Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 34 (2619) 6 сентября 2007 г.

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»:
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОЛУЧЕНО,
ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ

Без малого два года назад правительством Российской Федерации был подготовлен и утвержден Приоритетный национальный проект «Здоровье», направленный на развитие первичной медицинской помощи, а также своевременное выявление и предупреждение некоторых заболеваний.

Ю. Александрова, «НВС»

Иллюстрация

Тогда много говорили о недочетах в отечественной системе здравоохранения, о недостаточном финансировании первичной медико-санитарной службы и нехватке участковых врачей, о низкой оснащенности поликлиник диагностическим оборудованием, не позволяющей оказывать качественную медицинскую помощь, о «старении» специалистов участковой службы и понижении их квалификации. Собственно, на устранение этих недочетов и был нацелен Национальный проект. Среди первоочередных мер называли необходимость укрепления материально-технической базы и повышения уровня диагностической службы учреждений, оказывающих первичную медицинскую помощь; усиления профилактической направленности здравоохранения, проведения дополнительной диспансеризации и формирования у населения культуры здоровья (что в идеале должно дать экономический эффект в результате снижения затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности); создания новых медицинских центров высоких технологий; речь также шла о денежных выплатах некоторым категориям медицинских работников и о многом другом.

Словом, принятый в конце 2005 года нацпроект являл собой образец благих намерений и заботы о населении и медперсонале. Но на деле оказалось, что не все так просто, и прежде всего — с денежными выплатами. Начальник отдела финансирования учреждений здравоохранения и просвещения Сибирского отделения РАН Мария МАКАРЕНКО знакома с проблемой не понаслышке — именно через нее за последний год прошла масса документов и постановлений (порой — взаимоисключающих), именно отдел финансирования пытался решить непростые вопросы и добиться того, чтобы все деньги работникам здравоохранения, оказывающим первичную медицинскую помощь (а именно — участковым врачам-педиатрам, врачам-терапевтам и медсестрам), были выплачены в полном объеме и, желательно, в срок. Об этом и разговор.

— Мария Васильевна, несколько слов о проекте и о мерах по его выполнению.

— В соответствии с Приоритетным национальным проектом «Здоровье», постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года были определены надбавки к заработной плате для данных категорий медицинских работников (участковым врачам — десять тысяч, медсестрам — пять тысяч рублей) и разработаны первоочередные задачи по реализации. Министерство здравоохранения и социального развития РФ подготовило постановление о финансировании этих выплат, но тогда были приняты во внимание только муниципальные учреждения, а ведомства (каковым и является наше Сибирское отделение) остались в стороне.

Поэтому в 2006 году руководство Президиума СО РАН обратилось с запросом в Минздравсоцразвития, после чего 31 января был издан дополнительный приказ № 50, в соответствии с которым ведомственные учреждения по выплатам приравняли к муниципальным. Для Сибирского отделения оговаривался еще ряд условий (например, чтобы на территории академгородков не было муниципальных учреждений здравоохранения), и все они были соблюдены. Так что в прошлом году денежные выплаты, в соответствии с этим приказом, производились через Фонд обязательного медицинского страхования во всех академгородках (в Новосибирске, Томске, Красноярске и Якутске), кроме Иркутского научного центра. Там возникли свои проблемы — ни губернатор, ни Фонд приказ не исполнили, и, несмотря на попытки решить проблему и даже обращения к депутатам, иркутская больница ничего не получала.

— Сколько медицинских работников в Сибирском отделении должны получать «проектные» выплаты?

— Право на надбавки имеют 102 медработника (врачи и медсестры) научных центров СО РАН, причем 68 из них — новосибирцы, а остальные — из четырех «периферийных» больниц. В новосибирском Академгородке ведомственная медицинская помощь оказывается в двух учреждениях, которые, таким образом, являются самостоятельными юридическими лицами. Это Центральная клиническая больница СО РАН с поликлиниками № 1 и № 2 (главврач — Т. Ковалева) и поликлиника ННЦ, расположенная на улице Демакова (главврач — Б. Соболев).

В 2007 году, после того как финансирование было приостановлено, наиболее напряженная ситуация сложилась в Новосибирском научном центре, поскольку здесь не только «сосредоточена» большая часть выплат, но и (ни для кого не секрет) оплата труда в нашем городе — самая низкая по региону. Существовала даже угроза забастовки: медики собирались организовать пикетирование администрации. В других центрах Сибирского отделения, к счастью, терпеливо ждали. Конечно, людей можно понять — они хотели получать деньги вовремя. Поэтому вопрос обсуждался руководством как Сибирского отделения, так и Новосибирской области. Нам никто не отказывал, мы знали, что этот вопрос рано или поздно будет решен положительно.

— Почему все-таки возникли проблемы с финансированием по национальному проекту «Здоровье»?

— Дело в том, что 30 декабря 2006 года вышло новое постановление, касающееся финансирования на 2007 год, и порядок выплат был изменен. Если раньше деньги шли через Фонд обязательного медицинского страхования, то теперь ведомства перевели на бюджетное финансирование. То есть муниципальные учреждения здравоохранения по-прежнему получают средства из ФОМСа, а местные (ведомственные), существующие в рамках Академии наук, должны получать надбавки в составе расходов бюджета, через Министерство финансов. Но и здесь вышла несостыковка: написали — «предусмотреть выплату надбавок для РАН», а про региональные отделения, конечно, никто не вспомнил.

