Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 21 (2307) 1 июня 2001 г.

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ И ПУТЕЙ
К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ

Нина Максимова

О конференции "Человеческие и духовные ресурсы России", проведенной в новосибирском Академгородке межрегиональной организацией "Мобилизация и развитие".

Можно ли построить гражданское общество в России? Не знаю, как кому, а мне обидно слушать часто повторяющиеся суждения о том, что Россия — страна рабов и никогда не дорастет до уважения к правам человека, свободе слова и прочим принципам гражданского общества. Такие самооценки могут сформировать национальный "комплекс неполноценности".

Но есть и другой взгляд на гражданственность в России: здесь другие мерки и другие идеалы, не совпадающиеся с теми, что культивируются на Западе.

В нашей стране гражданственность — понятие не столько формальное и политическое, сколько духовное, нравственное. И "средний класс" у нас не такой, как на Западе. К нему можно отнести мелких торговцев, фермеров и других людей, имеющих устойчивый, но небольшой доход ("на жизнь хватает"). У них нет алчности стремительно богатеющих "новых русских", не похожи они и на растерявшихся "старых русских". Живут в достатке, но без значительных запасов, "по совести", в согласии с собой и с миром, ценят порядочность и солидарность... И нужно ли нам всем становиться другими, подгонять себя под стандарты, которые навязывает Запад?

Об этом говорил Ю.Резник, доктор философских наук, профессор Института социально-политических исследований РАН на конференции "Человеческие и духовные ресурсы России", состоявшейся 20 апреля в новосибирском Академгородке.

В этой конференции участвовало более 200 деятелей науки, искусства и культуры, приехавших из Москвы и из сибирских городов. Пригласил их "МИР" — созданная в прошлом году межрегиональная организация "Мобилизация и развитие", которую возглавил известный предприниматель Л.Черной.

Сразу же, на старте "МИР" объявил, что не участвует в борьбе за власть, а будет устраивать встречи прогрессивной общественности, дискуссии и исследования, содействующие стабилизации России. В четвертый раз собрал "МИР" людей из разных регионов для "мозгового штурма". Разговор так или иначе касался последствий реформ, которые председатель исполкома "МИРа" академик В.Накоряков назвал анархистско-либеральными, а сами реформаторы уже признают их революцией. Видно долго нам еще разбираться в послереволюционном хаосе, блуждать и ошибаться в поисках верного пути...

Можно ли сегодня объективно и беспристрастно оценить последствия "революционных реформ"? Либерал-реформаторы утверждают: истинное значение гайдаровской "шокотерапии" и чубайсовской приватизации выяснится в далеком будущем. Видимо, когда вымрут многочисленные пострадавшие... Однако московский социолог, заведующий сектором уже упомянутого Института социально-политических исследований В.Локосов считает: необязательно ждать века для точной оценки. Социологи разработали систему так называемых предельно-критических показателей развития общества. Сюда включены степень алкоголизации, "коэффициент самоубийств" и "коэффициент недоверия к власти", доля импортных продуктов в "продовольственной корзине" и "удельный вес" студенчества. Только с количеством студентов в России до сих пор еще более или менее благополучно (хотя и говорят об ухудшающемся качестве высшего образования). А остальные "коэффициенты" в послереволюционной России — запредельные. По всем показателям перешагиваем границы, за которыми не гарантировано полноценное выживание народа и начинается то, что одни ученые деликатно называют "необратимым утомлением нации", а другие — деградацией или даже дебилизацией.

Академик РАМН В.Казначеев предлагает иметь в виду еще один путеводный показатель: человеко-часы здоровой жизни населения. На его взгляд, по этому показателю следовало бы оценивать и подлинную эффективность экономики, и разумность политики. Такой показатель уже принят в расчет во многих странах Запада, но наши "прозападные" экономисты, утешающие себя и общество цифрами наметившегося экономического роста, до сих пор не учитывают "порчу" здоровья человека, общества и природы. Не берется это во внимание и в новых экономических проектах.

После больших надежд на энергетику и другие отрасли-"локомотивы", которые пока не вывели Россию из кризисов, даже специалисты-технократы все чаще вспоминают С.Франка, Н.Бердяева и других российских философов, предупреждавших: страна, в которой забыли о духовности, не будет иметь и хлеба. И на апрельской конференции "МИРа" говорили: возрождение России невозможно без восстановления культуры, а "поднимать" культуру придется интеллигенции. Это ее гражданский долг. Легко сказать... А с чего начать?

