Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 28-29 (2613-2614) 26 июля 2007 г.

К ИСТОРИИ ПОРТРЕТА И.О. ПОТОЦКОГО

Существует сайт Российской академии наук, на котором приведены имена и воспроизведены портреты как действительных, так и почетных членов Академии. Всего на сайте приведено 779 имен почетных членов РАН, а портретов их несколько меньше, так как не все портреты организаторы сайта смогли, очевидно, найти.

В. Варнек, к.ф.-м.н., ИНХ СО РАН

В 2005 г. автор настоящей статьи обнаружил на сайте РАН большую группу ее почетных членов, которых в первой трети XIX века запечатлел на своих полотнах художник-портретист А. Г. Варнек. Об этой находке я сообщил в статье «Портретная галерея почетных членов РАН», опубликованной в НВС № 14 за 2005 г. Газеты со статьей отправил в ряд музеев, в которых хранятся картины А. Г. Варнека, в частности, в Третьяковскую галерею, Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (НИМ РАХ), Новосибирскую картинную галерею, Иркутский художественный музей, Музей-замок в Ланцуте (Польша) и др. В статье было отмечено, что у одного из почетных членов РАН, Потоцкого Ивана (Яна) Осиповича, на странице сайта место, отведенное для портрета, пустует. Это показалось странным, поскольку именно за большой парадный портрет известного ученого, путешественника и писателя А. Г. Варнек был удостоен в 1810 г. звания академика, о чем сообщает В. С. Турчин в своей монографии 1985 г., посвященной творчеству художника. Здесь же он отмечает, что нынешнее местонахождение портрета в Музее-замке в Ланцуте было установлено Л. Н. Целищевой. В ее собственной монографии 1979 г., посвященной С. С. Щукину — этот портрет И. О. Потоцкого работы Варнека воспроизведен вместе с другими работами ученика известного художника-педагога. На нем ученый изображен сидящим под пальмой со свитком с иероглифами в руках на фоне виднеющихся вдали пирамид.

Поскольку эти сведения о портрете И. О. Потоцкого и его местонахождении мне уже давно были известны, возникло желание сделать доброе дело — раздобыть хорошую репродукцию портрета и переслать ее организаторам сайта РАН с тем, чтобы ликвидировать белое пятно на страничке одного из ее почетных членов. По этой причине я и отправил письмо с газетной статьей в Ланцут с надеждой на то, что фотокопию портрета мне оттуда пришлют. Увы, ни ответа на свое письмо, ни копии портрета И. О. Потоцкого из музея в Ланцуте я так и не получил.

Но получил зато ряд писем с отзывами и благодарностями за присланную статью из российских музеев, одно из которых было от Ю. Г. Епатко из Русского музея. Приведу небольшой фрагмент из его письма. «Особо меня заинтересовала вторая часть вашей статьи о портрете Яна (И.О.) Потоцкого. О том, что А. Г. Варнек писал в 1810 г. портрет почетного члена РАН Яна Потоцкого (1761-1815), сообщала И. И. Свирида в исследовании „Между Петербургом, Варшавой и Вильно“, М., 1999, с. 127. Данный портрет хранится в Музее-замке в Ланцуте. Между тем, этот портрет из Ланцута под авторством И. Б. Лампи-старшего, датированный 1788-1789 г., экспонировался на большой выставке работ художника в Италии в 2001 г. Посылаю вам ксерокопию из каталога выставки, который хранится в нашем отделе живописи». Данная ксерокопия включала прекрасную копию самого портрета Потоцкого, идентичного по композиции воспроизведенному в монографии Л. Н. Целищевой (см. иллюстрацию в статье), и копию каталожной заметки о Потоцком и его портрете. Остановлюсь вкратце на содержании данной заметки. В первой ее половине приведены элементы биографии графа Яна Потоцкого. Говорится, что он, представитель одного из самых блестящих польских родов, родился в Пикове 8 марта 1761 г. Получив французское образование, с 1778 г. стал путешествовать, посетив за свою жизнь около двух десятков стран. Занимался при этом историей, этнографией и археологией, политикой и издательским делом, писал научные труды и роман «Рукопись, найденная в Сарагосе», принесший впоследствии автору мировую известность. Дважды был женат и имел от первого брака «с одной из самых красивых женщин эпохи Юлией Любомирской» двух сыновей. Замечу, что периоды пребывания Яна Потоцкого в России и активной его деятельности в ней (о чем я писал в предыдущей статье) совсем не отражены в цитируемой заметке.

