Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 14 (2649) 3 апреля 2008 г.

КРАСНОЯРСК: ИНТЕГРАЦИЯ
ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Ректоры красноярских вузов не удовлетворены качеством знаний выпускников школ. Этот «вердикт» прозвучал на недавнем заседании Совета ректоров вузов Красноярского края.

Сергей Чурилов, г. Красноярск

Тревогу ректорского корпуса вызвала постоянная и неуклонная тенденция снижения знаний выпускников школ по таким основополагающим естественнонаучным дисциплинам, как математика, физика, химия. В то же время растет увлечение школьников гуманитарными науками. Само по себе это неплохо, однако соотношение «физиков и лириков» не подкрепляется реальным спросом рынка. Между тем, входное тестирование первокурсников ряда высших учебных заведений дает печальную и тревожную статистику — более половины из тех, кто выбрал инженерные специальности, получили неудовлетворительные оценки по математике и физике. Дело дошло до того, что преподаватели вузов вынуждены в течение первого семестра заниматься со студентами по программе выпускных классов, дотягивая их до необходимого уровня постижения вузовских знаний.

Как преодолеть этот кризис? По мнению председателя Совета ректоров, ректора Сибирского аэрокосмического университета Геннадия Павловича Белякова необходима срочная консолидация вузов и школ для выработки единой программы преемственности обучения, иначе через несколько лет мы столкнемся с острейшим дефицитом инженерных кадров, а «локомотив российской экономики», как принято называть Красноярский край, может остаться без своих «машинистов».

Первый шаг в решении этой проблемы уже сделан: подписано Соглашение между Агентством образования администрации Красноярского края и Советом ректоров о сотрудничестве по повышению качества образования. В соответствии с этим документом предполагается более широкое участие профессорско-преподавательского состава в повышении квалификации школьных педагогов, проведении совместной экспертизы учебников, организации предметных олимпиад. Требуется также создание филиалов кафедр в образовательных учреждениях, расширение сети довузовской подготовки, в том числе в сельских школах.

Тем не менее, на этом фоне имеются и положительные примеры. Красноярская гимназия № 13 в Академгородке готовит достойных своего ранга выпускников, многие из которых после получения аттестата зрелости выбирают для себя научную деятельность. Это и понятно: в стенах гимназии все пронизано духом науки. Поистине — интеграция образования и науки в Академгородке начинается именно со школьной скамьи. И большая заслуга в этом — директора Людмилы Петровны Юдиной.

— То, что теперь работаю директором гимназии, — говорит Л. П. Юдина, — в какой-то степени судьба, наверное. Учительство вообще — такая наука, в которой человек должен прежде всего любить свою профессию. Cейчас, когда положение в корне изменилось, образование стало приоритетным направлением развития всей страны, мне кажется, профессия учителя вновь становится престижной. И то, что образованию уделяется самое пристальное внимание на всех уровнях властных структур, на государственном уровне, нас — учителей, педагогов — просто окрыляет!

Иллюстрация

— Гимназия вам вверена непростая. Академгородок накладывает определенный отпечаток?

— Само собой. У нас учатся дети профессоров, внуки академиков. В принципе, для педагога разницы нет, чьи дети учатся в школе. Мы должны дать образование, прописанное в Конституции, всем. Родители у ребят разные. Как, впрочем, в любой современной школе. Разный интеллектуальный уровень, разный достаток в семьях…

— Еще бы, я заканчивал школу в 1972 году. И расслоения общества тогда заметно не было…

— А теперь стало сложно. Расслоение общества буквально волнорезом проходит, в первую очередь, в средней школе. Мы стараемся смягчить положение хотя бы введением школьной формы в нашей гимназии.

— Интересно, что дает статус гимназии?

— Немножко большее бюджетное финансирование, чем в обычной школе. Оплата труда учителя возросла на 15 процентов. Мне бы очень хотелось, чтобы были разработаны некие индикаторы каждому образовательному учреждению, чтобы не было единой тарифной сетки оплаты труда — учителю должны платить за качество, за его компетентность. И в этом направлении, на мой взгляд, лед тронулся. Посмотрите, какие гранты получают лучшие учителя, лучшие школы!

