Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49 (2584) 21 декабря 2006 г.

ИНОСТРАННЫЕ МИГРАНТЫ В СИБИРИ

Научно-практический семинар «Иностранные мигранты на сибирском рынке труда, современные миграционные процессы в Сибирском Федеральном округе», прошедший в новосибирском Академгородке, был посвящен одной из глобальных проблем развития современного общества — иммиграции иностранной рабочей силы из ближнего и дальнего зарубежья в контексте национальной (социальной, экономической, этнокультурной) безопасности и ее последствий на сибирском рынке труда.

Цель семинара — оценка тенденций трудовой иммиграции в Сибири, выявление факторов, адаптационных стратегий и человеческого капитала иммиграции титульного населения из стран Средней и Юго-Восточной Азии; информация широкой общественности о результатах работы, выполняемой коллективом сотрудников отдела социальных проблем Института экономики и организации промышленного производства СО РАН и сектора современных этносоциальных процессов Института археологии и этнографии СО РАН.

Иллюстрация

О проблемах, связанных с процессом иммиграции, выявленных в результате более чем десятилетних исследований, предложениях, направленных на их решение, рассказала нашему корреспонденту Валентине САДЫКОВОЙ руководитель проекта д.э.н. профессор Светлана СОБОЛЕВА.

— Этой проблемой мы занимаемся с 90-х годов — сначала актуальными были проблемы вынужденных иммигрантов, наших соотечественников, в одночасье оказавшихся чужаками в республиках бывшего СССР и хлынувших в Россию. В конце 90-х годов появилась новая категория — иностранные иммигранты, в основном, сезонные рабочие, гастарбайтеры из ближнего зарубежья. Все эти годы мы не только проводили социологические обследования, но и анализировали и систематизировали полученные материалы и подготовили на их основе монографию «Иностранные мигранты на сибирском рынке труда». В прошлом году она выиграла в конкурсе издательских проектов СО РАН, сейчас находится в печати. Работу поддержала и Администрация Новосибирской области.

Монография и результаты исследований были представлены для обсуждения на семинаре, но вообще цель семинара была гораздо шире — скоординировать работу ученых и практиков, общественности, средств массовой информации и донести до широкой публики проблемы и возможные пути их решения.

В работе семинара, кроме научных сотрудников, аспирантов и студентов приняли участие руководители городской и районных служб ФМС России по Новосибирской области, службы занятости, отделов по труду и занятости НСО, средства массовой информации. В рамках семинара было проведено четыре тематических заседания, два из которых были посвящены обсуждению докладов молодых ученых, аспирантов и студентов НГУ.

— А какие проблемы были вынесены на обсуждение?

— Все, что связано с иностранной миграцией и оценкой этого явления руководителями административных структур, работающих с мигрантами, восприятие их местным населением, выявлением проблем, с которыми сталкиваются сами мигранты.

В сентябре мы провели большое обследование районных экспертов Управления федеральной миграционной службы России по Новосибирской области. С ними были проведены развернутые полуформализованные интервью. Вопросы касались оценки самого явления миграции, приема мигрантов, проблем, которые они видят в этом явлении, путей улучшения ситуации и др.

Иллюстрация

На фоне отрицательного естественного прироста населения мигранты являются важной составляющей трудового потенциала Сибири и России в целом. Сибирь, занимающая пограничное положение с государствами Средней Азии, по степени активности иностранной трудовой миграции занимает одно из первых мест в стране. К настоящему времени сформировалась практика проникновения и расселения мигрантов, а также практика экономической интеграции субъектов миграции. В связи с чем в Сибири возникли совершенно новые проблемы, в том числе проблемы этнокультурной безопасности. Возникает вопрос, как организовать сосуществование разных этнических групп на одной территории, чтобы культурный обмен обогащал разные этносы, а не порождал болезненные социальные явления, и чтобы регион, принимающий мигрантов, максимально использовал иностранную рабочую силу для наращивания своего экономического и демографического потенциала.

