Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2301) 13 апреля 2001 г.

ОТ "САЛЮТА" ДО "МИРА": ВЕХИ ИСТОРИИ

А.Максимов,
старший научный сотрудник ИТПМ СО РАН

Огненные шлейфы, прочертившие небо над южной частью Тихого океана 23 марта 2001 года, ознаменовали завершение 30-летней эпохи развития российских пилотируемых орбитальных станций.

Это было время, когда Советский Союз, а затем и Россия фактически выступали здесь в качестве единоличного лидера. Одна из ярких страниц прошедшего периода пилотируемой космонавтики связана со станцией "Мир", которая верой и правдой прослужила своим создателям в течение целых 15 лет.

Как рассказывает в своих воспоминаниях один из видных конструкторов ракетно-космической техники, бывший заместитель С.П.Королева, Борис Евсеевич Черток, идея создания долговременной орбитальной научной станции (ДОС) возникла чуть ли не случайно. Еще в начале 1960-х годов Военно-воздушные силы США вели интенсивные работы по созданию пилотируемой орбитальной лаборатории MOL, которая преследовала чисто военные цели. Для обслуживания этой лаборатории предполагалось использовать модифицированный космический корабль (КК) "Gemini", разработанный по программе пилотируемых полетов на Луну "Apollo". В противовес американской MOL в 1964 году в Советском Союзе ОКБ В.Челомея приступило к разработке военной орбитальной станции "Алмаз". Она была задумана как космический наблюдательный пост с экипажем из трех человек и сроком существования один-два года. Система "Алмаз" включала орбитальную космическую станцию (ОКС) с возвращаемым аппаратом и транспортный корабль для доставки на борт станции экипажа, расходуемых материалов и возвращаемых капсул. Ее эскизный проект был утвержден 21 июля 1967 года. По ряду причин создание "Алмаза" сильно затянулось, хотя в цехах завода им. В.М.Хруничева уже были изготовлены несколько корпусов для задуманной ОКС.

После первых крупных неудач, постигших советские лунные программы пилотируемых полетов с помощью комплексов УР-500К-Л1 и Н1-Л3, возникла реальная угроза полного отставания от США в области исследований космического пространства. Когда реальных надежд на успешную высадку советского космонавта на Луну в ближайшее время почти не осталось, нескольким специалистам ЦКБЭМ (ОКБ-1) в августе 1969 года пришла идея использовать заделы по "Алмазу" и КК "Союз" для разработки научной станции ДОС, которая позже стала известна как ОКС "Салют". Ее нужно было создать всего за год-полтора, чтобы опередить американскую станцию "Skylab", которая разрабатывалась на базе созданной в рамках программы "Apollo" ракетно-космической техники. Поскольку внеплановая срочная работа явно мешала лунной программе, созданию системы "Алмаз" и тяжелой многоцелевой станции МКБС, разрабатываемой в ОКБ-1 с ориентацией на новую ракету Н1, первоначальные изыскания по новой тематике проводились почти подпольно. Идея новой станции явно противоречила планам руководителей ЦКБЭМ В.Мишина и ОКБ-52 В.Челомея. Для ее претворения в жизнь энтузиастам создания ДОС пришлось заручиться непосредственной поддержкой правительства, после чего ни Мишин, ни Челомей уже не в силах были напрямую воспрепятствовать новой разработке. Если бы тогда не было принято решение о разработке ДОСов, то развитие космонавтики в СССР могло бы пойти совершенно по другому, неизвестному нам пути.

Несмотря на большие трудности с разработкой многочисленных систем и научного оборудования, первая ОКС "Салют" (ДОС 1) была выведена на орбиту уже 19 апреля 1971 года. К большому сожалению, начальный этап эксплуатации наших орбитальных станций ознаменовался рядом неудач. Из-за проблем со стыковкой первый экипаж во главе с В.Шаталовым, стартовавший 23 апреля на КК "Союз-10", не сумел попасть на борт станции и вынужден был досрочно вернуться на Землю. Второй экипаж в составе Г.Добровольского, В.Волкова и В.Пацаева успешно состыковался и поработал на станции три недели, установив тем самым рекорд продолжительности пребывания на орбите. 30 июня при возвращении на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата КК "Союз-11", приведшая почти к мгновенной гибели всех трех космонавтов, летевших из-за тесноты кабины без скафандров. После этой трагедии еще работоспособную станцию 11 октября 1971 года пришлось утопить в океане.

29 июля 1972 года из-за отказа второй ступени ракеты-носителя "Протон" была потеряна станция ДОС 2. Неожиданная разгерметизация вывела из строя первую станцию "Алмаз", выведенную на орбиту 3 апреля 1973 года и названную в целях заблуждения противника "Салютом-2". Такая же бесславная судьба была уготована и для станции ДОС 3 (Космос-557), запущенной 11 мая того же года. Из-за ошибок специалистов Центра управления полетами на первых же витках орбиты были израсходованы все запасы топлива, и 22 мая станция вошла в плотные слои атмосферы и погибла. Только после трех — подряд — неудач следующие три станции первого поколения "Салют" и "Алмаз" сумели частично реализовать заложенные в них возможности. Их более плодотворной работе сильно помешали неудачи, связанные со стыковкой (КК "Союз-15" в августе 1974 г. и "Союз-23" в октябре 1976 г.) или с запуском транспортного КК ("Союз-18А, 5.04.1975).

