Все регионы проявляют повышенный интерес к развитию растениеводства, животноводства и отраслей перерабатывающей промышленности (особенно это касается производства мяса птицы, свинины, колбас, сыра и т.п.) под знаменем соответствующего приоритетного национального проекта. И в этом сегменте есть очень крупные проекты. Их реализация должна сократить постоянно растущий импорт продовольствия. Здесь проблема в межрегиональной пространственной организации сельскохозяйственного производства, поддержке различных форм товаропроизводства. Рывком прогрессирует индустрия рекреации и туризма (Алтайский край, Республика Алтай). Здесь будут созданы ОЭЗ соответствующего типа. Эти объекты претендуют на международный и российский уровень значимости. Вдобавок к туристско-рекреационной зоне Алтайский край получил еще и зону игорного бизнеса. Более мелкие рекреационные проекты (и не в единственном числе) реализуются во всех вышеупомянутых субъектах Федерации. Три субъекта Федерации (Омская и Новосибирская области, Красноярский край) реализуют свой геополитический потенциал в части развития транспортных комплексов и логистики (мультимодальных транспортных узлов). Развитие аэропорта Емельяново включено в список приоритетных проектов по реформированию и модернизации российской транспортной отрасли, финансируемых федеральными источниками. Средства выделяются только на развитие грузового направления деятельности аэропорта. Активно строится нефтепровод ВСТО. Меридиональный магистральный газопровод «Алтай» пройдет через западный участок российско-китайской границы и соединит месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. Газопровод проходит через шесть регионов Западной Сибири (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа, Томская и Новосибирская области, Алтайский край и Республика Алтай). Стоимость проекта предварительно оценивается в 11 миллиардов долларов. Для его материализации потребуется не один десяток тысяч строителей (по аналогии с нефтепроводом ВСТО). Это новые рабочие места, но для квалифицированных людей. После постройки Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (за 2015 годом) Томская область станет транзитной территорией, выйдет из сегодняшнего тупикового железнодорожного положения. Это даст возможность разгрузить Транссиб. Реализуются проекты по развитию инновационных центров (Новосибирская и Томская области, Красноярский край). Предполагаемая специализация Томской ОЭЗ: новые материалы и нанотехнологии; информационные технологии и электронное приборостроение; биотехнологии. Свои амбиции имеет Омская область (биотехнология). Кемеровская область в качестве приоритетной задачи в долгосрочной перспективе ставит переход от сырьевой экономики к инновационной и работает над собственным технопарком. Тюменская область тоже. Статус наукограда недавно получил г. Бийск (Алтайский край). Новые образовательные инициативы реализуют Новосибирская и Томская области и Красноярский край. Началось создание в Красноярске Cибирского федерального университета (СФУ). В состав нового учебного заведения пока войдут четыре действующих вуза. В рамках проекта СФУ предполагается создание научно-технологического парка. О его масштабах можно судить по тому, что размещаться он будет на территории 200 гектаров. Все это фрагменты межрегиональной инновационной системы, которая будет продолжать отстраиваться дальше как некий символ уже XXI века. Одновременно это дополнительные потребители электро- и теплоэнергии. Например, потребность Томской ОЭЗ в энергомощности оценивается в 10 МВт. Конечно, это несопоставимо с потребностями цветной металлургии, но по совокупности проектов набегает не так уж и мало.
