Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 24 (2609) 14 июня 2007 г.

АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ
В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Интервью с кандидатом на должность ректора НГУ профессором Андреем Аржанниковым.

Дмитрий Еремин

Ректор: менеджер или ученый?

Иллюстрация

— Андрей Васильевич, давайте уточним, прежде всего, такой вопрос. Кем, на ваш взгляд, должен быть ректор вуза: менеджером, который управляет предприятием, или ученым-стратегом, который определяет долгосрочные цели, ориентиры развития университета, а оперативное управление передает подчиненным?

— Я думаю, что прямолинейное сравнение университета, особенно такого уникального как НГУ, с какой-то бизнес-корпорацией не совсем правомерно. И неправильно было бы проводить прямые аналогии типа «ректор — это президент компании, председатель совета директоров и т.д.» Должность ректора подразумевает уникальный сплав, синтез качеств и руководителя предприятия, и научного сотрудника-специалиста в своей предметной области, и педагога, который формирует новое поколение специалистов. Кроме того, для современного ректора мне кажутся совершенно необходимыми еще две черты: новаторство и гармоничность.

— Поясните, пожалуйста…

— Мы живем в век стремительных изменений, которые затрагивают все стороны нашей жизни и деятельности, в том числе и образование. Поэтому мы должны не просто идти в ногу со временем, а обгонять его хотя бы на полшага — без этого мы не сможем занять активную позицию в стремительно меняющемся мире. А чтобы этого добиться, руководство вуза, и ректор в первую очередь, должно видеть тенденции: какие специалисты будут востребованы больше всего через 5-10 лет? Какие отрасли науки и техники будут развиваться быстрее и интенсивнее? И что нашему вузу нужно предпринять, для того чтобы готовить сейчас специалистов не вчерашнего, а завтрашнего дня? Поэтому ректор по должности просто обязан быть новатором. А с другой стороны, всякие новации, особенно в такой достаточно консервативной сфере, как образование, прививаются непросто. И здесь нужен очень взвешенный, деликатный подход. Нельзя «рубить сплеча», нужно обеспечить баланс интересов, сегодняшних и будущих, гармонизировать их, если угодно.

«Идея физтеха» и вызовы XXI века

— Новосибирский университет — это университет уникальный, его создание само по себе стало серьезной инновацией в образовании. Насколько, на ваш взгляд, сегодня актуальны принципы, заложенные в концепцию университета полвека назад?

— Как известно, в основе концепции НГУ лежали так называемые «принципы Физтеха», заложенные М. А. Лаврентьевым и его единомышленниками. Суть этих принципов — фундаментальная научная подготовка в сочетании с практикой исследовательской работы при тесном междисциплинарном взаимодействии. Как показывает почти полувековой опыт работы НГУ, эти принципы себя полностью оправдывают. Даже в советские времена, когда ни о каких рейтингах вузов и речи не шло, в неофициальной «табели о рангах» Новосибирский университет котировался на одном уровне с МГУ и ЛГУ, к нам приезжали поступать абитуриенты не только из Сибири и Дальнего Востока, но и из европейской части страны. Сегодня речь идет о том, чтобы придать второе дыхание этим принципам, соединить их с экономическими, организационными, технологическими реалиями XXI века.

— И какие изменения, инновации в организации процесса обучения вы считаете необходимыми?

— Наш университет может предоставлять уникальные образовательные услуги за счет двух факторов. Прежде всего, это междисциплинарное взаимодействие, которое в университете организовать относительно легко, поскольку здесь бок о бок трудятся специалисты всего спектра естественнонаучных и гуманитарных специальностей. Во-вторых, это использование новейших образовательных технологий, в том числе дистанционного образования с использованием Интернета. У нас работают многие ученые с мировым именем, чьи курсы охотно прослушали бы студенты многих стран мира за соответствующую плату. А перевести учебные курсы на английский, выложить их в Интернет или организовать онлайновую лекцию — вопрос чисто технический. Поэтому НГУ может и должен занять свою нишу на мировом рынке дистанционного образования. Что, разумеется, никак не заменит традиционного обучения для тысяч одаренных юношей и девушек из России и других стран.

Совет деканов
и социальная активность студентов

— Андрей Васильевич, вы всегда ратовали за то, что университет должен быть не просто «кузницей специалистов», но и местом формирования социально активных личностей. Прокомментируйте, пожалуйста, эту позицию.