По итогам обследования мы могли сделать вывод, что в целом явление миграции оценивается как положительное, если иметь в виду легальную составляющую, потому что нелегальная составляющая миграции по оценке этих же экспертов в среднем в 5-10 раз больше, чем легальная, а по нашим оценкам — еще больше. Если по состоянию на 1.10.2006 г. на территории НСО официально зарегистрировано 6313 трудовых иммигрантов из всех стран, из них около 2 тыс. киргизов, то по нашим оценкам в Новосибирской области в летнее время только киргизов пребывает до 30 тысяч. Много узбеков, азербайджанцев, таджиков, казахов, китайцев, вьетнамцев, корейцев. Посчитайте сами, если у нас зарегистрировано всего 6313 трудовых иммигрантов, 3 тыс. из них — китайцы, 1 тыс. — вьетнамцы, 300 — корейцы, 2 тыс. — киргизы и понемногу всех остальных, то даже по рынкам видно, что эти цифры занижены в десятки раз!

— В основном это торговцы и строители?

— Да, но среди них есть и юристы, и учителя, у которых на родине очень низкие доходы, они приезжают сюда во время отпуска, чтобы заработать некоторый капитал, на который они имеют возможность купить что-то сверх того, что позволяет их зарплата, отправить детей учиться. Кроме того, они откладывают деньги на проведение мероприятий, составляющих важную часть их культуры — свадеб, похорон и др. А у них это обязательные, очень затратные события. Если вначале мигранты приезжали в одиночку, то теперь — семьями. Одни привозят более-менее дешевые фрукты, китайский ширпотреб, другие держат торговые точки, обслуживая людей, имеющих низкие доходы.

Другая ниша, которую заполняют мигранты из Средней Азии — это ремонтные работы. Они согласны на самый тяжелый, неквалифицированный, низкооплачиваемый труд. Работают они достаточно качественно, а главное — не пьют. Бригады «наших» работают обычно до первой зарплаты, а потом начинаются проблемы.

На строительство новых объектов чаще всего привлекают китайцев, они строят очень быстро, качественно, это все отмечают.

— А как складываются отношения у мигрантов с местным населением?

— Конфликтных ситуаций обычно не возникает, есть легкое недовольство типа «все места на базаре позанимали». Русские привыкли жить в многонациональном государстве, поэтому выходцы из Средней Азии не воспринимаются как иностранцы, тем более совсем недавно они были «своими». Кроме того, они неконфликтны, доброжелательны, довольствуются немногим. Другое дело, представители Закавказья — азербайджанцы, армяне — амбициозные, имеющие здесь мощные влиятельные диаспоры, которые оказывают поддержку своим сородичам. Они заняли рынки, внедрились в торговлю, их сфера также — рестораны и общественное питание.

— Закон, связанный с наведением порядка на рынке, как на них может отразиться?

— Действительно, порядок надо навести — все наши рынки заняты азербайджанцами. Они не должны быть здесь хозяевами, но мне кажется, что наши законодатели опять перегибают палку. Пока мы еще не разобрались с этим документом, даже представители миграционной службы не могли его разъяснить.

— Светлана Владимировна, а сами мигранты высказывают какие-то претензии, жалобы?

— Официально они их не высказывают, но в неофициальных беседах, особенно женщины, раскрывают душу. Проблем много — это бесконечные поборы при пересечении границ на пути следования, регистрация, которая отнимает много сил и времени, и бытовые лишения — живут они в ужасных условиях, экономят на всем (например, строители при такой тяжелой работе на питание тратят не больше тысячи рублей в месяц, отправляя все деньги на родину).

— А вообще какие-то изменения в миграционной политике есть? Предпринимаются ли шаги по упрощению процедуры легализации мигрантов?

— Закон, принятый в 2002 г. по обязательной регистрации мигрантов, сыграл свою роль. Но некоторые его положения оказались совершенно невыполнимыми: если человек приехал буквально на три дня с партией фруктов, а ему надо зарегистрироваться в паспортной службе, кроме того при заполнении документов должен присутствовать хозяин квартиры, в которой он регистрируется — очереди везде громадные, в результате теряется драгоценное время. При всем их желании получить легальный статус остается для мигрантов трудноразрешимой задачей.

