Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 18 (2603) 10 мая 2007 г.

ФОРМУЛА ЛИДЕРСТВА

Недавно экономический еженедельник «Коммерсантъ-Деньги» провел рейтинг востребованности выпускников российских вузов. В опросе участвовало около 300 крупнейших компаний и фирм России. Оказалось, среди тех, кто пользуется наибольшим спросом, есть и выпускники Иркутского государственного технического университета.

Галина Киселева, «НВС», Иркутск

Ректор университета д.т.н. профессор Иван ГОЛОВНЫХ рассказывает, как в ИрГТУ готовят специалистов.

— Всем хорошо известно, что в Сибири, обладающей уникальными природными богатствами, действуют крупнейшие в стране промышленные комплексы. И снабжают их кадрами, которые «решают все», в основном сибирские вузы. Восьмое десятилетие эту задачу выполняет ИрГТУ, который изначально формировался как комплексный.

Вуз всегда быстро откликался на запросы промышленности, создаваемых и развивающихся производств, и даже в трудные для страны годы упорно искал контакты, новые формы взаимодействия с рождающимися компаниями, фирмами.

— Но, в последнее время, вероятно, требования к выпускникам изменились — многочисленные социологические исследования показывают, что образовательные учреждения не всегда справляются с задачей подготовки специалистов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.

— Да, учить сегодня нужно не так, как вчера. Отрасли работают не только на внутреннем, но и на внешних рынках, в условиях жесткой конкуренции и к специалистам, соответственно, предъявляют особые требования. Современный техник по уровню подготовки должен быть близок к инженеру, а инженер, в свою очередь, обладать высокой компетенцией не только в области инноваций и создания продукции, но и в продвижения ее на рынки, то есть маркетинговыми знаниями. Вот таких «специалистов-инноваторов» мы и стараемся готовить.

Одновременно с получением современных знаний и практических навыков стараемся привить молодому специалисту умение самостоятельно «добывать» новые знания, адаптироваться к меняющимся условиям. А это уже затрагивает концептуальные основы высшего образования. В частности, значительно повышаются требования к учебно-методическому сопровождению учебного процесса, появляются новые методы обучения, значительно возрастает доля самостоятельной работы студентов и многое другое. Работодатели, например, считают, что без практического опыта и стажировки эффективным профессиональное образование быть не может. К сожалению, государственные образовательные стандарты, как правило, имеют сокращенные объемы практик.

— Иван Михайлович, не секрет, что у современных студентов часто главной целью становится получения диплома, а не стремление приобрести хорошие знания…

— Мне кажется, это происходит от того, что работодатели не могут (или не хотят) сформулировать свой заказ на выпускников. И зачастую вузы продолжают выпускать специалистов, опираясь на требования старых государственных образовательных стандартов, не учитывающих актуальные проблемы бизнес-сообщества.

В настоящее время во взаимоотношениях «вуз-работодатель» не решен важный вопрос — кто же должен выступать инициатором взаимодействия системы профессионального образования и работодателей: работодатель, вуз или государство? Это содружество «государство — вуз — работодатель» следует закрепить в законодательных актах, как федеральных и ведомственных, так и региональных; профессиональных образовательных программах и долгосрочных договорах с предприятиями.

— У ИРГТУ есть положительный опыт в решении проблемы взаимодействия с работодателями?

— Результаты пока нельзя назвать значительными, но они уже приносят ощутимые плоды. Ключевой момент здесь — заключение многопрофильных договорных отношений. В 2006 году наш вуз имел 55 комплексных договоров с крупными промышленными компаниями, причем, они охватывали практически все стороны совместной деятельности, от подготовки специалистов до поддержки материально-технической базы университета. Более тысячи договоров заключено с предприятиями малого и среднего бизнеса на проведение для студентов производственных практик и их трудоустройство, 453 договора — на выполнение научно-исследовательских работ совместно с промышленными компаниями.

