Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 35-36 (2670-2671) 11 сентября 2008 г.

ЗАПУСКАЯ НОВЫЙ МЕХАНИЗМ
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Программа «Энергоэффективность и энергобезопасность Новосибирской области на период до 2020 г.»

Г.В. Чернова, к.т.н.,
ученый секретарь программы «Энергосбережение СО РАН»

Известно, что широко обсуждался, одобрен на государственном уровне и принят на областном документ «Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г.» Головным разработчиком являлся Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН.

А 20 мая 2008 г. на заседании «Совета по стратегическому развитию Новосибирской области» (председатель губернатор НСО В. А. Толоконский) рассматривался другой важный для развития области документ — программа «Энергоэффективность и энергобезопасность Новосибирской области на период до 2020 г.». Государственным заказчиком этой работы выступает Департамент развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области. В подготовке программы участвовало также Сибирское отделение РАН. Для обоснования и подготовки информационно-аналитических материалов программы привлекался Научно-координационный Совет по программе «Энергосбережение СО РАН». Ее основные разработчики — Департамент развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области, Межотраслевой фонд энергосбережения и развития ТЭК НСО, Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе, Институт экономики и планирования промышленного производства СО РАН. При непосредственном участии специалистов СО РАН подготовлены сборники материалов по научно-методическим подходам и научно-технической базе как основы программы.

Стратегия и Программа разрабатывались на единой методологической основе и неразрывно связаны в плане обоснования роста производства валового продукта, реализации промышленной политики в составе экономической стратегии и эффективного потребления топливно-энергетических ресурсов в области.

Программа представлялась руководителем Департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области С. Н. Сёмкой. С экспертной оценкой и в ее поддержку выступили руководители ряда предприятий и структур, непосредственно занимающиеся вопросами повышения энергоэффективности экономики. А. П. Шибанов — исполнительный директор Фонда энергосбережения и развития энергетики НСО; д.т.н. В. И. Терехов — заведующий лабораторией Института теплофизики СО РАН; к.э.н. Б. В. Прилепский — руководитель комитета промышленности Областного Совета депутатов; А. Ю. Кожин — генеральный директор ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго», Ю. И. Бернадский — руководитель Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий, Е. В. Букреев — генеральный директор ООО «Радиотехника и микроэлектроника»; Н. Н. Жудикова — руководитель Департамента по тарифам Новосибирской области; к.т.н. В. А. Анисимов — вице-губернатор Новосибирской области; академик В. В. Кулешов — директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, к.э.н. В. А. Толоконский — губернатор Новосибирской области.

Почему так необходима для области «Программа энергоэффективности и энергобезопасности»?

В 2006 году по физическим объемам затрат основных видов топливно-энергетических ресурсов на производство единицы валового регионального продукта Новосибирская область вышла на уровень 1990 года. Но по объемам потребления топливно-энергетических ресурсов на душу населения сохранилось отставание в 14-16 % от уровня 1990 года, и оно реально может быть ликвидировано не ранее 2009-2010 гг.

Далее, в связи с предстоящим повышением цен на энергоресурсы, намечается рост энергетической стоимости товарной продукции. Как известно, в ближайшие годы возрастут цены на электроэнергию в 2,8 раза в связи с включением инвестиционной составляющей в тариф. Цены на газ поднимутся более чем в два раза, а за ним неизбежно последует рост цен на уголь. Это, конечно, негативно отразится на рентабельности промышленных предприятий, и поэтому задача снижения энергоемкости товарной продукции выходит на первый план.

Существенным фактором в пользу повышения энергоэффективности и обеспечения энергобезопасности в Новосибирской области является ее энергодефицитность. Собственные энергоресурсы — гидроэнергия, уголь, нефть, газ, дрова — составляют порядка 12,5 %, из которых топливные ресурсы — лишь около 2 %. Область практически полностью зависит от поставок топливных ресурсов из других регионов: каменного угля из Кемеровской области, бурого угля из Красноярского края, мазута — из Омской области и Красноярского края, газа — из северных районов Западной Сибири. А из ежегодно потребляемых в области порядка 10 млн.т.ут ресурсов (включая гидроэнергию) из-за низкой эффективности их использования и высоких потерь на стадиях производства, передачи и потребления порядка 30 %, т.е. порядка 3 млн тонн условного топлива, составляет нереализованный потенциал энергосбережения.

Только названного достаточно для того, чтобы область активно переходила на энергоэффективный путь развития. Без программного же решения проблем энергосбережения, даже при выполнении инвестиционного развития, заложенного в Стратегии, невозможно обеспечить экономически доступное энергоснабжение и энергобезопасность потребителей.