Реальный скачок в космических полетах был совершен после создания станций второго поколения, которые имели по два стыковочных узла и могли принимать как пилотируемые корабли "Союз", так и грузовые корабли типа "Прогресс" или тяжелые корабли "Космос", созданные по программе "Алмаз". Когда появилась возможность регулярного снабжения ОКС необходимыми материалами и топливом, длительность непрерывного пребывания космонавтов на орбите быстро увеличилась и достигла 185 суток (Л.Попов, В.Рюмин: 1980 г., "Салют-6") и 237 суток (Л.Кизим, В.Соловьев, О.Атьков: 1984 г., "Салют-7"). Станции "Салют-6" и "Салют-7" позволили всесторонне отработать методики проведения ремонтно-профилактических работ и длительного пребывания космонавтов на орбите. Конечно, полеты этих станций тоже проходили далеко не всегда гладко — были и неудачные стыковки, и случаи отказа оборудования и аппаратуры самих станций, но каждый раз удавалось восстановить их работоспособность и продолжить режим пилотируемых полетов.

Следующий скачок в пилотируемой космонавтике был достигнут после запуска ОКС "Мир", которая была снабжена шестью стыковочными узлами и предназначалась для создания комплекса из нескольких специализированных модулей. Станция была выведена на орбиту 20 февраля 1986 года и уже через три недели начала работать в пилотируемом режиме. Первоначально предполагалось, что орбитальный комплекс будет собран всего за три года и поработает на орбите от трех до пяти лет. К сожалению, полет "Мира" пришелся на период резкого обострения экономической ситуации в стране и распада СССР. С одной стороны, это вызвало огромные трудности в реализации программы "Мира" и затягиванию окончательной сборки ОКС на целых 10 лет, а с другой стороны, — к продлению его существования до рекордных 15 лет. Если бы все шло по намеченному плану, "Мир" давным-давно уже был бы заменен более совершенным "Миром-2", который мог обслуживаться орбитальными кораблями "Буран". После нескольких лет переговоров с американцами, намеченные для "Мира-2" модули было решено переоборудовать для международной космической станции "Альфа" и использовать в качестве ее базовых блоков.

Благодаря "Миру" были значительно усовершенствованы корабли "Союз", продлен ресурс их непрерывного пребывания на орбите в составе станций до полугода и проведены многочисленные коммерческие полеты зарубежных космонавтов и американских астронавтов. Несмотря на колоссальные трудности смутного времени, во многом благодаря полученным на коммерческом поприще финансовым средствам, космической отрасли России удалось продержаться в течение целого десятилетия и не растерять полностью наиболее ценных специалистов ракетно-космической техники.

При разработке станции "Мир" ситуация была совершенно другой, поэтому на нее возлагалось много радужных, подчас почти ничем не обоснованных надежд. Например, считалось, что на технологическом модуле "Кристалл" будут выплавляться сотни килограммов ценных полупроводниковых материалов, а на биоблоках будут получены ценнейшие лекарственные средства, хотя уже тогда было известно, что на пилотируемых станциях чрезвычайно трудно избавиться от микроускорений и добиться получения высококачественной продукции. Пилотируемые комплексы также не очень эффективны и для проведения прецизионных астрономических или других наблюдений. С одной стороны, присутствие на борту орбитального комплекса позволяет избежать многих неожиданностей и своевременно устранять возникшие неисправности. С другой стороны, любое движение космонавта или включение двигателей ориентации приводит к появлению различных возмущений и вибраций, которые крайне отрицательно сказываются на технологических процессах, некоторые из которых должны продолжаться по несколько суток непрерывно. Точно также любые динамические операции, связанные с приемом транспортных кораблей, их разгрузкой и погрузкой, приводят к необходимости прекращения не только технологических процессов, но и любых прецизионных измерений и наблюдений. В связи с этим такие тонкие эксперименты гораздо проще проводить на автономных беспилотных аппаратах, а не на пилотируемых станциях. В связи с этим мне все еще не совсем понятно, чем же на самом деле будут заниматься на орбите в течение многих лет будущие экипажи дорогостоящей международной станции "Альфа".

