В ПОИСКАХ ИСТИНЫ И ПУТЕЙ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ
Нина Максимова
О конференции "Человеческие и духовные ресурсы России",
проведенной в новосибирском Академгородке межрегиональной
организацией "Мобилизация и развитие".
Можно ли построить гражданское общество в России? Не знаю, как
кому, а мне обидно слушать часто повторяющиеся суждения о том,
что Россия — страна рабов и никогда не дорастет до уважения к
правам человека, свободе слова и прочим принципам гражданского
общества. Такие самооценки могут сформировать национальный
"комплекс неполноценности".
Но есть и другой взгляд на гражданственность в России: здесь
другие мерки и другие идеалы, не совпадающиеся с теми, что
культивируются на Западе.
В нашей стране гражданственность — понятие не столько формальное
и политическое, сколько духовное, нравственное. И "средний класс"
у нас не такой, как на Западе. К нему можно отнести мелких
торговцев, фермеров и других людей, имеющих устойчивый, но
небольшой доход ("на жизнь хватает"). У них нет алчности
стремительно богатеющих "новых русских", не похожи они и на
растерявшихся "старых русских". Живут в достатке, но без
значительных запасов, "по совести", в согласии с собой и с миром,
ценят порядочность и солидарность... И нужно ли нам всем
становиться другими, подгонять себя под стандарты, которые
навязывает Запад?
Об этом говорил Ю.Резник, доктор философских наук, профессор
Института социально-политических исследований РАН на конференции
"Человеческие и духовные ресурсы России", состоявшейся 20 апреля
в новосибирском Академгородке.
В этой конференции участвовало более 200 деятелей науки,
искусства и культуры, приехавших из Москвы и из сибирских
городов. Пригласил их "МИР" — созданная в прошлом году
межрегиональная организация "Мобилизация и развитие", которую
возглавил известный предприниматель Л.Черной.
Сразу же, на старте "МИР" объявил, что не участвует в борьбе за
власть, а будет устраивать встречи прогрессивной общественности,
дискуссии и исследования, содействующие стабилизации России. В
четвертый раз собрал "МИР" людей из разных регионов для
"мозгового штурма". Разговор так или иначе касался последствий
реформ, которые председатель исполкома "МИРа" академик
В.Накоряков назвал анархистско-либеральными, а сами реформаторы
уже признают их революцией. Видно долго нам еще разбираться в
послереволюционном хаосе, блуждать и ошибаться в поисках верного
пути...
Можно ли сегодня объективно и беспристрастно оценить последствия
"революционных реформ"? Либерал-реформаторы утверждают: истинное
значение гайдаровской "шокотерапии" и чубайсовской приватизации
выяснится в далеком будущем. Видимо, когда вымрут многочисленные
пострадавшие... Однако московский социолог, заведующий сектором
уже упомянутого Института социально-политических исследований
В.Локосов считает: необязательно ждать века для точной оценки.
Социологи разработали систему так называемых
предельно-критических показателей развития общества. Сюда
включены степень алкоголизации, "коэффициент самоубийств" и
"коэффициент недоверия к власти", доля импортных продуктов в
"продовольственной корзине" и "удельный вес" студенчества. Только
с количеством студентов в России до сих пор еще более или менее
благополучно (хотя и говорят об ухудшающемся качестве высшего
образования). А остальные "коэффициенты" в послереволюционной
России — запредельные. По всем показателям перешагиваем границы,
за которыми не гарантировано полноценное выживание народа и
начинается то, что одни ученые деликатно называют "необратимым
утомлением нации", а другие — деградацией или даже дебилизацией.
Академик РАМН В.Казначеев предлагает иметь в виду еще один
путеводный показатель: человеко-часы здоровой жизни населения. На
его взгляд, по этому показателю следовало бы оценивать и
подлинную эффективность экономики, и разумность политики. Такой
показатель уже принят в расчет во многих странах Запада, но наши
"прозападные" экономисты, утешающие себя и общество цифрами
наметившегося экономического роста, до сих пор не учитывают
"порчу" здоровья человека, общества и природы. Не берется это во
внимание и в новых экономических проектах.
После больших надежд на энергетику и другие отрасли-"локомотивы",
которые пока не вывели Россию из кризисов, даже
специалисты-технократы все чаще вспоминают С.Франка, Н.Бердяева и
других российских философов, предупреждавших: страна, в которой
забыли о духовности, не будет иметь и хлеба. И на апрельской
конференции "МИРа" говорили: возрождение России невозможно без
восстановления культуры, а "поднимать" культуру придется
интеллигенции. Это ее гражданский долг. Легко сказать... А с чего
начать?