Но главное в другом — что гимназия дает детям? Получаются совершенно другие направления учебы. Значительно расширился гуманитарный цикл. Появилось бюджетное финансирование на определенное количество часов для преподавания целого блока эстетического направления. Появились ставки для педагогов дополнительного образования. Одно направление у нас уникально — такого, наверное, не имеет пока ни одна школа. Это работа на рынке ценных бумаг. Современным детям очень понравилось изучать азы биржевой деятельности. Даже учителя стали посещать эти уроки — законы биржи интересны всем. У нас имеется полилингвистический центр. По рейтингу, определенному ЕГЭ, наша школа занимает первые места в городе по многим предметам. Я считаю, что это заслуга не только педагогов нашего коллектива, но и ученых Красноярского научного центра. Вы бы видели ребят после экскурсий в лаборатории академических институтов! Глаза горят, обсуждения и споры не прекращаются! Любят гимназисты бывать и в Музее леса, в музее Института физики им. Л.В. Киренского.

— У вас есть и собственный, весьма приличный музей!

— Да, музей занимает большую нишу в образовательном процессе. Он у нас стал, я бы сказала, научно-литературным. Здесь проходят встречи с учеными, писателями и художниками. Здесь проводятся занятия по различным предметам — не только истории.

— Где добываете экспонаты?

— Их передают нам в дар институты, ученые, многие жители Академгородка. Я, например, привезла сюда бабушкину прялку…

— Гимназия стала воистину одной из составляющих конгломерата, называемого «Академгородок». Ученые оказывают вам какую-то помощь помимо встреч со школьниками и формирования музейного фонда?

— Конечно! Именно тесная связь с Президиумом и институтами КНЦ СО РАН позволила создать в школе материально-техническую базу, в первую очередь — в области информатизации учебного процесса. У нас появились первые компьютеры, созданные учеными ИВМ СО РАН и предприятиями Красноярска еще на заре компьютеризации, в 80-е годы прошлого века. А теперь компьютерный парк гимназии насчитывает 200 машин! К тому же два года подряд мы становимся лауреатами конкурса приоритетного национального проекта «Образование». В 2006 году получили миллион рублей в номинации «Перемены», а в прошлом — миллион в номинации «Гимназия — территория здоровья». На эти деньги приобретены система беспроводного Интернета, лицензионные компьютерные программы, лаборатория здоровья «Тропинка», оборудован самый современный тренажерный зал. К тому же все три школьных здания покрыты локальной сетью, создан свой сайт. У нас осуществлен и пилотный проект главы города Петра Ивановича Пимашкова в области безопасности — наружное видеонаблюдение. Сейчас такие системы устанавливаются и в других школах Красноярска. Кстати, в этом году мы уже внедряем новый проект для участия в конкурсе национальных проектов «Образование». Называется он «Компетентный родитель — счастливый ребенок». Наш опыт будет введен во всех школах Октябрьского района. Вообще, у нас получается тандем родителей и педагогического коллектива.

Коллектив у нас замечательный! Мы стали строить свой мир, создавать те условия, в которых теперь находятся наши дети и учителя. Конечно, с материальной и интеллектуальной поддержкой Красноярского научного центра СО РАН и его подразделений. Хочу поблагодарить и родителей, которые вместе с нами строят наш новый мир.

Я горжусь, что наша школа получила Знак качества образования «За многолетние успехи и качество подготовки выпускников». Есть у нас и Диплом академической школы «За большие достижения в научно-практической деятельности». Недаром среди наших выпускников 120 кандидатов и 17 докторов наук. Многие бывшие ученики работают в институтах КНЦ СО РАН.

P. S. На выборах 2 марта Л. П. Юдина избрана депутатом Красноярского городского Совета. Поздравляем!

Фото автора

стр. 1, 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+457+1