И люди стали игнорировать все это. Закон, направленный на легализацию мигрантов, стал способствовать увеличению числа нелегалов. Проще было заплатить штраф при задержании, чем тратить время на формальности. Они идут на подкуп правоохранительных органов, таможенного контроля, создавая питательную среду для роста коррупции во властных структурах, а сами оказываются в правовом вакууме, становятся жертвами преступников, ухудшая криминогенную обстановку на данной территории.

С нового года процедура эта вроде бы упрощается. Мигранты, прибывающие на нашу территорию на короткий срок, должны будут не регистрироваться, а уведомлять местную власть о своем приезде.

Идею об уведомительном характере процедуры мы пробиваем давно. На наш взгляд, это позволит уменьшить теневую составляющую миграции, которая не выгодна ни нам, ни самим мигрантам, поскольку в выигрыше пребывают лишь посредники.

— Это то, что касается мигрантов. А что вы можете сказать о процедуре получения российского гражданства людьми из республик бывшего Союза, давно живущими здесь нелегально?

— С 1 января упрощается и процедура получения гражданства за счет натурализации русскоязычных людей, прибывших из республик СНГ и много лет проживающих на территории России. Я работаю в комиссии по миграции в Новосибирской области, бываю на заседаниях, проводимых в представительстве Президента России по СФО. На одном из заседаний сотрудник миграционной службы Иркутской области сказал, что таких людей у них в области, по его оценке, тысяч 30-40 — у них давно сожжены мосты, связывающие их с предыдущим местом жительства, они обустроились здесь как-то, молодые создают семьи и рожают детей. Но они для России — никто, и главное, они не числятся среди нашего постоянного населения, а на самом деле это так необходимый нашей стране человеческий ресурс. Мне кажется, упрощение процедуры повлечет лавинообразный процесс получения гражданства и увеличения нашего населения.

— Светлана Владимировна, проблемы, вынесенные на обсуждение, действительно глобальные и очень острые, касающиеся множества человеческих судеб. Какие предложения, способствующие их решению, выработал семинар?

— Во-первых, для упорядочения миграционных потоков иностранной рабочей силы должна на постоянной основе вестись большая работа через Министерство иностранных дел РФ по формированию двусторонних соглашений о миграции с соседними для России странами. Такие соглашения предполагают информированность друг друга о спросе и предложении рабочей силы, согласование квоты на прием трудовых мигрантов различных профессий. Все это должно упорядочить миграционные потоки, снизить материальные и моральные издержки самих мигрантов, а также дать возможность территориям вселения подготовиться к приему мигрантов и решить ряд проблем, связанных с их принятием и обустройством. Потенциальные переселенцы и трудовые мигранты в такой ситуации смогут получить заранее объективную информацию о состоянии рынков труда, о возможностях решения жилищных проблем на территории вселения и принять взвешенное решение о перемещении в тот или иной регион России. В качестве основных ограничений по приему мигрантов должны стать не административные ограничения и различного рода запреты, а регулируемые масштабы спроса на рабочую силу, рассматриваемую в качестве инструмента развития региона.

Кроме того, учитывая опыт развитых стран мира, имеющих давние традиции по принятию иммигрантов, а также слабую социокультурную интегрированность мигрантов в принимающее общество, их замкнутость и ориентацию на проживания анклавами, необходимо разработать определенную стратегию их расселения.

Особое внимание должно быть уделено сокращению нелегальной миграции. Необходимо упростить процедуру регистрации, сделать ее доступной, например, заменить действующий разрешительный принцип регистрации для определенной группы иммигрантов на уведомительный.

Одной из поправок в законодательстве могло бы стать увеличение и дифференциация статусов иммигрантов (при этом особое внимание обратить на знание мигрантами русского языка и их образовательно-профессиональный потенциал), позволяющие жестко регламентировать статус пребывания иммигранта. Например, в Японии, исходя из целей, вида деятельности, срока пребывания и потенциала мигранта, присваивается один из 28 «статусов пребывания».

Я назвала только несколько предложений, выработанных в результате обсуждения. Полностью материалы семинара будут опубликованы в специальном сборнике в начале следующего года.

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+400+1