Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2021

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49 (2634) 20 декабря 2007 г.

Конституция научного сообщества

Вечернее заседание Общего собрания Сибирского отделения 14 декабря 2007 года было посвящено принятию поправок в Устав СО РАН с учетом утвержденного нового Устава РАН. На основании этого документа в ближайшее время должны быть доработаны уставы институтов и других организаций отделения.

И. Глотов, «НВС»

Иллюстрация

С информацией об Уставе РАН выступил председатель СО РАН ак. Н.Л. Добрецов.

— Устав РАН утвержден Правительством РФ 19 ноября 2007 года. Удалось добиться, что в нем нет каких-либо принципиально новых моментов, искажающих позицию Общего собрания РАН, которое в марте приняло Устав единогласно (при одном воздержавшемся). С другой стороны, в него внесен целый ряд юридических уточнений, которые позволяют сегодня считать утвержденный Устав РАН достаточно сбалансированным и юридически гораздо более взвешенным и грамотным, чем предыдущий Устав, который и вызывал главные возражения у наших оппонентов. Некоторые его формулировки буквально противоречили действующим законам, поскольку Устав был принят задолго до появления этих законов.

В первоначальном варианте правительством предлагалось создать Наблюдательный совет, где половина членов совета не являлась бы представителями Академии наук, предполагался более жесткий контроль со стороны правительства, а также ряд других предложений, которые нарушали сложившиеся традиции, а главное, лишали бы Академию независимости. А зависимая Академия наук, строго говоря, никому не нужна. Только ее независимый статус и сохранение принципов ее организации и деятельности позволяли ей без малого 300 лет быть и, надеюсь, остаться важным элементом организации научных исследований и воздействия на принимаемые решения правительства.

До момента утверждения Устава РАН в правительстве прошло семь месяцев. Почему так долго продолжалась эта процедура? Здесь несколько объективных причин. Первая — не было прецедента, когда правительство утверждало бы Устав Академии. Была проведена тщательная экспертиза предложенного Устава всеми заинтересованными министерствами, прежде всего, Минюстом, Минфином и др. Многие замечания по Уставу были весьма полезны. С другой стороны, это была борьба, которая затянулась, — прежде чем был найден компромисс, пришлось потратить много времени для хождения по кабинетам… Следует отметить, что роль руководства Академии в лице ак. Ю.С. Осипова, А. Д. Некипелова и других была очень большой. Они провели за эти месяцы несколько десятков рабочих встреч, обсуждений и совещаний с согласующими инстанциями, чтобы достичь компромисса. И, наконец, еще один момент. Сегодня чиновники на всех уровнях пытаются избавиться от ответственности и возложить ее на кого-то другого. Желание возложить на Академию несвойственную ей ответственность тоже присутствовало в этих попытках.

Конечно, в этом Уставе есть недостатки, но общая оценка — хорошая. Его следует принять на ближайшем Общем собрании РАН в Москве без существенных поправок, кроме утверждения нового названия Отделения информатики.

Кроме того, не ясно, успеет ли уставная комиссия РАН выдать свои рекомендации, учитывающие недавно принятый федеральный Закон «О поправках к закону об образовании и закону о науке и научно-технической политике с целью интеграции науки и вузов». Устав СО РАН уже дополнен некоторыми пунктами, проистекающими из этого закона. В Уставе РАН пока таких поправок нет. Хотя уставная комиссия РАН в случае проработки этого вопроса может вынести на рассмотрение Общего собрания РАН поправки к Уставу в этой части.

При этом следует иметь в виду, что любые изменения, вносимые Общим собранием РАН в текст Устава РАН, будут действовать лишь после их утверждения Правительством РФ (а это значит, что снова пройдет процедура согласования поправок во всех имеющих к этому отношение ведомствах). Незначительные уставные поправки, как, например, уточнение названия отделения РАН, могут пройти в Правительстве быстрое согласование и утверждение, поскольку по этому поводу есть прямое поручение Президента РФ.

Работа над Уставом РАН еще предстоит — после того, как по решению Правительства РФ будет изменена система финансирования. Она вытекает из бюджетного послания Президента РФ, а также из поправок к Закону о науке и научно-технической политике, принятых в конце прошлого года, где записано, что основное финансирование Академии наук должно осуществляться через программу фундаментальных исследований в виде субсидий. Есть поручение Академии наук до конца первого квартала 2008 г. совместно с Минфином подготовить предложения по новой системе финансирования научных исследований.

После того, как Н. Л. Добрецов ответил на вопросы, касающихся конкретных пунктов Устава РАН, Общее собрание Сибирского отделения одобрило новую редакцию Устава РАН и принятые при его корректировке подходы.

С информацией по Уставу СО РАН выступил председатель уставной комиссии Сибирского отделения ак. В.Фомин.

После утверждения Правительством РФ Устава РАН возникла необходимость существенного обновления ранее принятого в марте 2007 г. Общим собранием СО РАН текста Устава СО РАН. Уставная комиссия Сибирского отделения учла все изменения в тексте Устава РАН, а также полученные ранее замечания и предложения от ряда организаций Сибирского отделения и предложила Общему собранию обновленную редакцию Устава СО РАН на рассмотрение. Издана брошюра с обновленной редакцией Устава, где все предлагаемые изменения выделены жирным шрифтом для сравнения и более удобной работы.

По аналогии с Уставом РАН была переработана часть пунктов из первого, Общего раздела, и полностью переработан раздел, где речь идет об имуществе и финансах Отделения.

Далее выступающий перечислил изменения по каждому разделу Устава. Выслушивались замечания и предложения участников Общего собрания. Незначительные редакционные изменения могли вноситься сразу, но для более существенных замечаний требуется представление текстов предложений в уставную комиссию Отделения с последующей проработкой и докладом на очередном Общем собрании СО РАН. Была принята следующая схема обсуждения: пройти по всем разделам Устава и оценить объем и качество предложений, а затем принять необходимые решения.

Затем состоялось голосование по новой редакции Устава СО РАН, который был единогласно принят.

Подводя итог работе Общего собрания Отделения, ак. Н. Добрецов поблагодарил участников собрания за активную работу и призвал так же активно поработать на собраниях специализированных отделений РАН.

Фото В. Новикова

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+444+1