Вторая важная задача — развитие системы заказов на молодых специалистов от промышленных компаний. В прошлом году ИрГТУ получил от производственных организаций и бизнес-структур 3098 заявок при выпуске в 2314 человек. Причем, спрос на специалистов по горно-геологическому, авиа- и машиностроительному, строительному и энергетическому направлениям подготовки дипломированных специалистов превышал предложение в 1,5-2 раза. Особую проблему представляло выполнение заявок от предприятий, расположенных за пределами Иркутска. Молодые люди сегодня не стремятся (в силу разных обстоятельств, в том числе и жилищных проблем) работать в северных регионах страны, хотя именно там и дефицит кадров, и сравнительно высокий уровень оплаты труда.

Мы стали систематически проводить презентации промышленных компаний, в первую очередь, крупных. На встречах со студентами руководители компаний знакомят будущих выпускников со своими предприятиями, условиями их будущей работы и социальными пакетами. После презентаций отмечаются всплески деловой активности студентов. Большую заботу проявляем о трудоустройстве студентов на базовых предприятиях после прохождения производственной практики. Так, студенты, обучающиеся по специальности «Самолето- и вертолетостроение» факультета транспортных систем по окончании третьего курса принимаются на должности конструкторов и технологов на Иркутский авиационный завод (филиал НПК «ИРКУТ») в подразделения, занимающиеся подготовкой производства авиационной техники. На четвертом курсе по такой схеме обучается уже более 40 % студентов. Практически все дипломные проекты выполняются по тематике предприятия, а их публичная защита проводится на территории Авиазавода. Их оценивают не только члены ГАК, но и ведущие специалисты завода. Методика применяется и на других факультетах. Используем и целевую подготовку специалистов за счет средств предприятия.

Ежегодно, с 1994 г., так обучаются до 50 студентов — будущих специалистов Иркутского авиационного завода. Отбор абитуриентов осуществляет служба подготовки кадров предприятия по результатам вступительных испытаний в ИрГТУ и на конкурсной основе. Авиазавод ежегодно предоставляет 10 стипендий для лучших студентов 4 и 5 курсов факультета транспортных систем и факультета компьютеризации и технологии машиностроения.

Активно развивается взаимодействие с работодателями в форме прямых инвестиций в развитие университета. Только в 2006 году бизнес-сообщество выделило 21,4 млн руб. на развитие инновационно-образовательной деятельности ИрГТУ. В последние два года в университете открыто шесть фирменных лабораторий, в том числе: ОАО «АНХК», ОАО «Саянскхимпласт» и корпоративный учебно-производственный комплекс ОАО «Стройтрансгаз-Ойл», включающий в себя действующую буровую установку на учебном полигоне ИрГТУ. Наиболее яркая форма взаимодействия с работодателями — создание корпоративных учебно-исследовательских центров. В ИрГТУ четыре года действует центр, созданный совместно с Иркутским авиазаводом — филиалом НПК «ИРКУТ». В этом году на площадях университета открыт учебно-исследовательский центр «ИрГТУ — ОАО «ТНК-ВР». В его создание компания вложила 13,5 млн руб. Бюджет центра на 2007 г. запланирован в объеме 40 млн руб.

В заключение хочется добавить, что такое активное сотрудничество «вуз-производство» приносит весомые плоды. Достаточно сказать, что нет отрасли в Сибири и дальневосточных регионах, где бы ни трудились выпускники Иркутского политеха — так именовался раньше ИрГТУ. 70 % инженерного корпуса Иркутской области и 50 % руководителей высшего и среднего звена ведущих фирм и компаний региона — его выпускники. За 76 лет своей деятельности вуз подготовил более 110 тыс. специалистов, в том числе около 2 тысяч — для зарубежных стран.

Сегодня ИрГТУ — один из крупнейших вузов Сибири: в нем обучаются более 35 тысяч студентов по 86 специальностям. Само здание вуза — это огромный корпус, длина коридоров которого более 20 км, его «население», равное небольшому городу, живет полнокровной жизнью — есть и свой театр, и современные спортивные сооружения, и общежития, и санаторий-профилакторий, и крупнейший в Сибири технопарк, где можно зарабатывать деньги. Но, главное, молодые люди полны надежд и веры в то, что знания и опыт, полученные в университете, позволят им стать востребованными в своей стране.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+418+1