Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 7-8 (2642-2643) 21 февраля 2008 г.

ИСТОРИЯ ПОРТРЕТОВ
ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ

В самом конце 2007 г. Издательство «Белый город» выпустило в серии «Сокровища русского искусства» альбом, посвященный музею-заповеднику «Бородинское поле», находящемуся под Можайском на месте великого сражения русской армии с французскими захватчиками. Альбом богато иллюстрирован, и в числе красочных иллюстраций в нем воспроизведены живописные портреты двух генералов — участников Бородинского сражения П. П. Коновницына и А. А. Тучкова, которые входят в число самых знаменитых героев России.

В. Варнек, к.ф.-м.н., ИНХ СО РАН

Судьба портретов, как и самих генералов, была непростой, в результате чего имя художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека (1782-1843), выполнившего данные работы, впервые появилось рядом со своими произведениями, воспроизведенными в цвете, почти через 200 лет после того, как портреты были написаны. А произошло это благодаря научным изысканиям историков-искусствоведов Т. А. Селиновой и В. Е. Анфилатова, установивших авторство портретов, находящихся в постоянной экспозиции музея и считавшихся ранее работами неизвестных художников. Специализированные научные статьи, содержащие атрибуционные материалы к портретам генералов, малодоступны и вряд ли попадут на глаза любителям русской живописи. Поэтому с просветительской целью в настоящей статье хотелось бы рассказать о двух важнейших работах А. Г. Варнека, предварив этот рассказ краткими биографиями генералов.

Иллюстрация

Коновницын Петр Петрович (1764-1822), генерал от инфантерии, граф, родился в семье петербургского губернатора. С самого раннего возраста, когда Петра записали в кадетский корпус, его жизненный путь был во многом предопределен. Уже к тридцати трем годам П. Коновницын сделал блестящую воинскую карьеру, отличившись в боевых сражениях с шведами и поляками и став в 1797 г. генерал-майором.

В канун Отечественной войны 1812 г. Коновницын — кадровый военный с большим опытом организационной работы, чином генерал-лейтенанта и множеством наград, включая два ордена Св. Георгия. В первые месяцы войны его пехотная дивизия участвовала в боях при Островно, Витебске и Смоленске, дав возможность основным силам отойти к Бородину. В Бородинском сражении после ранения П. И. Багратиона Коновницын временно принял командование над 2-й армией, а на следующий день получил под свое начало 3-й пехотный корпус. С 4 сентября 1812 г. Коновницын исполнял должность дежурного генерала при М. И. Кутузове, став его ближайшим помощником, принимал участие в сражениях под Тарутином, Малоярославцем, Вязьмой и Красным. В конце военной кампании он был награжден орденом Св. Георгия 2-го кл. и получил звание генерал-адъютанта. Приняв участие в зарубежном походе русских войск, Коновницын в 1813 г. был серьезно ранен и в боевых действиях больше не участвовал. С 1815 г. он занимал пост военного министра, в 1817 г. был произведен в генералы от инфантерии, а в 1819 г. стал членом Госсовета, директором военно-учебных заведений и Царскосельского лицея, после чего был возведен в графское достоинство. Умер в 1822 г. на даче под Петергофом и был похоронен в с. Киярове Гдовского уезда Псковской губернии, в семейном имении.

П. П. Коновницын как воин и человек пользовался всеобщим уважением. Однако официальные историографы мало писали о нем после смерти, и этому были свои причины: его дети были связаны с декабристским движением.

То, что А. Г. Варнек написал в 1819 г. портрет П. П. Коновницына, хорошо известно из монографии В. С. Турчина, посвященной творчеству художника. Здесь же указывается, что в 1833 г. портрет находился у наследников генерала, а на момент издания монографии (1985 г.) местонахождение его было неизвестно. Наряду с этим В. С. Турчин сообщает, что в музее-панораме «Бородинская битва» в Москве имеется копия написанного Варнеком портрета Коновницына, выполненная художником-любителем П. А. Олениным, сыном президента Академии художеств А. Н. Оленина. В 2007 г. автор настоящей статьи побывал в этом музее и убедился, что данная копия и сейчас находится в его постоянной экспозиции. В музей, кстати, она поступила в 1974 г. (внизу слева указано «Варникъ», внизу справа — «П. Оленинъ/1836 дек»). Тем временем оригинал, с которого данная копия была выполнена, как оказалось, вовсе и не терялся…

