Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 30-31 (2615-2616) 9 августа 2007 г.

ЮНЫЕ «АКАДЕМИКИ» ИЗ УЛАН-УДЭ

Малая академия наук — уникальный центр дополнительного образования школьников Республики Бурятия. Она была основана в 1976 году как научное общество учащихся. У истоков такого образовательного нововведения стояли ведущие ученые республики: М. Мохосоев, В. Найдаков, А. Тулохонов и другие.

«Здесь не ставят отметок, здесь ребята сами выбирают направления и программы. Малая академия наук работает в режиме развития, — так представляет эту необычную школу ее директор, заслуженный учитель РБ Наталья ДАЛБАЕВА. В среднем ежегодное количество учащихся составляет более пятисот человек. Это те особые школьники, которым не хватает основных уроков, которым хочется успеть узнать многое сверх общеобразовательного курса.

— Наталья Степановна, что же интересно юным «академикам»?

Иллюстрация

— Круг вопросов очень широк: свойства сульфато-молибдата калия-эрбия, проблемы рифтогенеза, астрономия и освоение космоса, археология, медицина и многое другое. Наши преподаватели предлагают углубленное изучение дисциплин физико-математического, естественнонаучного, гуманитарного, лингвистического направлений. Сложилась определенная система, главная задача которой — профессиональная ориентация выпускников.

МАН является как бы барометром спроса на разные специальности. К примеру, в 2000-2002 гг. было столько желающих заниматься юриспруденцией, социологией, программированием, экономикой, что мы искали свободные аудитории, чтобы усадить все группы.

Иллюстрация

Сейчас эти дисциплины не столь популярны, зато растет интерес к традиционной медицине, лингвистике. Малая академия дает не только уроки по химии, биологии, фармакологии, но и организует практические занятия в клиниках, лабораториях, аптеках. Учащиеся имеют возможность вести свои исследования на приборной базе институтов Бурятского научного центра СО РАН. С 2002 г. МАН входит в образовательный комплекс университета, благодаря чему «академики» имеют свободный доступ в лаборатории, аудитории, библиотеки, обсерваторию БГУ.

Для развития общей культуры подростков мы предлагаем изучение предметов, которых нет в средней школе: психологии, журналистики, риторики, этики и эстетики, библиотечного дела, проектирования. Три года назад при участии Союза архитекторов мы открыли архитектурную студию «Белый город». Ребята изучают живопись, учатся работать с разными материалами, пробуют себя в дизайне, осваивают графику. В мэрию Улан-Удэ студийцы предложили проект по благоустройству детской площадки по ул. Пушкина.

— Какие традиции сложились в Малой академии наук?

— Ежегодно проводим праздник посвящения. Это замечательное шоу, в котором принимают участие все преподаватели и ученики: и «старички», и «новички». МАН — организатор конференций учащихся. Уникальной является Ломоносовская олимпиада. Участвуя в ней, можно проверить знания сразу по пяти предметам: математика, физика, химия, история, литература. Это «многоборье» собирает лучших учеников 10-11-х классов со всего Улан-Удэ. Победителям олимпиады вручаются рекомендательные письма для поступления в БГУ.

В дни весенних каникул проводим конференцию «Сибирская весна» по гуманитарным дисциплинам. Обычно собирается более трехсот школьников. Многие приезжают из районов республики, Агинского автономного округа, даже из Монголии. Ребята не только выступают с докладами, но и принимают участие в интеллектуальных играх, брейн-рингах, готовят представления.

Школьники сейчас такие продвинутые, они черпают много информации из Интернета. Их предложения изначально кажутся несбыточными идеями, но как-то постепенно кристаллизуются в своеобразные мероприятия. Так был задуман фестиваль гуннской культуры. Вдохновленные европейскими костюмированными праздниками, ребята вместе с преподавателями изучили множество литературных памятников. По иллюстрациям к историческим книгам готовили костюмы, шили флаги. Фестиваль открылся конференцией «Изучение материальной и духовной культуры народов Евразии». Потом на два дня выехали в село Сужа Иволгинского района. Недалеко от раскопок гуннского городища был разбит палаточный лагерь. Историко-научные объединения 14 школ Бурятии представляли различные народы Евразии. Все участники предстали в народных костюмах: здесь были буряты, монголы, венгры, эвенки, французы, азербайджанцы и другие народности, далекие корни которых соприкасаются с культурой гуннов.

