Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 1-2 (2636-2637) 17 января 2008 г.

РОССИЯ — КИТАЙ:
ОТРАБАТЫВАЯ МЕХАНИЗМЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

По приглашению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, Государственного совета КНР и Академии наук Китая делегация СО РАН во главе с председателем СО РАН академиком Н. Л. Добрецовым в период с 3 по 7 декабря 2007 года посетила Китайскую Народную Республику с официальным визитом.

А. Г. Коржубаев, профессор

В состав делегации также входили директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН чл.-корр. РАН  Н. З. Ляхов, советник председателя Сибирского отделения Российской академии наук по международным связям В. П. Арещенко, уполномоченный Сибирского отделения РАН по вопросам сотрудничества с Китаем профессор А. Г. Коржубаев.

Иллюстрация
Заместитель председателя Всекитайского собрания народных представителей, президент Академии наук Китая Лу Юнсян, советник председателя СО РАН по международным связям В. П. Арещенко, председатель СО РАН академик Н. Л. Добрецов.

В ходе визита проведены переговоры, рабочие встречи и научные семинары с руководителями и специалистами Всекитайского собрания народных представителей, Государственного совета КНР, Государственного управления иностранных ученых, Народного правительства провинции Цзилинь, Президиума Академии наук Китая и ее Чанчуньского отделения, академических институтов: Института географии и ресурсов, Института прикладной химии, Института вычислительных технологий, Института физики полупроводников, а также Китайского национального центра нанотехнологий, Чанчуньского технологического университета, Китайско-Российского технопарка в Чанчуне, производственных предприятий Чанчуньской открытой зоны высоких технологий.

В научной части визита обсуждался широкий круг актуальных вопросов в области геологии, химии, физики, математики, международной экономики, медицины, экологии, компьютерных технологий, нанотехнологий и др. Отмечена необходимость расширения двустороннего сотрудничества как в части проведения фундаментальных и прикладных исследований, так и в направлении создания условий для внедрения в массовое производство результатов НИОКР на территории России и Китая.

Особая тема визита — обсуждение вопросов, связанных с долгосрочными природными и антропогенными процессами, влияющими на изменение региональных экосистем. Для участия в научной дискуссии с российскими учеными по проблемам опустынивания в Северной и Центральной Азии из Ланьчжоу был приглашен директор Института исследований и разработок в области окружающей среды холодных и засушливых территорий Академии наук Китая профессор Ван Тао. В ходе встречи с участием высшего руководства Академии наук Китая достигнута договоренность о формировании международной системы мониторинга процессов опустынивания, создании трехсторонних (России, Китая и Монголии) полевых станций наблюдения.

В пекинском представительстве крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» проведено обсуждение вопросов сотрудничества СО РАН и НК «Роснефть» в направлении повышения технологической эффективности работы компании, обоснования механизмов и количественных ориентиров добычи, глубокой переработки и поставок нефти, нефтепродуктов и газа на китайский рынок и рынки других стран АТР. Достигнута принципиальная договоренность о содействии СО РАН в части научного обоснования крупных хозяйственных решений НК «Роснефть» при освоении ресурсов и запасов нефти, газа и гелия в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Во время посещения Государственного управления иностранных ученых при Госсовете КНР была организована официальная церемония вручения академику Н. Л. Добрецову высшей государственной награды Китайской Народной Республики для иностранных граждан — Ордена Дружбы, которой он был удостоен решением Госсовета КНР за большой вклад в нормализацию отношений между Россией (Советским Союзом) и Китаем после кризиса 1970-х — начала 1980-х гг., развитие взаимовыгодного сотрудничества в области науки и техники, укрепление отношений дружбы и стратегического партнерства между двумя странами.

Иллюстрация
На церемонии вручения академику Н. Л. Добрецову высшей государственной награды КНР для иностранных граждан — «Ордена Дружбы».

