической науки в Новосибирске. Но 45% — изрядный перебор. Ведь, несомненно, существует Санкт-Петербург. Да и в Москве немало других весьма почтенных научных институций. В Совете РГНФ представители Новосибирска давно уже ставили вопрос о том, что в наше компьютерное время нужно резко расширять географические рамки экспертизы. Начало этому положено — уже второй год часть экспертизы первого уровня ведут и сибирские гуманитарии, но часто слишком маленькую, к тому же по отечественной истории наметилась тенденция к ее зауживанию. Ну да это дело поправимое, лиха беда начало.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+40+1