Ресурсное обеспечение проектовПо оценкам ИЭОПП СО РАН (2005-2006 гг.) общий объем потребления электроэнергии по проектам, предложенным государственными и частными компаниями к реализации на территории СФО, может составить к 2010 г. около 10 млрд кВт/ч по минимальному списку проектов и 42 млрд кВт/ч по максимальному. Через развитие межсистемных линий электропередач предполагается выдать из энергоизбыточных регионов Сибири около 30 млрд кВтч в западном направлении. Также поднимался вопрос об экспорте электроэнергии в Китай. На слушаниях в Государственной Думе (21 марта 2007 г.), посвященных проблеме законодательного обеспечения оптимизации топливно-энергетического баланса России, было признано, что процесс разработки топливно-энергетического баланса необходимо четко прописать в федеральном законодательстве. В частности, вопросы формирования ТЭБ должны быть включены в текст разрабатываемого федерального закона «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации». Особо важно определить государственные органы, ответственные за подготовку и выполнение ТЭБ на уровне субъектов Федерации, округов и федерального центра. Если взять всю совокупность проектов, включая приоритетные национальные проекты, то Сибирь, как раньше говорили, превращается в огромную строительную площадку. Ускоренный экономический прогресс в регионах в условиях общего дефицита трудовых ресурсов может негативно отразиться на их трудообеспечении. В Сибирь трудовые ресурсы постоянно завозились. И сейчас руками приезжих строится магистральный нефтепровод ВСТО и осваиваются месторождения ЮТЗ при заработках в несколько раз больше среднероссийских. Приведу некоторые ориентиры. Денежные доходы на душу населения: Москва 29,7 тыс. руб. (первое место в РФ); Красноярский край 9,6; Читинская область 6,9; Амурская область 7,0 (цифры округленные). А сейчас активно обсуждается вопрос о предположительной отмене районных коэффициентов к зарплате в ряде районов Сибири. Кто же сюда поедет на постоянное место жительства? Сами слухи уже наносят вред. Только от реализации проектов ОЭЗ в нашем регионе появится не менее 100 тысяч новых рабочих мест. Тысячи квалифицированных рабочих дополнительно потребуются предприятиям ОПК и т.п. Нужны индивидуальные региональные модели миграционной политики и закрепления кадров. В методическом же плане речь должна вестись о системе общесибирских балансовых расчетов в обоснование стратегических проектировок. Будущее экономики Сибири за трудосберегающими технологическими процессами и высокопроизводительной техникой. Пятьдесят лет тому назад на строительстве Братской ГЭС работало одновременно до 45 тысяч человек. Новая экономика должна быть примерно на порядок более производительной в расчете на одного занятого. В этом вызов отечественному и сибирскому машиностроению со стороны импорта оборудования, машин и транспортных средств. В развитых странах за пятилетний период производительность выпускаемого оборудования повышается в 1,5-2 раза, до 20 % снижается удельная металлоемкость и энергопотребление, все большее внимание уделяется надежности и сокращению затрат на техническое обслуживание и ремонт. Предполагаемые сроки реализации проектов (кроме Севсиба) среднесрочная перспектива (4-7 лет от настоящего времени). Это означает вброс новой экономики в особо крупных масштабах. «Новое никогда не бывает безобидным, поскольку оно уничтожает старое» (Ф. Бэкон) после реализации практически каждый стратегический инвестиционный проект становится новым центром экономической силы структурообразующим фактором. Например, проход нефтепровода разгружает железную дорогу; один вид топлива заменяет другой; появление сетевых универмагов подавляет малые формы торговли и т.п. Все ли проекты будут реализованы? Будут ли выдержаны сроки? Нужны ли все они? Дать ответ на эти вопросы может экспертиза всех разработанных региональных стратегий и их обсуждение внутри Сибирского федерального округа. Это важный элемент их реализации. До конца текущего года большинство субъектов Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, разработают свои стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. При прочих равных условиях эти документы отражают и инвестиционные амбиции регионов, и наборы региональных проектов; содержат предложения о конкретных приоритетах и целевых установках. Эта схема, вся или частично, «погружается» и на уровень муниципальных образований. С другой стороны, проекты и намерения соседей это экономические вызовы друг другу, на которые они могут дать, преимущественно, интеллектуальный ответ из сферы инновационных технологий.
Общий выводЕсть все основания полагать, что на относительно узком территориальном пространстве (радиусом от Новосибирска на Запад и Восток примерно в 600 километров) имеются уникальные возможности для комплексного развития производительных сил этого мезорегиона. Cюда относятся: 1) общие энергетические и транспортные системы с большими возможностями для развития; 2) потенциальные возможности формирования межрегиональной строительной базы; 3) большая часть сельского хозяйства Сибири; 4) границы с Казахстаном, КНР, Монголией; 5) укрепляющееся информационное пространство и т.д. Будущее за дальнейшей экономической интеграцией субъектов Федерации. Нужна разработка соответствующих документов. Указом Президента Российской Федерации от 27.01.2007 г. создана Государственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. Председателем Государственной комиссии по должности является Председатель Правительства Российской Федерации. Государственная комиссия должна обеспечить разработку и реализацию плана социально-экономического развития ДВО и субъектов Федерации Байкальского региона. Решается вопрос о создании федерального органа управления развитием Дальнего Востока и Забайкалья. Данному региону предстоит серьезная государственная инвестиционная накачка под лозунгом поворота экономики на Восток в ближайшие 15 лет. Сибирь в этом новом центре экономической силы будет представлена, в первую очередь, нефтегазовыми ресурсами. стр. 5-6 в оглавление
| Версия для печати |