Обсуждены многие ключевые вопросы сотрудничества между Россией и Китаем в научно-технической и образовательной сферах, подписан ряд принципиальных документов, определяющих основные направления сотрудничества между СО РАН (включая НГУ), Академией наук, научными институтами и вузами Китая на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Современное состояние научно-технического
сотрудничества России и Китая

Быстрый рост и повышение технологического уровня народного хозяйства Китая в последние три десятилетия выдвинули его в число лидеров мировой экономики и политики. Сейчас китайская экономика — третья по совокупному объему ВВП и самая быстроразвивающаяся из крупных экономик в мире с ежегодными темпами роста 8-12 %. По мере экономического развития изменяется структура отраслей, увеличивается выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, одновременно расширяется и сам китайский рынок сбыта, который по ряду позиций (например, бытовая электроника, средства связи и др.) уже сейчас является самым крупным в мире.

Однако даже при столь высоких темпах экономического развития, которые демонстрирует китайская экономика, без внешней помощи преодолеть разрыв в научно-техническом уровне со странами Европы, США и Японией Китай все же не в состоянии. Кроме того, в индустриально развитых странах, прежде всего в США существует большое количество законодательных и административных ограничений, направленных на сдерживание технологического развития Китая, ослабление его конкурентных позиций в борьбе за технологии и ресурсы.

В Китае хорошо понимают, что политика стран Запада в основном направлена на поддержание и увеличение технологического отставания Китая, перенос туда трудо-, ресурсо- и капиталоемких морально устаревших производств, имеющих пониженные технические характеристики, особенно в части воздействия на окружающую среду и безопасности труда. В этих условиях китайцы стремятся активно использовать богатый российский опыт в области создания и использования передовых научно-технических и опытно-конструкторских разработок.

После нормализации советско-китайских отношений в 80-е годы ХХ века происходило постоянное расширение научных и деловых контактов, значительно увеличился объем взаимной торговли — в 2007 году товарооборот между двумя странами превысил 40 млрд долл. Расширяется сотрудничество в энергетической сфере (в части строительства и обслуживания АЭС, поставок нефти и электрической энергии), меняется структура взаимной торговли, повышается технологический уровень и качество поставляемых товаров. В последние годы возросли поставки в Китай продукции российского машиностроения, в том числе вооружений, увеличивается экспорт космических и авиационных приборов, компонентов и технологий.

Вместе с тем, в целом при сотрудничестве в области науки и техники выгода пока в основном односторонняя: Китай, закупая российские разработки, не спешит поделиться с Россией своими передовыми технологиями. У Китая есть серьезные достижения, в частности, в области генной инженерии, в сельском хозяйстве (выведение высокоурожайных сортов), создании микрочипов, в медицине (технология регенерации человеческих органов). Кроме того, в КНР активно развиваются фундаментальные научные исследования (например, прикладная математика, нанотехнологии, бионика и др.).

Однако до последнего времени китайская сторона, главным образом, готова была лишь перепродавать России ранее приобретенные западные технологии. Как правило, начиная с 1990-х годов, различные соглашения в научно-технической сфере подписывались на уровне отдельных мелких компаний, руководители которых не имели ни представления о ценности их разработки, ни об уровне цен на рынке НИОКР и высокотехнологичной продукции, ни о ведении международного бизнеса вообще. Сделки носили в основном разовый характер.

Одновременно китайцы используют и еще более простой путь получения передовых российских технологий — приглашают российских специалистов, предлагая им более выгодные, чем в России, условия оплаты труда, не имея при этом никаких договоров с российскими научными и образовательными организациями и полностью игнорируя их интересы (например, даже при переходе спортсменов из клуба в клуб такое невозможно). Китай стал активно вести политику привлечения иностранных специалистов, как это в свое время делали и продолжают делать сегодня США и Европа.

Широкое и максимально эффективное использование иностранного интеллектуального потенциала на благо экономики своей страны — рациональная практика, которую необходимо использовать и России, привлекая иностранные технологии и инвестиции и одновременно защищая свои интересы при трансферте российских технологий и специалистов за рубеж.

В этих условиях важно формирование единой государственной научно-технической политики во внешнеэкономической сфере, создание организационных условий для эффективного экспорта российской высокотехнологичной продукции, включая НИОКР, привлечения в страну необходимых российской экономике технологий и специалистов.

Россия крайне заинтересована в скорейшем выходе на емкий китайский рынок высоких технологий, в привлечении инвестиций в реализацию достижений в сфере НИОКР, в развитии собственного и эффективном использовании иностранного научно-интеллектуального и промышленно-производственного потенциалов.

Именно Российская академия наук способна определить и сформировать условия, обеспечивающие защиту национальных интересов при организации международного сотрудничества в области науки и технологий.

