ЮНЫЕ «АКАДЕМИКИ» ИЗ УЛАН-УДЭ
Малая академия наук уникальный центр дополнительного образования школьников Республики Бурятия. Она была основана в 1976 году как научное общество учащихся. У истоков такого образовательного нововведения стояли ведущие ученые республики: М. Мохосоев, В. Найдаков, А. Тулохонов и другие.
«Здесь не ставят отметок, здесь ребята сами выбирают направления и программы. Малая академия наук работает в режиме развития, так представляет эту необычную школу ее директор,
заслуженный учитель РБ Наталья ДАЛБАЕВА. В среднем ежегодное количество учащихся составляет более пятисот человек. Это те особые школьники, которым не хватает основных уроков, которым хочется успеть узнать многое сверх общеобразовательного курса.
Наталья Степановна, что же интересно юным «академикам»?
Круг вопросов очень широк: свойства сульфато-молибдата калия-эрбия, проблемы рифтогенеза, астрономия и освоение космоса, археология, медицина и многое другое. Наши преподаватели предлагают углубленное изучение дисциплин физико-математического, естественнонаучного, гуманитарного, лингвистического направлений. Сложилась определенная система, главная задача которой профессиональная ориентация выпускников.
МАН является как бы барометром спроса на разные специальности. К примеру,
в 2000-2002 гг. было столько желающих заниматься юриспруденцией, социологией, программированием, экономикой, что мы искали свободные аудитории, чтобы усадить все группы.
Сейчас эти дисциплины не столь популярны, зато растет интерес к традиционной медицине, лингвистике. Малая академия дает не только уроки по химии, биологии, фармакологии, но и организует практические занятия в клиниках, лабораториях, аптеках. Учащиеся имеют возможность вести свои исследования на приборной базе институтов Бурятского научного центра СО РАН. С 2002 г. МАН входит в образовательный комплекс университета, благодаря чему «академики» имеют свободный доступ в лаборатории, аудитории, библиотеки, обсерваторию БГУ.
Для развития общей культуры подростков мы предлагаем изучение предметов, которых нет в средней школе: психологии, журналистики, риторики, этики и эстетики, библиотечного дела, проектирования. Три года назад при участии Союза архитекторов мы открыли архитектурную студию «Белый город». Ребята изучают живопись, учатся работать с разными материалами, пробуют себя в дизайне, осваивают графику. В мэрию Улан-Удэ студийцы предложили проект по благоустройству детской площадки по ул. Пушкина.
Какие традиции сложились в Малой академии наук?
Ежегодно проводим праздник посвящения. Это замечательное шоу, в котором принимают участие все преподаватели и ученики: и «старички», и «новички». МАН организатор конференций учащихся. Уникальной является Ломоносовская олимпиада. Участвуя в ней, можно проверить знания сразу по пяти предметам: математика, физика, химия, история, литература. Это «многоборье» собирает лучших учеников 10-11-х классов со всего Улан-Удэ. Победителям олимпиады вручаются рекомендательные письма для поступления в БГУ.
В дни весенних каникул проводим конференцию «Сибирская весна» по гуманитарным дисциплинам. Обычно собирается более трехсот школьников. Многие приезжают из районов республики, Агинского автономного округа, даже из Монголии. Ребята не только выступают с докладами, но и принимают участие в интеллектуальных играх, брейн-рингах, готовят представления.
Школьники сейчас такие продвинутые, они черпают много информации из Интернета. Их предложения изначально кажутся несбыточными идеями, но как-то постепенно кристаллизуются в своеобразные мероприятия. Так был задуман фестиваль гуннской культуры. Вдохновленные европейскими костюмированными праздниками, ребята вместе с преподавателями изучили множество литературных памятников. По иллюстрациям к историческим книгам готовили костюмы, шили флаги. Фестиваль открылся конференцией «Изучение материальной и духовной культуры народов Евразии». Потом на два дня выехали в село Сужа Иволгинского района. Недалеко от раскопок гуннского городища был разбит палаточный лагерь. Историко-научные объединения 14 школ Бурятии представляли различные народы Евразии. Все участники предстали в народных костюмах: здесь были буряты, монголы, венгры, эвенки, французы, азербайджанцы и другие народности, далекие корни которых соприкасаются с культурой гуннов.