В 1953 г. в музей-заповедник «Бородинское поле» поступил из ГИМа живописный портрет П. П. Коновницына работы неизвестного художника. В этом же году он был реставрирован и занял свое достойное место в постоянной экспозиции, посвященной Бородинскому сражению. Высокое качество исполнения портрета позволяло предположить, что он принадлежит кисти одного из крупнейших русских художников-портретистов первой половины XIX в. Постепенно специалисты музея утвердились во мнении, что автором портрета является О. А. Кипренский, и эта версия имела определенное обоснование. Действительно, в издании вел. кн. Николая Михайловича «Русские портреты» от 1905 г. была найдена иллюстрация портрета Коновницына, поступившего в музей, а из подписи к ней следовало, что это работа Кипренского.

В. Е. Анфилатов, тем не менее, выразил в своей публикации 2007 г. сомнение в этой версии, которой придерживались не один десяток лет. Мотивировал он свою точку зрения прежде всего тем, что ни в одной из монографий и других работах, посвященных творчеству Кипренского, не говорится, что художник когда-либо портретировал П. П. Коновницына. Ну, а поскольку Варнек портретировал его, а Оленинская копия не оставляет сомнений в том, какой оригинал был использован для этого, то версия об авторстве последнего является более убедительной.

Автор настоящей статьи считает, что доводы В. Е. Анфилатова в пользу второй версии можно усилить, анализируя список произведений Варнека, в котором около тридцати портретов военных, причем пик выполнения этих работ приходится именно на то время, когда им был написан портрет Коновницына. В эти годы он написал, в частности, портреты известных генералов А. И. Корсакова, Б. Я. Княжнина, Н. И. Депрерардовича, А. И. Маркова, К. М. Полторацкого, А. И. Хатова. Можно предположить, что цикл этих портретов, включая портрет П. П. Коновницына, был выполнен художником в рамках официального заказа, согласованного с Президентом Академии художеств А. Н. Олениным.

Рассматривая портрет П. П. Коновницына, обращаешь внимание на его интеллигентный вид, спокойный, чуть свысока, взгляд, воинскую выправку. Портрет убеждает, что на нем запечатлен умный и уверенный в себе полководец, один из самых знаменитых героев России.

Иллюстрация

Тучков Александр Алексеевич (1777-1812), генерал-майор, родился в семье генерал-поручика инженерных войск. Его, одного из пяти братьев-генералов русской армии, называли Тучковым Четвертым. Склонный скорее к научным занятиям и литературе, он, тем не менее, еще подростком был зачислен в артиллерию. Его карьера военного продвигалась успешно. Александр участвовал в походах и сражениях, получил в 1799 г. чин полковника, а в 1808 г. — генерал-майора, был награжден тремя орденами. В начале Отечественной войны 1812 г. Тучков командовал бригадой, которая сдерживала неприятеля под Витебском, Смоленском и Лубином.

Во время Бородинского сражения Александр Тучков с двумя полками был послан на помощь Багратиону, который нес огромные потери. Возглавив атаку Ревельского полка по освобождению занятых противником флешей, генерал Тучков геройски погиб в бою. Вот как описал сцену его гибели в своих записках участник Бородинского сражения Ф. Н. Глинка: «Он погиб … под деревней Семеновской … под огнем ужасных батарей! Тучков закричал своему полку: „Ребята, вперед!“ Солдаты, которым стегало в лицо свинцовым дождем, задумались. „Вы стоите? Я один пойду!“ Схватил знамя — и ринулся вперед. Картечь расшибла ему грудь… Множество ядер и бомб, каким-то шипящим облаком обрушились на то место, где лежал убиенный, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала». Между тем, гибель командира вернула силы поредевшим полкам, и флеши были освобождены.

На месте гибели Тучкова, указанном П. П. Коновницыным, вдова генерала М. М. Тучкова поставила первый памятник павшим в Бородинском сражении — церковь Спаса Нерукотворного, освященную в 1820 г. Вокруг нее в 1839 г. возник Спасо-Бородинский женский монастырь, где вдова стала первой игуменьей под именем Мария.