Организационно-экономические и технологические основы для перевода экономики Новосибирской области на энергосберегающий путь развития были уже заложены в существовавшей областной целевой программе «Энергосбережение на территории Новосибирской области на период до 2005 года». И уже имеются первые положительные результаты хозяйственной деятельности предприятий — участников этой программы. Анализ показал, что высокие темпы роста энергоэффективности получены именно в тех отраслях и на тех предприятиях промышленности хозяйственного комплекса области, где были внедрены мероприятия по энергосбережению. Областная программа «Энергоэффективность и энергобезопасность Новосибирской области на период до 2020 г.» должна закрепить и продолжить начатый курс на энергоэффективность и энергобезопасность экономики Новосибирской области, обеспечить реализацию мобилизационного сценария развития экономической стратегии, заложенной в документе.

Программа имеет Государственного заказчика — координатора программы. Она будет находиться под контролем управляющей организации, ответственной за ее реализацию на объектах участников программы.

В предложенной программе обоснован эффективный механизм ее реализации, заключающийся в формировании консолидированных средств программы и оборотной схемы финансирования программных мероприятий. Для участников она рассчитана на три этапа исполнения: 1 этап — формирование собственного источника инвестиций в форме экономического эффекта от реализации потенциала энергосбережения, 2 и 3 этапы — проведение модернизации предприятия с использованием сформированного источника. Стартовым капиталом для запуска 1 этапа являются предоставленные целевые финансовые ресурсы из консолидированного бюджета программы на основе беспроцентных возвратных ссуд.

Особо следует отметить, что предложен механизм, где впервые будет реализована областная программа, не требующая финансирования из областного бюджета. Более того, в ходе реализации программных мероприятий на объектах предприятий — участников программы — планируется формирование дополнительных источников налоговых платежей в областной и федеральный бюджеты. Этими поступлениями будет обеспечено целевое финансирование деятельности по энергосбережению в муниципальной, областной и федеральной бюджетных сферах экономики Новосибирской области.

Экономическая заинтересованность предприятий — участников программы — определена в объеме более 4 млрд руб. в форме роста инвестиций в основной капитал предприятий за время действия программы. Экономическая заинтересованность бюджета определена в объеме более 500 млн руб. в форме дополнительных бюджетных поступлений от роста налогооблагаемой базы.

Предложенный механизм позволит скоординировать и эффективно осуществить выявление состояния энергоэффективности предприятий на основании обязательных энергетических обследований, провести энергетические паспортизации предприятий, составить технический план модернизации и реконструкции, направленный на повышение энергоэффективности предприятий, реализовать обеспечение финансирования мероприятий энергосбережения.

Планами технических мероприятий на объектах участников программы в качестве приоритетных на первом этапе предложены следующие направления: оптимизация режимов работы локальных систем теплоснабжения с источниками-котельными; установка электрогенерирующего оборудования и перевод действующих котельных в режим совместной выработки электрической и тепловой энергии; программа энергоэффективности в городском электрическом транспорте г. Новосибирска; программа модернизации парка приборов учета потребления электрической энергии и создание автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии в бытовом потреблении; отраслевые программы энергоэффективности и энергобезопасности промышленных предприятий — участников программы.

По итогам заседания «Совета по стратегическому развитию Новосибирской области» подготовлено распоряжение губернатора Новосибирской области В. А. Толоконского «О мерах по обеспечению энергоэффективности и энергобезопасности Новосибирской области», в котором одобрена программа и предписано образовать орган управления энергосбережением в Новосибирской области. Рекомендовано расширить области действия программы в направлении ведомственных целевых программ энергосбережения как в сфере промышленности, так и в других секторах экономики, а также программы энергосбережения муниципальных образований. Сделано поручение Департаменту по тарифам Новосибирской области — при формировании тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2009-2011 гг. предусмотреть возможность включения в размер тарифов экономически обоснованные затраты на энергосбережение. Рекомендовано предоставить потребителям энергетических ресурсов необходимую информацию по вопросам энергоэффективности, энергетической безопасности и энергосбережения.

Таким образом намечен переход от декларированного к реально осуществляемому энергоэффектиному развитию экономики. Впервые на региональном уровне запускается новый механизм реализации потенциала энергосбережения. Он основан на взаимовыгодном сотрудничестве исполнительной власти, энергопотребителей и энергопроизводителей при осуществлении программных мероприятий, направленных на энергоэффективность и энергобезопасность.

В результате осуществления планируемых мер государственной поддержки участников программы, уже на первом этапе ее реализации (не позднее 2010 года) энергоэффективность экономики Новосибирской области должна превзойти уровень 1990 года, а к 2020 г. вплотную приблизиться к нынешнему среднему уровню стран Евросоюза.

Программа наполнена и будет непрерывно наполняться предложениями по энергоэффективным направлениям, позволяющим реализовать существующий технологический и организационно-экономический потенциал энергосбережения. Программа создает базу для энергоэффективного инновационного развития, в т.ч. с ориентацией на создаваемый Технопарк и предоставляет широкие возможности науке участвовать в инновационном развития нашей области.

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+472+1