Такие события оставляют яркие впечатления и пробуждают интерес к исследовательским профессиям. После окончания фестиваля более тридцати подростков активно стали посещать классы археологии и истории. Несомненно, подобные мероприятия важный элемент патриотического воспитания молодежи.
Думаю, что к традиционным можно отнести и проведение республиканской открытой олимпиады «Созвездие». Это «веточка» всероссийского мероприятия. Условия едины: разработка и защита собственных научно- и учебно-исследовательских, творческих проектов по проблемам окружающей среды «Человек-Земля-Космос». Финал олимпиады собирает в наукограде Королёв отличившихся участников со всей России. Делегация из Бурятии показывает блестящие результаты, о чем свидетельствуют высокие награды 26 призовых мест в разных номинациях. Наша команда единогласно считает поездки «потрясающими и незабываемыми». Ребята встречаются с учеными, ведущими специалистами центра подготовки космонавтов, летчиками-космонавтами. Для них проводят экскурсии в музей космонавтики РКК «Энергия», Российский центр управления космическими полетами, музей Военно-воздушных сил, а также практические занятия с инструкторами РГНИИЦПК им. Ю. Гагарина в рамках программы «Космическая лаборатория» и многое другое. Из отзыва одного участника: «Мы чувствовали себя очень важными персонами, нас пускали везде и все разрешали смотреть. Это мощный толчок вверх к знаниям».
Выполняя свои проекты, ребята приобретают навыки научно-исследовательской работы. Школьники с удовольствием принимают участие в студенческих экспедициях университета. И это тоже традиция.
У таких необыкновенных ребят и преподаватели должны быть «звездами». Расскажите, кто ведет занятия?
Наш коллектив удивительный! Вы правильно назвали наших преподавателей «звездами», так и есть. В целом занятия ведут 34 человека, из них половина штатные педагоги, половина совместители, сотрудники вузов, институтов научного центра.
Став директором МАН в 2001 году я получила, конечно, шквал проблем. Но в то же время я с восторгом окунулась в атмосферу творчества, участия, эмоциональной поддержки. С гордостью говорю, что в Малой академии наук работают 2 доктора и 10 кандидатов наук, 15 преподавателей высшей категории, 3 заслуженных учителя РБ, 2 Заслуженных работника образования РБ, 2 отличника народного просвещения РФ, один Почетный работник образования РФ, один трижды лауреат премии Сороса.
О чем мечтает директор Малой академии?
«Академиков» у нас достаточно, хотелось бы побольше «членов-корреспондентов». (Смеется) В самом деле, надо как-то привлекать детей из отдаленных районов. Мы проводим заочные школы, олимпиады для учащихся сельских школ республики, но этого явно недостаточно. Вот в Курумканском районе живет пятнадцатилетний астроном, он бредит звездами, уже прочитал все, что смог найти в сельской библиотеке. Знаю еще увлеченных ребят, которым не просто выбраться в город за нужными книгами. Я мечтаю о дистанционном обучении, это поможет поддерживать, развивать не только городских школьников.
МАН находится на бюджете комитета по образованию мэрии Улан-Удэ. Это, в основном, моральная поддержка. Хотелось бы нормального финансирования для закупки современного оборудования для оснащения классов и лабораторий. Ребятам необходимо выезжать на практики, на олимпиады в другие города. Должен быть, наконец, принят закон о поддержке одаренных детей умников и умниц, а не только спортсменов и музыкантов.
Наш корр.
стр. 13
|