И мы опять остались «за бортом». Получается, что Министерство здравоохранения и социального развития не предусмотрело, ФОМС утратил возможность выплат, а медики остались без финансирования на этот год. Мы сразу же начали писать во все инстанции, пытаясь изменить ситуацию (у нас уже скопились «тома» переписки), — и в правительство, и в Минздравсоцразвития, и в Минфин. Но Минфин сам ничего не мог решить, поскольку ему нужны указания на расходование бюджета, а Минздравсоцразвития рассматривал все это не торопясь. Срок исполнения нашего обращения был назначен на 19 февраля, но окончательно оно было выполнено только 16 июля — в этот день нами был получен документ «О внесении изменений в постановление правительства от 30 декабря 2006 года». В него вписали Сибирское отделение и определили источник финансирования.

— И на этом все закончилось?

— Скорее, начался очередной виток: мы с Минфином согласовывали сумму финансирования и улаживали разные детали — вплоть до 27 августа. В итоге Сибирское отделение получило финансирование на этот год в объеме 37 миллионов 72 тысяч рублей, и все учреждения здравоохранения Отделения получили средства для выплаты надбавок, предусмотренные этим постановлением за период с января 2007 года. В ближайшее время будут погашены все долги — уже поступают первые отчеты.

— Значит, надбавки не выплачивались практически полгода… Как же удалось «продержаться» такой длительный срок?

— Большую поддержку нам оказало руководство области. Особую благодарность хочется выразить главе администрации НСО  В. Толоконскому. Когда ситуация оказалась на грани социального взрыва, Виктор Александрович дал указание выплатить сотрудникам ЦКБ и поликлиники ННЦ причитающуюся сумму (а это порядка 7 миллионов рублей) с января по июнь за счет Фонда. Теперь до конца года все профинансировано, будем выплачивать стабильно.

— А потом?

— Это сложный вопрос, потому что каждый год правительство принимает постановления и определяет источники финансирования. Надеемся, конечно, что нас не забудут, поскольку отчеты об использовании этих средств мы теперь ежемесячно будем направлять в Минздравсоцразвития (именно оно готовит постановления).

Вообще, у российского здравоохранения очень сложная структура. Считаю, что ведомства из этих программ были исключены просто по недомыслию. Действительно, имеются муниципальные и ведомственные учреждения, причем в последних обслуживание «прикрепленного» населения по закону не предполагается (ведь ведомство — закрытая система), это должны быть только сотрудники, без пенсионеров и других членов семей. К примеру, ведомственная поликлиника, обслуживающая правительство, не имеет никакой участковой службы (и здесь принцип соблюдается).

Но в Академгородке принцип ведомственности изначально был нарушен, ведь Городок — это градообразующее, компактное, отдельно расположенное поселение со всеми присущими ему особенностями. Формально исполнители правы, они «стоят на букве закона» и не могут знать всех тонкостей в масштабе страны. Но у нас своя правда — ведь Академгородок это люди (почти сто тысяч), которые обращаются в поликлиники, проходят медосмотры, должны где-то получать справки, больничные листы. Да мало ли что еще.

— Есть ли выход из сложившейся ситуации?

— Мы все надеемся на лучшее. Сейчас руководством Президиума СО РАН принято решение о передаче поликлинической сети Сибирского отделения в ведение муниципалитета.

— К добру ли это?

— Поживем — увидим. Возможно, в чем-то и проиграем, но ожидаем, что к добру. Думаем, что тогда и с выплатами, и с оснащением в учреждениях здравоохранения легче будет. Ведь в настоящее время положение в поликлиниках тяжелое — оборудование очень дорогое, а денег из бюджета на эти цели практически не выделяется (и взять негде). В рамках Приоритетного национального проекта «Здоровье» предусмотрено в том числе и приобретение оснащения, но мы и туда не вошли. Теперь есть надежда, что что-то изменится. Правда, передача из «одних рук в другие» — это достаточно длительный процесс, включающий и подготовку документации, и оформление. Но постепенно все встанет на свои места, пусть даже пройдет определенный период времени.

Еще один момент — в городе, в рамках муниципалитета, участковые врачи, кроме зарплаты и «президентских», получают еще и надбавку от мэра в размере должностного оклада за счет городского бюджета. Мы в прошлом году с большим трудом согласовали этот вопрос — чтобы нашим участковым тоже доплачивали. Удалось добиться, но — только в размере половины оклада, и это продолжалось до 1 июля сего года. Сейчас все-таки стали получать еще 100% оклада.

— Интересно, а вопрос с узкими специалистами решается? Ведь о них в Проекте ни слова.

— В Новосибирске, опять-таки, это как-то удается — устанавливают доплаты за счет муниципального бюджета. А в Академгородке — вообще ничего, причем оклады у специалистов минимальные, особенно у тех, кто работает в поликлинике.

— Мария Васильевна, чтобы не быть голословными, не могли бы вы привести несколько примеров. А то мы говорим о заработных платах как-то беспредметно…

— Пожалуйста, вот, например, у врача — узкого специалиста, кандидата наук, имеющего высшую категорию оклад в поликлинике 3600 рублей. Если он работает больше 5 лет, прибавляйте еще 30 % за стаж и 20 % районных. Но это все равно немного, а без этих надбавок, да еще если не кандидат — и того не получит. У участкового врача-педиатра высшей категории должностной оклад — 3435 рублей. Если стаж работы более 7 лет, еще 2 тысячи. Итого — 5 тысяч 490 рублей плюс районный коэффициент. О медсестрах и говорить не приходится — с высшей категорией оклад составляет 2700. В стационаре аналогичная ситуация, но там выходит чуть больше за счет дежурств, работы на две-три ставки и т.д.

— И что же получается с надбавками?

— В этом случае участковый врач, кроме оклада, будет получать с «президентскими» около 14 тысяч рублей, плюс 3400 от мэра — это уже 18 тысяч, а с районным коэффициентом — примерно 22 тысячи.

— Действительно, это уже неплохо. Остается пожелать только, чтобы и на все остальные вопросы как можно скорее были найдены ответы.

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+429+1