Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 30 (2665) 31 июля 2008 г.

ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ!

В Новосибирском научном центре СО РАН с 20 по 28 июля прошла Международная летняя школа молодых ученых стран СНГ «Интеграция и инновации в воспроизводстве кадров для развития научно-технического и гуманитарного сотрудничества стран СНГ».

Ю. Плотников, «НВС»

Школа проведена в соответствии с планом мероприятий Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах, утвержденного Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию при поддержке Минобрнауки РФ и Межгосударственного гуманитарного фонда СНГ.

Иллюстрация

В открытии школы приняли участие министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко, губернатор Новосибирской области В. А. Толоконский, председатель Сибирского отделения академик А. Л. Асеев, заместитель председателя Исполнительного комитета — исполнительный секретарь СНГ  Е. А. Новожилов.

— Общение на уровне молодого поколения сближает наши народы и вносит достойный вклад в укрепление Содружества Независимых Государств, — подчеркнул в своем приветственном слове Е. А. Новожилов.

В. А. Толоконский рассказал о проектах развития технопарковых зон на территории Новосибирска и области, о мерах, которые, по его мнению, сделают возможной эффективную уникальную подготовку по новым современным узким специальностям и, в то же время, позволят растить специалистов с очень широким инновационным потенциалом.

— Для настоящего и будущего Новосибирской области развитие науки и образования — это, безусловно, главный, стратегический приоритет, — убежден губернатор. — Мы подчиняем этому всю политику. У нас в регионе не размещаются промышленные производства, если они не связаны с наукой, с современными технологиями, если они не стимулируют развитие исследовательского процесса. Мы стараемся развивать всю транспортную и коммунальную инфраструктуру, чтобы создать наиболее благоприятные и привлекательные условия для жизни и работы людей с высокими устремлениями, высокими требованиями к качеству жизни, чтобы они могли быть эффективными в развитии инновационных подходов ко всем сферам жизнедеятельности.

Иллюстрация

— Когда мы только планировали эту школу, казалось, что это невозможно — не «срастется», не получится никогда, — вспоминает Наталья Полосьмак, председатель Координационного совета по делам молодежи в научно-образовательной сфере. — Научные связи со многими государствами за полтора десятилетия утеряны почти полностью. По многим государствам за это время прошла война. Разрушена не только научная инфраструктура, но пропало целое поколение ученых. Но, тем не менее, к нам приехали представители Абхазии, Приднестровья, Молдавии, Казахстана, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Таджикистана, Кыргызстана. Всё получилось!

Я очень надеюсь, что главным итогом этой летней школы станет возникновение совместных научных молодёжных проектов, междисциплинарных и межгосударственных. А задачей нашего Координационного совета будет уже поддержать лучшие из них, проследить за тем, чтобы они были реализованы.

Н. В. Полосьмак озвучила очень хорошую новость — скоро будет подписан Указ Президента Российской Федерации о восстановлении Государственных молодежных премий в области науки. И право выдвижения на эту премию будут иметь в том числе и советы молодых ученых. Вполне возможно, что среди нынешних участников Школы — будущие лауреаты будущих премий.

— Когда я изучил программу, то понял, что жизнь чиновника более сложна, потому что все выступают с приветствиями, а я должен выступить с докладом, — начал с шутки А. А. Фурсенко. Поздравив научную молодежь с открытием школы, министр столь же живо приступил к докладу.

— У меня для вас есть две новости, хорошая и плохая. Плохая новость заключается в том, что у нас в России и, я думаю, не только в России, есть серьезные проблемы с формированием человеческого потенциала, который сегодня становится главным стратегическим ресурсом социально-экономического развития. А хорошая новость заключается в том, что мы это осознали. Мы поняли, что так дальше жить нельзя. И в России сегодня, я считаю, произошел перелом. Перелом и в понимании того, что мы должны двигаться по-другому, и в отношении государства и общества к этой проблеме.

Излагать обширное информативное выступление скороговоркой — непростительная растрата интересного материала, поэтому редакция постановила рассказать об этом со всеми подробностями в следующем номере «НВС». Тем более, что очень веским дополнением в развитие темы инновационного образования стал доклад заместителя главного ученого секретаря РАН д.э.н. В. В. Иванова. Всё-таки, несмотря на известные и часто подчеркиваемые в СМИ разногласия между Минобрнауки и РАН, в краеугольных подходах они едины, и это внушает надежду на успех.