Заместитель директора Института истории СО РАН академик Н.Покровский напомнил участникам конференции о традициях сибирского и уральского старообрядчества. Некоторые религиозные общины, удалившиеся от "антихристианских властей" в "уединенный храм природы", при Петре I начали вступать в контакт с промышленниками. Работали на первых железоделательных заводах, торговали. Купцы-старообрядцы придерживались строгих нравственных правил (исследователи назвали их "святыми в торговле"). Другие скиты кормились земледелием, скотоводством и пчеловодством — известно, что сибирские масло и мед охотно покупали страны Запада. При скитах были построены мастерские по переписыванию старинных книг... Может, современные религиозные общины, действуя своим примером, помогут восстановить лучшие традиции сибирской и российской "глубинки"?

Глава новосибирского отделения Союза художников России А.Григорян вспомнил осмеянный юмористами лозунг советских времен: "Искусство — в массы". По его мнению, лозунг замечательный, но извращен, опошлен равнодушными организаторами занудных "культмассовых мероприятий". А ведь и древнегреческий мыслитель Аристотель и российский писатель Глеб Успенский считали, что высокое искусство способно исцелять, очищать и "выпрямлять" человека.

Бесспорным кажется мнение, что без научно-технического прогресса у страны нет будущего. Но наука переживает нелегкие времена. И не только потому, что резко сократилось ее государственное финансирование. Профессор В.Целищев, директор Института философии и права, шокировал многих участников конференции заявлением: общество (не только в России, но и в других странах) потеряло интерес к науке, не доверяет научным проектам. ...Сказывается и растущий страх перед технологическими кошмарами. Общество психологически не готово принять суррогатное материнство, клонирование живых существ, трансгенные продукты питания, и прочие рискованные дары науки, грозящие непредсказуемыми последствиями.

Как вернуть взаимопонимание науки и общества? Профессор Целищев намерен возрождать интерес к науке изданием научно-популярной литературы. Некоторые ученые считают: для формирования положительного общественного мнения не грех воспользоваться и "пиаром". Но, наверное, должны произойти большие перемены, переоценки ценностей и в самой науке.

Бывший новосибирский мэр и губернатор И.Индинок тоже напомнил ученым и всей собравшейся интеллигенции, насколько она далека от народа. "Мы красиво говорим в аудиториях, принципиально ставим вопросы и глубоко анализируем проблемы, а в это время народ духовно нищает, "колется" и спивается; во многих семьях тратят на водку даже детские пособия..."

Судя по всему, много сделал для восстановления доверия к науке в своем регионе председатель Тюменского научного центра академик В.Мельников. При этом он совсем не занимался "пиаром". Да и вообще больше беспокоился не о своем научном подразделении, а обо всей Тюменской области. Обнаружив, что новые, постсоциалистические руководители области и нефтегазового комплекса не представляют, как развивать регион, взялся за их образование. Предложил съездить в Канаду, где природные условия близки к сибирским и где тюменские администраторы позаимствовали немало полезного. Помогал "ставить на ноги" местную промышленность. "Допотопный" завод по производству труб для инженерных коммуникаций удалось превратить в предприятие с современными технологиями. Ради этого тоже пришлось организовать "встречу цивилизаций": руководители завода съездили к своим коллегам в Германию, и специалисты из Германии приезжали в Тюмень... При содействии академика Мельникова в Тюмени появился голландский тепличный комплекс, снабжающий круглый год овощами всю область. Тюменский научный центр пошел и навстречу искусству, бесплатно предоставил помещения для выставок картин местных художников. С помощью ученых в интернете открыт сайт "Тюменская область и российская культура". Глава научного центра не чувствует себя ущемленным тем, что приходится заниматься не только научными, но и конкретными практическими делами, какие могут показаться мелкими для академика. Его больше волновал вопрос: "Если не мы, то кто?". Вряд ли это популизм, скорее — то самое неравнодушие российского интеллигента, без которого не возродить гражданское общество, соответствующее нашим представлениям.

Участники конференции не стремились к упрощенным схемам, к выдаче однозначных ответов на больные вопросы. Они добросовестно искали истину и возможность служить добром отечеству. А значит, у России есть надежда...

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+48+1