Такие события оставляют яркие впечатления и пробуждают интерес к исследовательским профессиям. После окончания фестиваля более тридцати подростков активно стали посещать классы археологии и истории. Несомненно, подобные мероприятия — важный элемент патриотического воспитания молодежи.

Думаю, что к традиционным можно отнести и проведение республиканской открытой олимпиады «Созвездие». Это — «веточка» всероссийского мероприятия. Условия едины: разработка и защита собственных научно- и учебно-исследовательских, творческих проектов по проблемам окружающей среды «Человек-Земля-Космос». Финал олимпиады собирает в наукограде Королёв отличившихся участников со всей России. Делегация из Бурятии показывает блестящие результаты, о чем свидетельствуют высокие награды — 26 призовых мест в разных номинациях. Наша команда единогласно считает поездки «потрясающими и незабываемыми». Ребята встречаются с учеными, ведущими специалистами центра подготовки космонавтов, летчиками-космонавтами. Для них проводят экскурсии в музей космонавтики РКК «Энергия», Российский центр управления космическими полетами, музей Военно-воздушных сил, а также практические занятия с инструкторами РГНИИЦПК им. Ю. Гагарина в рамках программы «Космическая лаборатория» и многое другое. Из отзыва одного участника: «Мы чувствовали себя очень важными персонами, нас пускали везде и все разрешали смотреть. Это мощный толчок вверх к знаниям».

Выполняя свои проекты, ребята приобретают навыки научно-исследовательской работы. Школьники с удовольствием принимают участие в студенческих экспедициях университета. И это тоже традиция.

— У таких необыкновенных ребят и преподаватели должны быть «звездами». Расскажите, кто ведет занятия?

— Наш коллектив — удивительный! Вы правильно назвали наших преподавателей «звездами», так и есть. В целом занятия ведут 34 человека, из них половина — штатные педагоги, половина — совместители, сотрудники вузов, институтов научного центра.

Иллюстрация

Став директором МАН в 2001 году я получила, конечно, шквал проблем. Но в то же время я с восторгом окунулась в атмосферу творчества, участия, эмоциональной поддержки. С гордостью говорю, что в Малой академии наук работают 2 доктора и 10 кандидатов наук, 15 преподавателей высшей категории, 3 заслуженных учителя РБ, 2 Заслуженных работника образования РБ, 2 отличника народного просвещения РФ, один Почетный работник образования РФ, один трижды лауреат премии Сороса.

— О чем мечтает директор Малой академии?

— «Академиков» у нас достаточно, хотелось бы побольше «членов-корреспондентов». (Смеется) В самом деле, надо как-то привлекать детей из отдаленных районов. Мы проводим заочные школы, олимпиады для учащихся сельских школ республики, но этого явно недостаточно. Вот в Курумканском районе живет пятнадцатилетний астроном, он бредит звездами, уже прочитал все, что смог найти в сельской библиотеке. Знаю еще увлеченных ребят, которым не просто выбраться в город за нужными книгами. Я мечтаю о дистанционном обучении, это поможет поддерживать, развивать не только городских школьников.

МАН находится на бюджете комитета по образованию мэрии Улан-Удэ. Это, в основном, моральная поддержка. Хотелось бы нормального финансирования для закупки современного оборудования для оснащения классов и лабораторий. Ребятам необходимо выезжать на практики, на олимпиады в другие города. Должен быть, наконец, принят закон о поддержке одаренных детей — умников и умниц, а не только спортсменов и музыкантов.

Наш корр.

стр. 13

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+427+1