Портрет  А. А. Тучкова отсутствует в приведенном в книге В. С. Турчина списке произведений А. Г. Варнека, который, по мнению некоторых искусствоведов, является далеко не полным. Однако доказательства тому, что художник написал портрет молодого генерала в начале 1810-х гг., нашлись, и сделала это сотрудник Государственного исторического музея (ГИМ) Т. А. Селинова еще в 1985 г. Ею были проанализированы неизвестные прижизненные портреты участника Отечественной войны 1812 г. А. А. Тучкова и сделаны выводы об их авторстве. Главный из них заключается в том, что портрет, поступивший в 1945 г. в музей-заповедник «Бородинское поле» из Государственного Эрмитажа, является оригиналом работы художника А. Г. Варнека. Данный портрет долгие годы сохраняла вдова генерала М. Тучкова, и именно с него английский портретист Дж. Доу выполнил в 1822-1825 гг. свою известную копию для Военной галереи Зимнего дворца. Вот что говорится о ней в Википедии — свободной энциклопедии: «Портрет А. А. Тучкова — один из наиболее запоминающихся в Военной галерее Зимнего дворца. Он чужд картинной воинственности. А. Г. Варнеку — автору изображения, с которого писал Доу этот портрет, удалось передать обаятельный романтический облик героя. Грустно задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Отметим, что, вероятно, по желанию вдовы генерала живописец изобразил на его мундире медаль за участие в войне 1812 г. Такие медали участники войны получили только в 1813 году, но Тучков бесспорно заслужил ее своей геройской смертью на Бородинском поле».

Помимо копии, написанной Дж. Доу, известны еще три копии портрета А. А. Тучкова с того же оригинала, одна из которых, выполненная художником Клюквиным во второй половине XIX в., находится в ГИМе. Работая поначалу именно с этой копией и просматривая гравированные портреты участников Отечественной войны 1812 г., Т. А. Селинова сделала одну важную находку. Она установила, что гравированный портрет А. А. Тучкова, выполненный А. Ухтомским в 1813 г. с оригинала А. Варнека, почти в точности совпадает с портретом из собрания Исторического музея. Это наблюдение явилось основой для дальнейшей атрибуционной работы, в результате которой были установлены местонахождение оригинала и имя его автора.

Однако статью Т. А. Селиновой, опубликованную двадцать лет назад в малодоступном специализированном издании, похоже, не заметили авторы некоторых публикаций последующих лет, в которых воспроизводился портрет Тучкова, и в этих публикациях его по-прежнему продолжали считать работой неизвестного художника первой половины XIX века. Можно думать, в связи с этим, что выход в свет нового художественного альбома серии «Сокровища русского искусства», где данный портрет воспроизведен с указанием имени его автора, поставит точку над «i» в этой проблеме.

Портрет генерала А. А. Тучкова, несмотря на то, что автор его долгое время оставался неизвестным, можно отнести наряду с портретами президентов Академии художеств А. С. Строганова и А.Н. Оленина, историка Н. М. Карамзина, скульптора И. П. Мартоса, архитектора В. П. Стасова, балерины Е. И. Колосовой и поэтессы А. П. Буниной к наиболее востребованным произведениям А. Г. Варнека. Ниже приведены факты, позволяющие сделать это заключение, и прежде всего это упоминания портрета в литературных произведениях.

Так, участник Отечественной войны 1812 г. Ф. Н. Глинка привел словесное описание портрета Тучкова в «Письмах русского офицера»: «Видали ль вы в портрете генерала молодого со станом Аполлона, с чертами лица чрезвычайно привлекательными? В этих чертах есть ум, но вы не хотите любоваться одним умом, когда есть при этом что-то … гораздо более очаровательное … По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, умеет и в военном мундире мечтать и задумываться».

Образ Тучкова произвел огромное впечатление на Марину Цветаеву, которая увидев однажды гравюру генерала, посвятила ему несколько строк в своем известном стихотворении «Генералы двенадцатого года»:

«Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков четвертый,
Ваш нежный лик
И вашу хрупкую фигуру
И золотые ордена.
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…»

Портрет Тучкова (оригинал) находится в постоянной экспозиции музея «Бородинское поле», а копия его занимает достойное место в Военной галерее Зимнего дворца. Изображение генерала воспроизводится в различных справочных и художественных изданиях, неоднократно встречается во многих интернетовских материалах.

У автора этой публикации есть, наконец, один пример востребованности портрета А. А. Тучкова, взятый просто из жизни. Из разговора с сотрудницей библиотеки НГАСУ (Сибстрин) С. И. Сергеевой я узнал однажды, что в своих регулярных беседах на патриотические темы со студентами вуза она рассказывает о Бородинском сражении и генерале Тучкове и непременно показывает им портрет героя.

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?23+451+1