В Сибирском отделении РАН накоплен большой опыт сотрудничества с Китаем, существует понимание ситуации в экономике и научно-технической сфере этой страны, подписан ряд принципиальных документов с Академией наук Китая, определяющих приоритетные направления научно-технического сотрудничества, отражающих необходимость защиты прав интеллектуальной собственности как при двустороннем взаимодействии, так и по отношению к третьим странам.

Принципиальные направления
и механизмы сотрудничества СО РАН с Китаем

С учетом складывающейся в экономике и научно-технической сфере двух стран ситуации определены такие приоритетные области научно-технического сотрудничества: новые материалы, в том числе строительные (производство стройматериалов из промышленных и сельскохозяйственных отходов на основе высокоэффективных связующих), производство моторных топлив (особенно из нетрадиционных источников — уголь, природный газ, битумы), геология, химия и материаловедение, в том числе, на основе редкоземельных элементов, каталитические процессы, промышленные и медицинские лазеры, энергетика, в том числе теплоэнергетика и горячее водоснабжение на основе эффективного использования угольного топлива, а также утилизации городских и сельскохозяйственных отходов, софтовые технологии, в частности разработка обучающих программ, развивающих игр, адаптации современных систем к китайской иероглифической основе и др., силовая электроника, в том числе интеллектуальная электроника для автомобилей, научное и контрольное приборостроение, геологоразведочные работы на нефть, газ, твердые полезные ископаемые.

Особого внимания заслуживает установление постоянных связей и развитие тесной кооперации с Национальным центром нанотехнологий АН Китая в Пекине. Несмотря на относительно короткую биографию, организационная структура Центра и опыт его взаимодействия с государственными учреждениями могут стать моделью, адаптируемой в условиях России по мере перевода программы развития нанотехнологий в активную стадию. В первую очередь это касается разработки государственных стандартов и нормативов безопасного использования наноматериалов — работы, которую предстоит безусловно выполнить и в рамках российской программы нанотехнологий.

В качестве конкретных направлений сотрудничества, которые предполагается реализовать в кратко- (1-2 года) и среднесрочной перспективе (3-5 лет), включая практическое внедрение полученных результатов, определены следующие проекты:

— разработка рецептуры и освоение технологии производства строительных материалов из местного некондиционного сырья и промышленных отходов на основе силикатных связующих;

— проведение совместных исследований в области создания материалов для дорожного строительства, устойчивых в условиях холодного климата со значительными суточными и сезонными колебаниями температуры;

— создание производства термостойких пигментов (с применением редкоземельных элементов) для использования в керамической промышленности и в производстве изделий из пластмасс;

— совершенствование структуры легких сплавов на основе магния с добавками редкоземельных элементов (иттрия) для использования в двигателестроении с перспективой внедрения их в российское машиностроение;

— создание производства кормовых добавок и средств защиты растений на основе механохимических технологий переработки растительного сырья и отходов;

— организация переработки жидких отходов гальванических производств и полиграфической индустрии с целью рекуперации цветных и драгоценных металлов на базе модулей АК-1;

— выращивание кристаллов и создание на их основе лазерных систем для применения в медицине, контроле экологии и приборостроении;

— выращивание сцинтилляционных кристаллов и создание на их основе систем для элементного анализа в применении при каротаже скважин (поиски воды, нефти, радиоактивных элементов);

— разработка и внедрение технологии защитных износостойких покрытий на деталях из алюминия и титана и их сплавов, в частности при изготовлении сердечных клапанов, других трансплантатов;

— разработка и внедрение систем интеллектуальной силовой электроники для автомобилей;

— создание совместных научно-образовательных центров по изучению русского и китайского языков, профессиональной подготовке специалистов, организация обмена магистрантами, аспирантами и преподавателями.

Важным механизмом перевода научно-технического сотрудничества в практическую плоскость определено создание с участием структур СО РАН и Академии наук Китая на территории КНР и РФ совместных лабораторий, научно-исследовательских институтов, учебно-образовательных и производственно-внедренческих центров, производственных и коммерческих предприятий, научно-технических парков (технопарков).

В качестве приоритетной научно-производственной площадки для практического внедрения научно-технических и технологических разработок определены Китайско-Российский научно-технический парк в Чанчуне и строящийся технопарк в новосибирском Академгородке.