— Я считал и считаю, что одна из ключевых задач в развитии университета — выявление процессов, которые во многом протекают подспудно, это развитие социальных движений среди молодежи. В свое время, когда отцы-основатели Академгородка учили нас, студенческая жизнь была во многом регламентирована такими структурами как комсомол, профсоюз, студенческие стройотряды. Эти формы социальной деятельности сейчас практически утрачены, и молодежь потеряла ориентиры, в том числе и по вине нынешних СМИ. Поэтому одна из ключевых проблем в развитии университета — создание социальной среды, которая бы позволяла воспитывать следующее поколение в направлении, необходимом для дальнейшего развития страны. Мы должны создать среду, в которой молодежь чувствовала бы себя единым коллективом, давая в качестве ориентиров положительные примеры из отечественной и мировой истории. И в университете, и в Академгородке не используется в полной мере накопленный положительный опыт старшего поколения. Я убежден, что в университете необходимо создать структуру, деятельность которой была бы направлена именно на воспитание молодежи.

— Как вы видите эту структуру?

— Возглавлять эту структуру должен человек в ранге проректора по социальным вопросам. На факультетах должны быть компоненты, составляющие эту структуру, чтобы мы имели целостную систему в масштабе университета. Важным элементом этой структуры должны также стать студенческие коллективы в общежитиях. Там существуют студсоветы, но их деятельность сейчас не носит социальной направленности, а замкнута на чисто хозяйственные вопросы. Необходимо формировать клубы по интересам — это могут быть клубы самодеятельной песни и танцев, дискуссионные клубы, где молодые люди могли бы обсуждать волнующие их социальные проблемы и формировать соответствующее мировоззрение. Необходимо формировать студенческие организации, используя опыт того же Европейского Союза, создать Студенческий союз НГУ, в котором была бы представлена администрация (через того же проректора по социальным вопросам) и лидеры студенческого движения от клубов различной направленности. Можно использовать в работе и газету «УЖ», и знания преподавателей гуманитарных факультетов, которые могли бы проводить диспуты и лекции соответствующей направленности.

— А какие изменения в модели управления университетом, необходимы, на ваш взгляд?

— Одна из проблем в управлении НГУ заключается в том, что деканы факультетов слабо вовлечены в этот процесс, управление осуществляется, главным образом, ректоратом. Ученый совет выполняет роль некоего законодательного органа, который работает с достаточно продолжительными промежутками между своими «сессиями». При этом Ученый совет опирается на материалы, полученные от того же ректората. Это приводит к тому, что деканы факультетов фактически отстранены от принятия как стратегических, так и тактических решений, а ректорат, в свою очередь, не имеет обратной связи даже для того, чтобы отследить выполнение уже принятых решений, поскольку информация с факультетов очень слабо доходит до ректора. В связи с этим мне видится очень перспективным создание Совета деканов, который играл бы роль совещательного органа при ректоре. Этот орган на регулярной основе будет информировать ректора о ситуации на факультетах. На заседаниях этого совета будут обсуждаться назревшие проблемы и готовиться решения по ним. Мне представляется, что это бы дало инструмент оперативного управления университетом, не затрагивая впрямую существующую «вертикаль власти». Такая ситуация будет способствовать прозрачности осуществления финансовой деятельности, усилит доверие между факультетами и ректоратом и сформирует более конструктивную, доброжелательную атмосферу в университете. В нынешних условиях распределение внебюджетных средств в университете осуществляется в пропорции 50/50, при этом факультеты практически лишены возможности влиять на распределение средств, которые поступают в оперативное распоряжение ректората. Такой подход представляется мне неправомерным. На мой взгляд, будет оправданным, если на факультетах будет оставаться 75 % из заработанных ими средств, а 25 % — будет поступать в распоряжение ректора. При этом, безусловно, Совет деканов может обсуждать эту пропорцию и изменять ее в зависимости от конкретной ситуации — как в пользу потребностей факультетов, так и общеуниверситетских проектов.

Первые шаги

— В случае вашего избрания на должность ректора, какими будут ваши первые шаги?

— При вступлении на должность ректора необходимо в первую очередь обеспечить преемственность деятельности в решении стратегических задач, которые начаты предыдущим ректором. Прежде всего, это выполнение инновационной образовательной программы, под которую выделен федеральный грант (субвенции от Министерства образования и науки составляют 901 млн руб.). При этом в соответствии с условиями выделения этих средств руководству университета (то есть будущему ректору) необходимо обеспечить поступление внебюджетных средств от коммерческих структур и от СО РАН в размере 180 млн руб. в течение ближайших двух лет. Вторая важнейшая задача — это строительство нового корпуса НГУ, проектирование которого начато (на выполнение проектирования уже истрачено 65 млн руб. и на следующий год запланировано 30 млн руб.). Но пока нет официального решения о финансировании самого строительства нового корпуса, и для его принятия потребуются немалые усилия от нового ректора. Предстоит решать вопросы и с руководством СО РАН, и с администрацией Новосибирской области, и с руководством Минобрнауки. А цена вопроса о строительстве составляет порядка 6 млрд руб. Помимо этих глобальных, нацеленных на перспективу задач, есть и множество задач сегодняшнего дня.

