Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 23-24 (2658-2659) 11 июня 2008 г.

НАУКА — ЗАБОТА ГОСУДАРСТВЕННАЯ

Из выступления С. М. Миронова, председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ на Общем собрании РАН.

Я хотел бы, пользуясь такой возможностью, буквально несколько слов сказать о моем видении тех проблем, о которых сегодня уже говорилось. Сейчас действительно очень больная и, наверное, самая острая проблема — это проблема финансирования науки в целом, и, прежде всего, фундаментальной науки.

Я еще раз хочу подтвердить мою позицию, я очень рад, что ее полностью разделяют мои коллеги — члены Совета Федерации: только государство в состоянии финансировать фундаментальную науку. Никогда никто, никакие компании не будут ее финансировать. Если кто-то уповает на это, то это, надеюсь, благие заблуждения, если не хуже. Это прямая обязанность государства, особенно в свете тех амбициозных задач, которые ставит Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, и о которых говорит Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин.

...Если мы хотим к 2020 году войти в пятерку ведущих экономик мира, то ни нефть, ни газ нас туда не приведут. Только то государство в ХХI веке, которое будет торговать интеллектуальным продуктом, будет впереди. Интеллектом, к сожалению, мы научились не торговать, а разбазаривать его.

Для того, чтобы наша страна была конкурентоспособной, надо использовать наше главное конкурентное преимущество — интеллект. Я бы, правда, добавил еще и нашу духовность, потому что, с моей точки зрения, это такие «три кита», на которых зиждется вся российская государственность: наука, культура, образование — они абсолютно не разделимы.

Так вот, говоря об этой конкурентной способности, государство должно по-государственному, по-хозяйски определять свои приоритеты. Не заниматься такой ерундой, как перекладывание из одного кармана в другой, распыляя огромные средства. Понятно, что объекты Российской академии наук во многом находятся в регионах, но здесь можно было бы подумать либо об очень значительных налоговых льготах, чего давным-давно заслуживает наша уважаемая Российская академия наук и наука в целом, либо, может быть, даже о ликвидации принципа такого налогообложения объектов, которые работают на науку.

Я хотел сказать еще о двух проблемах. Во-первых, о необходимости более активной борьбы со лженаукой, мракобесием, которые просто захлестнули и экраны телевизора, и наши газеты, и журналы. Во-вторых, об очень поспешном, на мой взгляд, устремлении России по пути Болонского процесса. Я не скрываю, я являюсь противником (аплодисменты) вот этого стремительного движения. И считаю, если мы говорим о реальной конкурентоспособности, то мы должны все-таки остановиться и еще раз подумать: почему? Советская система образования была признана лучшей в мире. Почему Соединенные Штаты Америки и многие другие страны берут за основу наши принципы преподавания математики в школах и многое другое, а мы переходим на «натаскивание» наших детей, нашей школьной молодежи на сдачу тестов, ликвидируя то, чем всегда гордились?

То же самое касается двухуровневого образования. Когда речь заходит о Болонском процессе, говорят, что теперь наши дипломы будут признаваться в Европе. Но давайте подумаем. У нас что, нет проблемы утечки умов? Государство тратит деньги на подготовку специалистов, которые потом поедут работать на чужого дядю!

В Совете Федерации у меня есть единомышленники по этому вопросу, которые также не поддерживают идею перехода на ЕГЭ.

Вчера, участвуя в одной телепередаче, я с удивлением узнал, что, оказывается, в связи с переходом на ЕГЭ уже ликвидированы преференции для золотых медалистов. Я считаю это тоже ошибкой. Нужно, наоборот, стремиться, чтобы как можно больше выпускников поступали в вузы на основе олимпиад либо каких-то достижений. Процесс «натаскивания» на сдачу тестов мне представляется очень опасным. Нужно все-таки еще раз подумать, прежде чем окончательно ввергнуться в эту систему.

Выступая перед университетскими аудиториями, я всегда чувствую поддержку, понимание ошибочности, даже пагубности такого реформирования нашего образования. Мы в Совете Федерации готовим серьезные документы и обращения, в том числе и с законодательной инициативой. Надо торопиться, пока мы не разрушили основы той кадровой подпитки, которая всегда давала образование для науки. Нужно что-то делать! Пользуясь этой высокой трибуной, я рассчитываю на поддержку Российской академии наук в этом вопросе и надеюсь, что вместе мы все-таки добьемся успеха.

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+465+1