Однако предстоит решить нелегкую проблему взаимодействия Чанчунского технопарка с другими территориями Китая, проявляющими активный интерес к устойчивому сотрудничеству с институтами СО РАН. Для этого потребуется не просто отработать механизм взаимодействия через структуры технопарка, но также преодолеть очевидные тенденции научно-технического соперничества между провинциями Китая. В какой-то мере эти задачи поможет решать государственный статус технопарка в Чанчуне. Но надо понимать, что в Китае есть много эффективно работающих технопарков с большим уже опытом работы на китайском рынке, и поэтому более привлекательных для потенциальных китайских инвесторов по сравнению с вновь образованным технопарком в Чанчуне. По этой причине вышеперечисленные приоритетные направления сотрудничества, ориентированные прежде всего на промышленность Чанчуня и провинции Цзилинь, выглядят вполне оправданными, так как в случае успешной реализации даже некоторых из них интерес к технопарку в Чанчуне резко вырастет.

Для институтов СО РАН возможность работы со всем Китаем через структуры государственного технопарка в Чанчуне имеет принципиальное значение как с точки зрения максимальной эффективности такого сотрудничества, так и с позиций обеспечения определенных гарантий цивилизованного механизма передачи и использования интеллектуальной собственности, в том числе созданной в ходе совместной работы с китайскими партнерами.

Сотрудничество в сфере образования

При обсуждении направлений сотрудничества в сфере образования отмечена необходимость реализации конкретных проектов в различных сферах международного образования и академической мобильности. Отмечена роль НГУ как важнейшего элемента единого научно-образовательного комплекса СО РАН в подготовке высококвалифицированных кадров для науки, производства, а также для широкого международного обмена и бизнеса.

Достигнуты договоренности об организации обменов студентами, преподавателями и научными сотрудниками, разработке совместных образовательных программ, в том числе и программы «двойных дипломов», организации и проведении научных, профессиональных и языковых стажировок. Некоторые образовательные проекты, инициируемые НГУ, являются инновационными, не имеют аналогов в международной практике вузов Российской Федерации и требуют координации и выработки коллективной стратегии действий НГУ и СО РАН.

В соответствии с договоренностью со штаб-квартирой Института Конфуция (Пекин) на базе НГУ будет открыт образовательный центр. Основной сферой деятельности Центра станет преподавание китайского языка студентам и преподавателям университета, а также специалистам институтов СО РАН и заинтересованных российских организаций. В соответствии с договорами о сотрудничестве между НГУ и китайскими вузами планируется открыть русские центры в ряде городов Китая.

Приоритетные направления деятельности центров — организация подготовительных отделений по русскому языку и тестирование китайских граждан на знание русского языка как иностранного с последующей выдачей сертификационного документа государственного образца. Работа русских центров позволит обучать китайских граждан русскому языку, используя наши образовательные технологии, а также готовить их к поступлению в вузы России.

О Комиссии СО РАН по вопросам
научно-технического сотрудничества
с Китаем

На основе анализа опыта и результатов многолетнего сотрудничества СО РАН с Китаем, понимания современных проблем, перспектив такого сотрудничества, угроз на этом пути, в целях повышения эффективности деятельности Сибирского отделения РАН и его подразделений при работе с учреждениями и предприятиями Китайской Народной Республики, упорядочивания процедур контактов, решения оперативных вопросов взаимодействия СО РАН и Академии наук Китая, реализации актуальных перспективных проектов на территории РФ и КНР создана Комиссия Сибирского отделения Российской академии наук по научно-техническому сотрудничеству с Китаем.

В сферу компетентности и ответственности Комиссии входят следующие основные вопросы: содействие деятельности структур СО РАН на территории КНР; обеспечение оперативного взаимодействия между структурами СО РАН и росзагранучреждениями; содействие организации совместных лабораторий, исследовательских и производственно-внедренческих центров, производственных и коммерческих предприятий на территории КНР и РФ с участием структур СО РАН и Академии наук Китая; обеспечение организационной поддержки проведению совместных исследований; контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности и обеспечение технологической безопасности Российской Федерации при научно-технологическом обмене с КНР и по отношению к третьим странам.

стр. 4-5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+446+1