Иллюстрация
Таким был автор «Рукописи, найденной в Сарагосе».

Следующий фрагмент заметки посвящен описанию портрета Яна Потоцкого, представленного в каталоге: вначале всего того, что окружает модель (пустынный пейзаж, две пирамиды и два всадника вдали, финиковая пальма, камень с греческой надписью…), затем самого портретируемого. Отмечается, что одет граф в черную куртку с кружевным воротником, украшенную звездами польского ордена Белого Орла и русского ордена Андрея Первозванного, а в руках он держит свиток бумаги со знаками, похожими на пиктограммы. В заметке говорится, что египетский антураж портрета можно сопоставить с конкретными эпизодами жизни писателя.

В заключительной части заметки упоминается имя европейского придворного портретиста Джованни (Иоганна) Батиста Лампи (1751-1830), якобы написавшего данный портрет. Однако никаких доказательств этому не приводится. Обсуждается лишь возможная дата, когда это могло случиться. Говорится, что Потоцкий мог встретить Лампи только в двух случаях: во время пребывания последнего в Варшаве в 1788 г. или во время пребывания аристократа в Вене в 1803-1804 гг. Высказывается гипотеза, что портрет был написан Лампи в период его первой встречи с Потоцким, когда русской награды (на самом деле это орден Св. Владимира первой степени) он еще не имел. Однако это не смущает польских искусствоведов, по мнению которых «она могла быть добавлена к портрету другой рукой много лет спустя после его написания».

Ознакомившись с письмом Ю. Г. Епатко, а затем и с каталожной заметкой, я понял, что в вопросе авторства портрета Потоцкого имеется определенная интрига. Наши отечественные искусствоведы автором портрета считают Варнека, а польские — Лампи. Зная до этого только об одном авторе, главным образом по монографии Турчина, хотел бы обратить внимание на то, что факты о написании портрета Потоцкого Варнеком даны в его монографии со ссылкой на архивные документы, и выглядят они весьма убедительно. В цитируемой выше заметке подобных фактов о написании портрета Лампи-старшим совершенно нет. По этой причине сомнений в авторстве Варнека — после знакомства с письмом из Русского музея — у меня и не возникло. Тем не менее, я обратился по телефону к сотруднице НИМ РАХ, кандидату искусствоведения Л. Н. Целищевой с просьбой прокомментировать факт приписывания портрета Потоцкого Лампи-старшему. Замечу, что к этому времени я уже был знаком с ней, причем в нашей беседе в сентябре 2004 г. о художнике А. Г. Варнеке и его творчестве Л. Н. Целищева портрет Потоцкого упоминала. С ее слов, работа Варнека портретируемому очень понравилась, и он приложил большие усилия, чтобы заполучить этот портрет, предназначавшийся для залы Академии художеств. Удивительно, что во время этой беседы Луиза Николаевна, видимо, из присущей ей скромности ничего не сказала о своей статье, посвященной истории портрета И. О. Потоцкого, опубликованной в журнале «Художник» (1984, № 10). О ней она сообщила мне по телефону, отвечая на вопрос об авторстве портрета. Из этого разговора я понял, что атрибуция художественных произведений — дело непростое, и, несмотря на вроде бы убедительные факты и аргументы одних специалистов, другие специалисты не всегда хотят менять свою точку зрения. Видимо, по этой причине польские искусствоведы и «не заметили» статью Л. Н. Целищевой 1984 г. и продолжают по-прежнему приписывать портрет Потоцкого из музея в Ланцуте Лампи-старшему. Вскоре после телефонного разговора с Л.Н. Целищевой я получил от автора копию ее статьи, и здесь мне хотелось бы сообщить вкратце о том, что говорится в ней.