— Например?

— Необходимо оптимизировать структуру управления университетом в плане создания уже упомянутого мной Совета деканов. Необходимо как можно скорее исправить ситуацию с оплатой труда сотрудников университета, особенно тех, кто не имеет ученых степеней и званий. Полагаю, что за счет оптимизации финансовых расходов внутри университета можно выделить средства на повышение зарплаты именно этой категории сотрудников. Очень остро стоит жилищная проблема, я думаю, что ее можно облегчить при оптимальном распоряжении существующим жилым фондом. Давно не уделяется внимания таким вопросам, как улучшение условий труда. Из-за острой нехватки помещений у преподавателей кафедр нет нормальных условий даже для работы, не говоря уже об отдыхе.

Как изменить ситуацию? Надо задействовать неиспользуемые помещения, например, пустующий холл в общежитии № 5 отремонтировать и ввести в действие. Надо подумать и о том, как полнее использовать имеющиеся в университете помещения, чередуя их загрузку разными задачами. Необходимо обратить внимание и на такой ключевой момент, как медицинское обслуживание студентов и сотрудников. Ведь сейчас амбулатория университета практически не оказывает медицинских услуг, и студенты и сотрудники вынуждены обращаться в поликлиники СО РАН или коммерческие медицинские учреждения. Несомненно, важна также профилактика заболеваний. Для этого в НГУ есть необходимая база: мы располагаем и профилакторием, и собственной базой отдыха. А кому и на каких условиях предоставлять путевки в эти учреждения, надо решать, прежде всего, с учетом мнения трудовых коллективов. Кроме того, нужно ввести дополнительное медицинское страхование сотрудников. Считаю также вполне реальным снижение стоимости питания в студенческой столовой. Цену базового комплекса вполне можно снизить процентов на 30 при сохранении хорошего качества блюд за счет пересмотра договорных отношений с организациями-поставщиками.

Студгородок: смена парадигмы

— А планируете ли вы что-то менять во внешнем облике студгородка?

— Разумеется. Студгородок — это место, где студент проводит несколько лет жизни, и место это должно быть и красивым, и удобным. Но студгородок НГУ спроектирован и построен по стандартам полувековой давности и уже давно не соответствует современным требованиям жизни и быта студентов. Поэтому в студгородке необходимы, конечно, и «косметические» меры по благоустройству — ремонт фасадов, использование форм ландшафтной архитектуры. Но ситуацию нужно менять радикально, так сказать, менять парадигму студенческого быта. И я вижу реальный механизм перевода в течение пяти лет общежитий НГУ на современный уровень комфорта. У нас запланировано строительство новых общежитий, что даст возможность создания жилого фонда для «маневра». Схема такая: сдается новое общежитие, туда переселяются жильцы одного из старых общежитий, а оно само ставится на реконструкцию на полгода. После чего в реконструированное общежитие переселяем следующее, и так далее. Таким образом, мы проведем реконструкцию всего жилого фонда студгородка, что позволит нам не просто создать комфортные условия жизни и отдыха для наших студентов, но и приглашать на обучение студентов из-за рубежа, из той же Европы.

Команда ректора

— Андрей Васильевич, «один в поле не воин». Есть ли у вас своя команда, которая будет претворять в жизнь намеченные планы?

— Безусловно, я хорошо понимаю, насколько важен этот аспект в деятельности руководителя. Если вы посмотрите на то, как строится работа на физическом факультете, то убедитесь в том, что мои коллеги по деканату работают настолько эффективно, что успешно решают задачи не только собственного факультета, но и университета в целом (пример тому — выполнение проекта по инновационной образовательной программе). До сих пор мне удавалось находить взаимопонимание с разными людьми, и я рассчитываю и в будущем успешно взаимодействовать с деканами всех факультетов. Вижу прямую возможность в случае избрания меня на должность ректора работать в составе ректората с любым из нынешних кандидатов на эту должность, если кто-нибудь из них согласится на должность первого проректора. В то же время, у меня есть соображения по привлечению на руководящую работу в НГУ и других высококлассных специалистов, которых немало как в самом университете, так и в окружающих его учреждениях СО РАН.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+423+1