— Российская академия наук придает исключительное значение взаимоотношениям со странами СНГ, — заверил слушателей академик А. Л. Асеев. — В Международной ассоциации академий наук стран СНГ создана рабочая группа, куда входят представители России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Азербайджана. В октябре 2007 года в Киеве состоялось заседание совета МААН, где выступили вице-президент РАН ак. Н. П. Лаверов и чл.-корр. РАН М. В. Ковальчук, который говорил о развитии нанотехнологий. Главная идея состояла в том, что это должно объединить научное сообщество СНГ. Наша летняя школа должна дать проработанные рекомендации для заседания Международной ассоциации академий наук, которое состоится в сентябре этого года в Бишкеке, — призвал молодых коллег председатель СО РАН.

Во второй части своего выступления А. Л. Асеев рассказал о том, как в Сибирском отделении поставлена работа с молодежью.

— Отрадно, что благодаря поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств СНГ вновь начинают устанавливаться связи между научными и педагогическими школами, которые за 17 лет постсоветской реальности начали, к сожалению, утрачиваться. Некогда единое образовательное, научно-техническое и гуманитарное пространство остро нуждается в ваших молодых и свежих идеях, прорывных открытиях, инновационных наработках, от воплощения в жизнь которых, без преувеличения, зависит его судьба, — написал в приветственном адресе Президент Российского союза ректоров и Евразийской ассоциации университетов, ректор Московского государственного университета, вице-президент РАН ак. В.А. Садовничий.

О том, что такое названный Межгосударственный фонд, рассказала его исполнительный директор Татьяна Бубнова. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества — один из организаторов летней школы — это структура, созданная семью государствами СНГ два года назад. В мае этого года к Фонду присоединился Азербайджан. Фонд занимается программами в гуманитарной сфере. Научно-техническое сотрудничество Фонд считает частью гуманитарного сотрудничества. Более того, научно-техническое сотрудничество и образование заявлены одними из приоритетов Фонда на 2009-2010 гг.

Кроме летней школы в Новосибирске, в этом году Фонд уже поддержал проведение курсов по нанотехнологиям, организованных Курчатовским институтом и ОИЯИ для молодых ученых, аспирантов и студентов последних курсов из стран СНГ в Дубне и Москве. В этом же году уже во второй раз поддерживали школу молодых историков, которая проходила в Молдавии.

Недавно Исполком СНГ обратился ко всем организациям, которые работают на пространстве Содружества, дать свои предложения в План гуманитарного сотрудничества на 2009-2011 гг., которые будут приниматься на Совете глав правительств или даже высшем Совете глав государств. В этих предложениях Фонд выступил с инициативой следующий 2009 год объявить Годом науки и инноваций.

— Это мероприятие наполняет реальным содержание идею, высказанную давно, но продвигающуюся слабо — создание единого научно-образовательного пространства на территории СНГ. А это пространство очень большое — я убедился в этом, летя на самолете, — шутит Александр Щукин, председатель Совета молодых ученых Республики Беларусь. — Важно, что Координационный совет по делам научной молодежи берет на себя важную лидирующую функцию по объединению потенциала движения молодых ученых стран СНГ.

А вот Даниилу Бенатову, председателю Совета молодых ученых Киевского политехнического института, показалось, что Новосибирск находится совсем недалеко от Киева, а Киев — от Новосибирска.

— Все мы вышли из одного пространства — из Советского Союза — и все минувшие годы занимались строительством собственных государств, учились жить в новых реалиях. На сегодняшнем пленарном заседании были просто выкристаллизованы все проблемы, существующие в наших странах. А в анкете, которую нам раздали социологи, даже механизмы прописаны, которые существуют для решения этих проблем. Осталось одно — постараться их решить, — заключил Д. Бенатов.

— Одно из достоинств организации науки в Таджикистане — в том, что наша республика в научной сфере сохранила зависимость от Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации, — уверен Н. Мухаммадюсуф, председатель Совета научной молодежи АН Таджикистана. — Это очень важное условие в подготовке кадров для нашей страны. А кадры очень нужны — в гидрологии, экономике, истории, других областях науки.

Андрей Тамонов (ОИЯИ, Дубна), член Координационного совета, огласил предложения для включения в итоговую резолюцию: о создании некоего фонда мобильности по аналогии со службой академического обмена в Германии, который мог бы выдавать гранты на стажировки и молодым ученым стран СНГ, организации научно-образовательных центров на базе ЦКП по приоритетным направлениям. В последующие дни эти предложения были всесторонене обсуждены и приняты.

А закончить хочется словами, которые сказала на открытии Школы Наталья Полосьмак: «Наука, как мы все понимаем, не имеет ни границ, ни возраста, ни национальности — она либо есть, либо ее нет. Но, тем не менее, у молодых есть огромное преимущество — у них есть запас времени. Значит, будущее всё-таки за молодыми!»

Фото И. Глотова

стр. 1-2

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+469+1