Статья  Л. Н. Целищевой представляет собой занимательный рассказ о выдающемся представителе польского просветительства, ученом, путешественнике и писателе Иване (Яне) Осиповиче Потоцком и истории его портрета, написанном А. Г. Варнеком в 1810 г. после его возвращения из Италии. В ней приводятся убедительные доказательства того, что именно он является автором этого портрета, «исчезнувшего из поля зрения историков отечественного искусства почти на два столетия». К ним относится, в частности, ссылка на очерк П. Каменского «Мастерские русских художников», опубликованный в «Отечественных записках» в 1839 г. (Т. 2, № 2, 3). Сообщая о посещении мастерской Варнека, автор очерка приводит в нем со слов художника перечень его работ, в числе которых указывается и портрет И. О. Потоцкого. Ему в очерке уделено особое внимание: подробно описано изображение модели на фоне египетских пирамид и говорится, что «за сей» портрет, который находится в Польше в имении ученого и путешественника, Варнек произведен в академики. После цитирования очерка Л. Н. Целищева сообщает о своей находке портрета Потоцкого в Музее-замке в Ланцуте, композиция которого полностью совпадает с описанием, приведенным Каменским. Здесь же она отмечает, что портрет этот польские исследователи издавна приписывают известному австрийскому художнику И. Б. Лампи, работавшему в Польше и России в конце 1780-1790-х гг. «Спорность такой атрибуции в настоящее время представляется очевидной», — пишет автор статьи и приводит, кроме документальных свидетельств, свои чисто профессиональные аргументы. Одним из них является «чрезвычайная стилистическая близость» обсуждаемого портрета другим произведениям Варнека, воспроизведенным наряду с портретом Потоцкого в статье.

Иллюстрация Иллюстрация
Кто старше — Ян (слева) или Северин (справа)?

Не претендуя на роль эксперта художественных произведений, автор настоящей статьи хотел бы привести ниже свой аргумент ошибочности атрибуции портрета польскими специалистами. Основан он на анализе возраста модели. Яну Потоцкому в то время, когда портрет его, согласно цитируемой выше каталожной заметке, писал Лампи, должно было быть не более 28 лет. На портрете же мы видим человека заведомо более старшего, с опущенными плечами и усталым лицом. Но это лишь предварительное соображение. Поскольку определение абсолютного возраста портретируемого — задача непростая, мой аргумент основан на сравнительном анализе двух портретов. Братьев Потоцких (Ивана Осиповича и Северина Осиповича, родившегося в 1862 г.) в нашем анализе можно считать практически одногодками. На портрете последнего, написанного А. Г. Варнеком в 1802 г., находящемся в НИМ РАХ и воспроизведенном здесь, можно увидеть определенное сходство Северина с его старшим братом: большие носы имеют одинаковую форму, похожими являются рисунки бровей и губ. Но это не то главное, на что хотелось бы обратить внимание при сравнении портретов. Северин изображен на портрете в возрасте 40 лет, но облик его здесь явно «моложе» облика брата Ивана, сидящего у пальмы. Ну, а поскольку братья почти одногодки, то очевидно, что портрет Ивана должен быть написан много позже портрета Северина. Это является еще одним из доказательств того, что Лампи не может быть автором портрета из Ланцута. В то же время, дата написания портрета Варнеком вполне соответствует возрасту портретируемого на данном портрете (в 1810 г. ему было 49 лет).

В заключение статьи хотелось бы заметить, что несмотря на спорные моменты с атрибуцией портрета И. О. Потоцкого, копию его, полученную от Ю. Г. Епатко, на сайт РАН я переслал. В результате то белое пятно, о котором говорилось в самом начале статьи, исчезло.

стр. 15

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?22+426+1