Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 21 (2307) 1 июня 2001 г.

В ПОВЕСТКЕ ДНЯ —
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИБИРИ

Выездное заседание Президиума РАН
в Новосибирске 22 мая 2001 года

Открыл заседание Президиума РАН в малом зале Дома ученых в новосибирском Академгородке президент РАН академик Ю.Осипов.

— Дорогие коллеги, участники совещания. Наша цель — обсудить некоторые основные положения стратегии развития Сибири. Обсуждение находится в русле той работы, которую последнее время проводит Академия наук. Мы исходим из понимания, что время наше особое. Страна переживает такой период, когда требуется консолидация и сил, и ресурсов общества на решении ключевых проблем социально-экономического развития страны и государственного обустройства. Вот почему Академия наук на профессиональной основе участвует в обсуждении и решении таких задач. Я хочу проинформировать собравшихся о некоторых крупных мероприятиях, которые проводились в Академии наук в последнее время и которые как раз находятся в русле этой работы.

Прежде всего, мы довольно много занимались основными направлениями социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Представляли в правительство и министерства ряд аналитических записок по этим вопросам. Не все, конечно, наши замечания и пожелания учтены, но мы считаем принципиальным, что в результате в "Основных направлениях" появились разделы по развитию науки в стране — раньше такой раздел, как инновационная деятельность, вообще отсутствовал. Появился также очень важный раздел, касающийся региональной политики государства в этой сфере.

Сравнительно недавно мы в Президиуме Академии наук обсуждали проблемы развития федерализма в стране и укрепления вертикали государственной власти. Отрадно, что такие проблемы сейчас ставятся и реализуются, потому что именно Академия наук примерно два года назад написала Президенту аналитическую записку, в которой как раз обращала внимание на это обстоятельство.

На Президиуме был интересный разговор, я бы сказал даже, острая дискуссия. Надеюсь, она пойдет на пользу дела. К сожалению, не все полномочные представители Президента смогли принять участие в заседании.

Совсем недавно на заседании Президиума Академии наук обсуждались проблемы развития Дальнего Востока. С содержательным докладом выступил глава администрации Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев. Были подняты не только проблемы Дальнего Востока, но и проблемы России на Дальнем Востоке.

И, наконец, сегодняшнее обсуждение стратегии развития Сибири. В этой аудитории нет необходимости говорить, какую уникальную роль играет Сибирь в истории страны, особенно в ХХI веке. В этом зале 17 ноября 2000 года, когда обсуждались перспективы социально-экономического развития Сибири, был Президент России Владимир Владимирович Путин. И Президент назвал вопросы, которые были вынесены на совещание, "ключевыми, неотложными и стратегическими". Он сказал: "Судьба Сибири всегда была определяющей для страны. И сегодня сибирский фактор не потерял своего исключительного значения. Обсуждая проблемы развития Сибири, мы должны смотреть на них и с позиций интеграционных процессов, в которые все больше и больше вовлекается Россия, и с позиций внутренних потребностей развития. Сибирские богатства должны и могут использоваться в интересах всей страны, но в первую очередь для улучшения жизни тех людей, кто живет на этой территории".

Сибирское отделение традиционно уделяло большое внимание проблемам развития Сибири. В свое время здесь регулярно проводились всесоюзные совещания, с периодичностью 5 лет, в которых участвовали первые лица государства. Очень много этим занималась Ассоциация "Сибирское соглашение". Правда, программа, которая была принята в свое время на 1997–2001 гг., практически оказалась не выполненной. Об этом говорилось здесь 17 ноября. К этому совещанию Сибирское отделение подготовило содержательный доклад, который так и назывался — "Стратегические точки роста и проблемы государственной значимости в Сибири". С докладом выступил Николай Леонтьевич Добрецов. По существу сегодня как бы обсуждается второй уровень этого документа. Это заседание инициировано Леонидом Вадимовичем Драчевским, Полномочным представителем Президента России в Сибирском федеральном округе.

В последнее время развитие Сибири характеризуется крайней противоречивостью тенденций. Это и резкое усиление межотраслевых и межрегиональных диспропорций, экономическая поляризация регионов, существенное социальное расслоение населения.

При разработке стратегии развития Сибири на длительную перспективу необходим системный подход к экономике страны, как к единому целому с точки зрения и интересов России в целом, и интересов Сибири, этого важнейшего региона. Я думаю, что сегодня будет обсуждаться много аспектов этой проблемы. Один я хотел бы выделить особенно. В последнее время в стране формируется понимание того, что Россия действительно обладает совершенно уникальными возможностями, чтобы наладить жизнь. Это уникальные природные ресурсы страны и громадный интеллектуальный потенциал. Думаю, в Сибири это проявляется, как нигде более ярко. Именно Сибирь играет определяющую роль и с точки зрения сырьевых ресурсов государства, добычи этих ресурсов, и с точки зрения интеллектуального потенциала. И только опираясь на этот потенциал можно решить те проблемы, которые стоят сейчас и перед регионом, и в целом перед страной.

К собравшимся обратился Полномочный представитель Президента России по Сибирскому федеральному округу Л.Драчевский:

— Хочу прежде всего выразить признательность Президиуму Российской академии наук за согласие и горячий отклик на наш призыв провести свое заседание именно здесь. Для нас это чрезвычайно важно, поскольку сегодня обсуждается весьма серьезный вопрос — вопрос, который имеет большое значение не только для развития Сибири, но и для страны в целом. На заседании присутствуют представители наших регионов, представители и руководители окружных федеральных структур, так что заседание вполне заинтересованное и более чем компетентное.

