Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2021

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 35 (2620) 13 сентября 2007 г.

ТАЙНА ПРОПАВШИХ ВИТРАЖЕЙ

Цветные, яркие и завораживающие игрой проходящих через них лучей солнца — такими последний раз их видели в XIV веке. Сегодня 117 витражей, составляющие три основных окна церкви Святой Марии города Франкфурт-на-Одере и рассказывающие о сотворении мира, рождении и жизни Иисуса и об антихристе, доступны взгляду всех посетителей. После пяти лет реставрации витражи заняли своё законное место и приобрели утраченное значение.

Ирина Голованова,
г. Франкфурт-на Одере

Иллюстрация

Когда советские войска стояли у Берлина, все 117 витражей трёх основных окон церкви были выставлены и вывезены в целях сохранения в Новый Дворец Потсдама. Тогда никто не мог и предположить, что после капитуляции Германии в 1945 году их вывезут в Советский Союз в качестве трофеев. Сама же церковь находилась после войны в таком плачевном состоянии, что никто не решался даже говорить о её восстановлении. Совсем наоборот: были предложения уничтожить её остатки — опоясывающую стену и ризницу — и использовать землю для современных застроек. К счастью и радости жителей города, действующий тогда мэр Фритц Краузе настоял на восстановлении постройки XIII века: в 1980 году работы начались, а в 1995 году двери реставрированного здания открылись для первых посетителей.

Не хватало витражей. До 1991 года об их местонахождении ничего не было известно, но после их находки в Эрмитаже зашла речь об их возвращении на родину. Вернулись они только 11 лет спустя благодаря Президенту РФ Путину, который передал их действующему тогда канцлеру Германии Шрёдеру. Возвращение витражей во Франкфурт 29 июня 2002 года отмечал весь город. Да и кто бы мог подумать: церковь не поддавалась реставрации, витражи, составляющие основную достопримечательность церкви, более полувека считались пропавшими, а теперь можно было говорить уже о действительно полном восстановлении. К тому же, вернувшиеся тогда витражи были первыми трофеями, которые были переданы Германии из России после падения Берлинской стены.

Пять лет понадобилось специалистам, чтобы вернуть витражам их прежний вид. Более одного миллиона евро были вложены в реставрационные работы. Многое было сделано как городским управлением, так и самими жителями — общее число пожертвований от жителей города составило 140 000 евро. «Только благодаря участию жителей восстановление церкви стало возможным», — говорит Лютц Тёпфер, руководитель отдела по защите окружающей среды и культуры Немецкого федерального фонда. «Битвой» назвал этот процесс Райнхольд Дельман, министр культуры и организации пространства Федеральной земли Бранденбург.

Иллюстрация

Но это ещё не конец истории. Из 117 доступных взгляду цветных витражей особенно выделяются шесть. Предательски зияют они чёрно-белым цветом, создавая ощущение незаконченного ансамбля. У этих шести витражей другая судьба. В процессе перевозок и торопливых сборок они были утеряны. Когда же был найден основной состав, местонахождение этих шести оставалось неизвестным. Лишь благодаря счастливому случаю о них стало известно в 2002 году, когда музею им. А.С. Пушкина в Москве пришлось очистить одно из своих хранилищ с трофеями. Находящийся в Сергиевом Посаде монастырь — Свято-Троицкая Сергиева Лавра — возвращался в пользование Русской Православной Церкви, и хранившиеся там десятилетия трофеи необходимо было вывезти и снова перерегистрировать. Андрей Воробьёв, работавший тогда в Музее им. А.С. Пушкина, хорошо помнит, как были обнаружены утерянные шесть витражей: были сомнения, действительно ли это ценные витражи XIV века, или же они нашли более поздние работы, не имеющие особой ценности. Но, по счастливой случайности, именно тогда же, в 2002 году, в Эрмитаже были выставлены 111 витражей, готовящиеся к отправке в Германию. Больше сомнений не оставалось: эти шесть, несомненно, дополняли найденные ранее и составляли вместе с ними завершённую композицию. Но, несмотря на то, что часть этой композиции сегодня в полном своём великолепии представлена в церкви Святой Марии, остальные шесть Россия Германии возвращать не торопится — всё упирается в бюрократические вопросы. И пока посетители церкви с восхищением рассматривают установленные вновь витражи, правящие органы всех уровней ведут переговоры. Кто знает, может, через пару лет и оставшиеся шесть витражей займут свое законное место, и мозаика из 80 мотивов библейской истории будет завершена окончательно.

Фото автора

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?23+430+1