Всего пару десятилетий назад считалось, что крупные ОКС типа американской "Freedom" (взамен которой появилась менее грандиозная "Альфа") нужны для подготовки к будущим пилотируемым полетам на Марс или к другим планетам Солнечной системы. Тенденция развития мировой космонавтики показывает, что до реализации заманчивой мечты первооткрывателей космоса Сергея Королева, Валентина Глушко или Вернера фон Брауна о полетах к другим планетам может пройти еще не один десяток лет не только из-за чрезвычайной дороговизны таких проектов, требующих сотен и тысяч миллиардов долларов, но и по причине великолепных достижений автоматических аппаратов в исследованиях как ближнего, так и дальнего космоса. В связи с этим вполне может оказаться, что станцию "Альфа" в конечном итоге ждет та же самая судьба, что и наш "Мир", на котором в течение последних нескольких лет космонавты трудились исключительно ради поддержания самой станции, а не для получения каких-то новых научных результатов.

Конечно, даже такие крамольные мысли совсем не умаляют заслуг нашего многострадального "Мира", перенесшего на орбите и пожар, и столкновение с кораблями "Союз" и "Прогресс", последнее из которых, случившееся 25 июня 1997 года, едва не завершилось трагедией для экипажа станции. В результате столкновения с кораблем "Прогресс М-34" была пробита обшивка исследовательского модуля "Спектр", выведенного на орбиту всего за два года до этого чрезвычайного происшествия. Многократные попытки обнаружения места трещины так и не увенчались успехом, поэтому модуль и находившееся в нем оборудование, включая американские научные приборы, были практически безвозвратно потеряны.

Несмотря на многочисленные большие и малые нештатные ситуации, станция "Мир" в течение более 10 лет сумела поработать в непрерывном пилотируемом режиме. За время активного существования со станцией "Мир" стыковались десятки грузовых и пилотируемых кораблей. С июня 1995 года по июнь 1998 года к ОКС девять раз причаливали американские корабли многоразового применения "Space Shuttle". Всего на "Мире" побывали 104 человека, из них А.Соловьев — 5 раз, А.Викторенко — 4 раза, С.Авдеев, В.Афанасьев, А.Калери и астронавт США Ч.Прекорт — по 3 раза. Станцию посетили 62 иностранца из 11 стран и Европейского космического агентства: 44 американца (трое из них — дважды, один — трижды), 5 французов, 3 астронавта ЕКА, 2 немца, сириец, болгарин, афганец, японец, англичанин, австриец, канадец и словак. На ОКС "Мир" было осуществлено 78 выходов в открытый космос с общей продолжительностью около 400 часов: А.Соловьев поработал в космосе 16 раз (общее время 78 часов), С.Авдеев и А.Серебров — по 10 раз, Н.Бударин — 8 раз, Т.Мусабаев, В.Афанасьев, С.Крикалев и М.Манаров — по 7 раз. В 1987 году Ю.Романенко совершил полет длительностью 326 суток; в 1988 году В.Титов и М.Манаров завершили свой 366-суточный полет, а в 1995 году В.Поляков — 438-суточный полет. Полет Е.Кондаковой продолжался 169 суток, а в 1996 году американка Ш.Люсид установила рекорд пребывания в космосе для женщин в 188 суток. В.Поляков за два полета пробыл на "Мире" почти два года — 678 суток, а С.Авдеев за три полета — 747 суток.

Приведенные цифры и факты говорят сами за себя и подтверждают мысль о том, что создатели "Мира" трудились не зря и достигли на поприще разработки пилотируемых станций громадных успехов. Подтверждением тому служит и то, что после многолетних самостоятельных изысканий специалисты США вынуждены были обратиться за опытом создания ОКС и длительного пребывания космонавтов на орбите именно к россиянам, которые шаг за шагом в течение всех 30 последних лет упорно и методично трудились в этом направлении.

Конечно, всем было очень жаль расставаться с этим космическим сооружением, состоящим из шести модулей общей массой более 130 тонн, в которые воплощены многие передовые научно-технические разработки, и обошлись нам в миллиарды долларов. Впервые о вынужденном прекращении существования ОКС "Мир" заговорили вскоре после завершения программы полетов по программе "Шаттл-Мир" в 1998 году. Особенно настаивали на этом американцы, которые сильно беспокоились, что дальнейшие полеты на "Мире" будут отвлекать последние крохи финансовых ресурсов Российского аэрокосмического агентства и приведут к дальнейшим задержкам в реализации программы МКС "Альфа". Тогда НПО "Энергия", которому были предоставлены права на эксплуатацию "Мира", сумело отыскать небольшие средства и продлило существование ОКС еще на два года. К сожалению, многие ожидаемые контрактные полеты с иностранцами так и не состоялись. Аэрокосмическое агентство, НПО "Энергия" и правительство России вынуждены были согласиться с затоплением ОКС "Мир" в феврале-марте нынешнего года. Несмотря на возмущенные голоса, последний "Прогресс" отправился на орбиту для выполнения неприятной, но необходимой миссии — сталкивания "Мира" в пучину Тихого океана. Что и было сделано почти с ювелирной точностью ранним утром 23 марта, после чего высоко в небе сверкнули огненные сполохи в память о славном творении рук человеческих — орбитальной научной станции "Мир".

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+43+1