Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 12 (2298) 23 марта 2001 г.

КЛАССИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ

Людмила Юдина, "НВС"

Не помню точно, чье празднество послужило поводом для глубокого изучения такого "явления", как юбилей. Но дискуссия, как говорят, была оживленной. Зачитали трактат о пользе юбилеев, и кто-то тут же предложил оформить его как диссертацию. Суть трактата состояла в следующем: круглая дата в жизни человека (квинтэссенция дней рождений) благотворно сказывается затем на самочувствии именинника в течение длительного времени. Ибо тот щедрый набор добрых слов, восхвалений и пожеланий, что выплеснут в этот прекрасный день, может согревать душу до следующей волнующей даты.

Немаловажен и тот факт, что сам юбиляр начинает смотреть на прожитые годы под определенным углом зрения, отмечая в памяти лишь светлые и приятные сердцу мгновения.

Подходит юбилей и у доктора химических наук, ведущего научного сотрудника Института неорганической химии СО РАН Л.ЛАВРЕНОВОЙ.

— Людмила Георгиевна, ваш путь в науку наверняка можно назвать классическим?

— Безусловно! Закончила факультет естественных наук НГУ (первый выпуск). Со второго курса начала работать в ИНХе, в лаборатории Валентина Михайловича Шульмана. В научную работу вовлекла меня Татьяна Владимировна Зегжды (тогда — Крамарева). Сотрудница лаборатории, она преподавала у нас аналитическую химию. Я до сих пор предана этому коллективу. Менялось название лаборатории, уходили и приходили сотрудники. Но у меня ни разу не возникало желание сменить сферу деятельности.

— Все шло довольно гладко?

— Пожалуй, так. Не было потрясений, которые выбивали бы из колеи. Работа всегда доставляла радость. Сейчас я занимаюсь синтезом и изучением магнитоактивных соединений, это весьма интересная область исследований. Моя докторская диссертация в значительной степени связана с данной темой.

Хотя, надо отметить, быстро защищаться у меня не получалось. Кандидатскую я завершила в 1975 году, докторскую — через двадцать лет. У химиков вообще редко получается скорый результат. Синтез — чрезвычайно кропотливая работа. И редко все идет гладко с первых шагов.

— Самое большое достижение?

— Синтез комплексных соединений железа, обладающих спиновым переходом и термохромизмом (изменение цвета при нагревании и охлаждении).

— Много лет вы преподаете в Новосибирском университете. Скажите, это тоже дань традиции, или "учительская жилка" была в вас заложена?

— Преподавать я начала очень рано, сразу по поступлении в аспирантуру. И если 35 лет работаю с молодежью, о чем-то это говорит. Начинала, как водится, с ассистентов. Сейчас я профессор, заведую кафедрой аналитической химии.

— Все-таки, наверное, нужен особый склад характера...

— Известная истина — самое главное, как впрочем и в любом другом деле, относиться к работе со всей ответственностью, любить ее и стараться хорошо выполнять. Я занимаюсь со студентами с большим удовольствием.

— О каких людях вспоминаете с благодарностью?

— О тех, кто содействовал моему приходу в науку, помогал, кто работал и работает рядом. Прежде всего, это Татьяна Владимировна Крамарева, Владимир Михайлович Шульман, Станислав Васильевич Ларионов, который заведует нашей лабораторией синтеза комплексных соединений, так она теперь называется, более тридцати лет. Должна отметить, что в нашем коллективе всегда сохраняется благоприятный для творчества климат, добрая атмосфера.

— Какие из событий последних лет хотелось бы назвать?

— Нынешним летом по приглашению профессора Гютлиха, одного из ведущих специалистов в области спиновых переходов, я была командирована в Германию. Провела четыре замечательных месяца в университете г.Майнца, в Институте неорганической и аналитической химии. Работать приходилось чрезвычайно много, но кое-что удалось сделать. Правда, еще не завершила оформление результатов.

— Где больше времени проводите — в институте или университете?

— Основное рабочее место — институт, но университет занимает очень большую часть времени. Читаю там лекции, провожу со студентами практические занятия по химическим методам анализа. Трудно разделить, где кончается институт и начинается университет — идет единый рабочий процесс. И если бы спросили, ИНХ или НГУ мне дороже — затруднилась бы ответить.

— Как видно, удача сопутствовала вам в жизни...

— Считаю, я выполнила важнейшие из заповедей. Вырастила детей — у меня два взрослых сына, с которыми я очень дружна, растет внучка. Посадила дерево — и не одно. И в науке удалось кое-что сделать. У меня около 150 печатных работ, меня цитируют коллеги в стране и за ее пределами. Так что грех жаловаться!

Надеюсь, что удастся еще поработать на благо науки.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+40+1