Заместитель директора Института истории СО РАН академик
Н.Покровский напомнил участникам конференции о традициях
сибирского и уральского старообрядчества. Некоторые религиозные
общины, удалившиеся от "антихристианских властей" в "уединенный
храм природы", при Петре I начали вступать в контакт с
промышленниками. Работали на первых железоделательных заводах,
торговали. Купцы-старообрядцы придерживались строгих нравственных
правил (исследователи назвали их "святыми в торговле"). Другие
скиты кормились земледелием, скотоводством и пчеловодством —
известно, что сибирские масло и мед охотно покупали страны
Запада. При скитах были построены мастерские по переписыванию
старинных книг... Может, современные религиозные общины, действуя
своим примером, помогут восстановить лучшие традиции сибирской и
российской "глубинки"?
Глава новосибирского отделения Союза художников России А.Григорян
вспомнил осмеянный юмористами лозунг советских времен:
"Искусство — в массы". По его мнению, лозунг замечательный, но извращен,
опошлен равнодушными организаторами занудных "культмассовых
мероприятий". А ведь и древнегреческий мыслитель Аристотель и
российский писатель Глеб Успенский считали, что высокое искусство
способно исцелять, очищать и "выпрямлять" человека.
Бесспорным кажется мнение, что без научно-технического прогресса
у страны нет будущего. Но наука переживает нелегкие времена. И не
только потому, что резко сократилось ее государственное
финансирование. Профессор В.Целищев, директор Института философии
и права, шокировал многих участников конференции заявлением:
общество (не только в России, но и в других странах) потеряло
интерес к науке, не доверяет научным проектам. ...Сказывается и
растущий страх перед технологическими кошмарами. Общество
психологически не готово принять суррогатное материнство,
клонирование живых существ, трансгенные продукты питания, и
прочие рискованные дары науки, грозящие непредсказуемыми
последствиями.
Как вернуть взаимопонимание науки и общества? Профессор Целищев
намерен возрождать интерес к науке изданием научно-популярной
литературы. Некоторые ученые считают: для формирования
положительного общественного мнения не грех воспользоваться и
"пиаром". Но, наверное, должны произойти большие перемены,
переоценки ценностей и в самой науке.
Бывший новосибирский мэр и губернатор И.Индинок тоже напомнил
ученым и всей собравшейся интеллигенции, насколько она далека от
народа. "Мы красиво говорим в аудиториях, принципиально ставим
вопросы и глубоко анализируем проблемы, а в это время народ
духовно нищает, "колется" и спивается; во многих семьях тратят на
водку даже детские пособия..."
Судя по всему, много сделал для восстановления доверия к науке в
своем регионе председатель Тюменского научного центра академик
В.Мельников. При этом он совсем не занимался "пиаром". Да и
вообще больше беспокоился не о своем научном подразделении, а обо
всей Тюменской области. Обнаружив, что новые,
постсоциалистические руководители области и нефтегазового
комплекса не представляют, как развивать регион, взялся за их
образование. Предложил съездить в Канаду, где природные условия
близки к сибирским и где тюменские администраторы позаимствовали
немало полезного. Помогал "ставить на ноги" местную
промышленность. "Допотопный" завод по производству труб для
инженерных коммуникаций удалось превратить в предприятие с
современными технологиями. Ради этого тоже пришлось организовать
"встречу цивилизаций": руководители завода съездили к своим
коллегам в Германию, и специалисты из Германии приезжали в
Тюмень... При содействии академика Мельникова в Тюмени появился
голландский тепличный комплекс, снабжающий круглый год овощами
всю область. Тюменский научный центр пошел и навстречу искусству,
бесплатно предоставил помещения для выставок картин местных
художников. С помощью ученых в интернете открыт сайт "Тюменская
область и российская культура". Глава научного центра не
чувствует себя ущемленным тем, что приходится заниматься не
только научными, но и конкретными практическими делами, какие
могут показаться мелкими для академика. Его больше волновал
вопрос: "Если не мы, то кто?". Вряд ли это популизм, скорее — то
самое неравнодушие российского интеллигента, без которого не
возродить гражданское общество, соответствующее нашим
представлениям.
Участники конференции не стремились к упрощенным схемам, к выдаче
однозначных ответов на больные вопросы. Они добросовестно искали
истину и возможность служить добром отечеству. А значит, у России
есть надежда...
стр.
|