Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 8 (2593) 22 февраля 2007 г.

ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ,
МЫСЛЯЩЕГО РАЦИОНАЛЬНО…

В Институте экономики и организации промышленного производства 9 февраля в честь Дня науки проводился День открытых дверей. На встречу с учеными прибыли выпускники гимназий №№ 1, 3, 6 («Горностай»), школы-колледжа № 130, школ №№ 163, 121, № 1 Краснообска, студенты 1-го курса НГМУ (факультета экономики и управления в здравоохранении с деканом Т. Аверьяновой и факультета социальной работы с деканом Н. Гулявской), учителя, журналисты — всего более 110 человек.

От института во встрече приняли участие директор академик В. Кулешов, зам. директора по научной работе чл.-корр. РАН  В. Суслов и к.э.н. В. Селиверстов, зав. отделом экономической информатики к.э.н. Ю. Блам, ученый секретарь к.э.н. Л. Сергеева, научные сотрудники, члены Совета молодых ученых, ветераны института.

В. Кулешов рассказал вкратце историю становления института и трех научных школ, в рамках которых проводятся исследования. Это школы академиков А. Аганбегяна, А. Гранберга, Т. Заславской. Институт является ядром системы, которая включает экономический факультет НГУ, журналы «ЭКО» и «Регион: экономика и социология», Директорский форум, СМЦРИ (Сибирский международный центр региональных исследований) и др. Выступление сопровождалось презентацией, слайдами.

В. Селиверстов рассказал о журналах «ЭКО» и «Регион: экономика и социология», отметив самую активную роль сотрудников института в подготовке материалов.

Ю. Блам с помощью мультимедийного оборудования продемонстрировал возможности информационных технологий. В качестве иллюстрации ГИС-технологии была показана разработка компании «Google», демонстрирующая вид территории и отдельных объектов России, США, Академгородка. Он также продемонстрировал структуру и возможности сайтов ИЭОПП, экономического факультета НГУ, журнала «ЭКО».

Зам. декана экономического факультета НГУ  Н. Ибрагимов рассказал об особенностях учебы и результатах приемных экзаменов на все отделения ЭФ за 2003-2006 гг., что очень заинтересовало собравшихся, пригласил присутствующих на День открытых дверей НГУ и олимпиаду для школьников; ответил на вопросы о правилах учета результатов сдачи ЕГЭ при вступительных экзаменах на ЭФ НГУ.

Л. Веселая, много лет преподающая основы экономики в школе-колледже № 130, посоветовала, на что надо обратить внимание при решении экономических задач, порекомендовала ряд учебных пособий для подготовки к экзаменам.

С.н.с. И. Харченко доложила результаты многолетних социологических исследований процесса самоопределения молодежи. Результаты этих исследований показали, что для социально-профессиональных ориентаций современной молодежи характерны значительно более высокие притязания к уровню образования, должностному статусу будущей профессии, приносимому ей доходу, престижу, чем в дореформенный период. В профессиональных ориентациях старшеклассников произошел сдвиг в сторону профессий, относящихся к сфере экономики, финансов, управлению, юридической деятельности, работе с персоналом и т.п. Если и до экономических реформ ориентация выпускников школ на рабочие профессии была низкой, то в настоящее время для нее осталось еще меньше оснований.

Усилились ориентации старшеклассников на продолжение образования после окончания средней школы, особенно на высшее образование. На ориентации школьников заметно повлияла кризисная ситуация в трансформирующемся обществе и экономике в период 1990-х гг. Отмечалось значительное повышение доли учащихся, не выбравших никакой профессии к моменту окончания школы, при этом они имели вполне определенные планы поступления в вуз.

Во второй части доклада были представлены результаты социологического исследования «Модернизация системы образования и тенденции в профессиональной ориентации и трудовой занятости школьников», проведенного в декабре 2006 г. Анкетированием было охвачено 750 старшеклассников общеобразовательных школ Новосибирска (Советский район), Искитима и Линево и их родителей (425 чел.).

Результаты исследования показали, что в ориентациях на продолжение образования и выбор профессии продолжали действовать уже выявленные ранее (сложившиеся в течение 1990-х годов) тенденции.

Иллюстрация

При этом, хотя каждый третий опрошенный хотел бы совмещать учебу с работой (подработками), большинство ориентируется на продолжение образования в очной (дневной) форме.

А вот данные, где старшеклассники хотели бы учиться сразу после окончания школы, если бы это зависело только от их желания: вуз в Новосибирске — 63 %; вуз в Москве, Санкт-Петербурге — 17 %; учиться за рубежом — 14 %; другие варианты — 14 %; нигде не учиться — 2 %.

Как показали данные опроса, планы школьников относительно выбора учебного заведения были близки к их желаниям. С одной стороны, это свидетельствует о рационализме молодого поколения, с другой, показывает высокое доверие к новосибирским вузам.

Далее были представлены мнения школьников и родителей о целесообразности перехода школ на профильное обучение в старших классах. Как учащиеся, так и родители в целом положительно оценивали этот процесс, уже начавшийся в школах Новосибирской области. В качестве главного положительного изменения от перехода на профильное обучение и дети и взрослые ожидали улучшение подготовки в вуз. Большинство школьников в тех классах, которые уже занимаются по новым учебным планам профильного обучения («стандарты нового поколения»), отметили, что они довольны выбором профиля.

Молодые ученые подготовили для гостей чаепитие, во время которого проходило неформальное общение, обмен мнениями, обсуждение услышанной информации.

Все участники встречи получили подарки: труды сотрудников института, журналы «ЭКО», «Регион: экономика и социология», «Экономика. Вопросы школьного экономического образования», памятки для поступающих на ЭФ НГУ. Большим спросом пользовались материалы круглого стола о научных школах ИЭОПП. Ученики гимназии № 1 сказали, что планируют сделать специальный выпуск своей газеты и поделиться впечатлениями о встрече. Встреча завершилась просмотром фильма об ИЭОПП.

Наш корр.

стр. 4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+408+1