Я хотел бы коротко восстановить в памяти некоторые вехи в разработке концепции. Юрий Сергеевич уже сказал, что 17 ноября здесь с большим докладом выступил Николай Леонтьевич Добрецов. Этот доклад был положен в основу первичного документа концепции развития Сибири. Исходя из него, Президент России В.Путин дал поручение относительно подготовки стратегии развития Сибири. И мы видим эту стратегию, этот документ, не в наборе эклектических региональных программ, как это было раньше. Мы пришли к выводу, что стратегия должна очерчивать рамки и условия, в которых будет функционировать сибирский бизнес.

В сегодняшних условиях сибирская деловая активность находится в достаточно сложном положении, предприятия удалены от западной и восточной границ приблизительно на 5000 км. На стоимость продукции серьезным образом влияют железнодорожные тарифы. Я не говорю о климатических условиях, в которых находятся наши предприниматели. Кроме того, здесь и таможенные пошлины, и определенные преференции в других вопросах, в том числе связанные с налогообложением.

Ни для кого сегодня не секрет, что около 13 процентов валового продукта производится в регионах Сибирского федерального округа, и лишь 8 процентов налогов приходится на долю этих регионов. Очевидно, что большая часть продукции, произведенной в Сибири, облагается налогом в других местах России. И мы точно знаем эти места. В этой связи у нас есть серьезные предложения относительно того, что центры принятия решений необходимо сдвигать вглубь страны. После того, как Президентом было принято решение о создании Федеральных округов, несомненно, президентская ветвь власти стала гораздо ближе к тому, что происходит на местах, и регионы приблизились к Президенту. В то же самое время центры принятия решений на уровне министерств по-прежнему находятся в Москве.

Нам представляется, что ожидаемая реструктуризация правительства, также должна учитывать данные вопросы.

Сегодня в Сибири ряд отраслей являются вполне процветающими — цветная металлургия, алюминиевая промышленность, никелевое производство, угольная промышленность, топливно-энергетический комплекс. Часть отраслей находится в стагнирующем состоянии. При этом мы имеем еще громадный научно-технический потенциал, связанный с наличием предприятий военно-промышленного комплекса, с колоссальными научными возможностями в Сибири. Как это задействовать, каким образом процветание одной отрасли должно вытягивать другую — вот это должно быть описано в стратегии Сибири, в том документе, о котором мы говорим. В нем должны быть указаны основополагающие принципы и факторы, которые могут поднять экономику Сибири.

В то же самое время, мы должны обязательно говорить о тех отраслях, за которыми будущее. Это, в первую очередь, высокие технологии. Сознательно мы опускаем вопросы, связанные с социальным развитием, развитием здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, поскольку полагаем, что данные направления должны иметь общероссийский стандарт. Имея в виду, что стратегия развития Сибири является составной частью стратегии развития всей страны, мы здесь говорим о тех особенностях, о тех необходимых условиях и рамках, в которых следует действовать Сибири уже в настоящем и в ближайшем будущем.

Слово предоставлено главе администрации Новосибирской области В.Толоконскому:

— Мы не первый раз говорим о программах развития восточных территорий, Сибири. Но раньше, во времена плановой экономики, под этим всегда подразумевали получение каких-то особых приоритетов для решения проблем сибирских регионов, выравнивания социальных условий жизни и тому подобное. Я убежден, что сегодня, несмотря на то, что в сибирских регионах остается много проблем, которые не успели решить в прошлые годы, есть принципиально другая постановка. Сибирь, на наш взгляд, может стать ведущим, ключевым звеном в развитии всей экономики страны. Сегодня вложения в Сибирь, и это мы готовы доказывать и убеждать, более эффективны, чем вложения в другие регионы нашей большой страны.

Мы понимаем, что в России очень непросто создавать конкурентоспособную экономику. У нас объективно худшие условия для ведения производственной деятельности. И если мы хотим оставаться открытой страной, то у нас есть один путь: это высокоэффективная добыча природных и энергетических ресурсов, повышение рентного дохода (относительно выше мирового уровня) и высокие технологии, научно-технический прогресс, с опережением общемирового уровня. Все это лучше, чем в любом другом регионе России, можно задействовать в Сибири. Вот почему мы, докладывая Президенту, работая в правительственных органах, в министерствах и ведомствах, убеждаем, что это — задача всей российской экономики, решение которой позволить снять многие стратегические проблемы в целом.

Мы должны понимать, что созданием только правил игры и формированием лишь налоговой, бюджетной, таможенной и иной политики невозможно сформировать эффективную экономическую политику. Экономическая политика — это более точная постановка целей, это обязательно программа вложения средств. Следовательно, мы должны научиться принимать такого рода программы, чтобы, вложив средства, получить наибольшую отдачу.

Очень хотелось бы, чтобы сегодня была и научная дискуссия — важно учесть все точки зрения. Не менее важно, на мой взгляд, решениями сегодняшнего заседания добиться усиления внимания правительства, министерства экономики, других министерств и ведомств к этим проблемам, потому что одними научными изысканиями, только силами ученых, мы не сможем создать эффективную программу, которую нужно реализовывать уже в плановых, управленческих решениях и документах. Такого внимания сегодня, на мой взгляд, недостает, и авторитет Президиума РАН, авторитет российской науки должен быть направлен и на эти цели. А мы сделаем все возможное, чтобы поддержать эту работу организационным и административным ресурсом.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+48+1