Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49-50 (2684-2685) 25 декабря 2008 г.

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТГУ
В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
С ИНСТИТУТАМИ РАН

Из выступления проф. Г.В. Майера, ректора ТГУ.

Иллюстрация

В этом году мы отпраздновали 130 лет со дня создания Императорского Сибирского университета в Томске. Создавался он профессорами В. М. Флоринским и Д.И.Менделеевым, великим русским химиком. В основу были заложены самые передовые принципы, которые заключались уже тогда в необходимости интеграции образования и науки как основы учебного процесса.

Сегодня Томский государственный университет — это 23 факультета, 5 филиалов, 47 центров довузовской подготовки, 120 направлений и специальностей, 23 тысячи студентов (12 тысяч на дневном отделении), 800 аспирантов и докторантов. Из 1200 преподавателей — 350 докторов и 700 кандидатов наук. Работают 18 диссертационных советов, 23 научных школы вошли в президентский перечень.

Мы много внимания уделяем воспитанию талантливой молодежи — за последние десять лет наши студенты завоевали 18 медалей РАН, свыше 500 медалей и дипломов Министерства образования и науки РФ. Оформлен уникальный институт преддокторантуры — ежегодно 30 молодых людей в статусе кандидата наук отправляются туда для подготовки докторских диссертаций, ежегодно защищаются примерно 120 кандидатских и 25 докторских диссертаций. По числу международных грантов ТГУ вышел на второе место после Московского государственного университета.

В структуру университета входят три научно-исследовательских института: Сибирский физико-технический институт, который был создан в 1928 году при посредстве А. Ф. Иоффе и Н. Н. Семенова, НИИ прикладной математики и механики, организованный в 1968 году, и НИИ геологии и геофизики. В период нашего расцвета — в годы застоя — общее число научных сотрудников в институтах было порядка 2500 при числе преподавателей 1200 человек.

За время существования ТГУ более ста выпускников стали членами Академии наук, свыше 250 — лауреатами высших национальных, Ленинских и Государственных премий. Выпускники ТГУ — академики работают в Томске (академик В. Е. Панин), в Новосибирске (академики А. Э. Конторович и В. В. Болдырев), в Бийске (академик Г. В. Сакович), в Красноярске (чл.-корр. РАН В. Л. Миронов), в Кемерове (чл.-корр. РАН Ю. А. Захаров).

В стратегической программе развития университета подчеркивается исследовательский характер его деятельности: в сохранении и приумножении духовных ценностей, в получении и распространении передовых знаний и информации, в опережающей подготовке интеллектуальной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научные исследований и инновационных подходов.

Ведущие направления инновационной образовательной программы ТГУ: информационно-телекоммуникационные системы, наносистемы и материалы, живые системы, рациональное природопользование. Значительное внимание уделяется взаимодействию университета с работодателями, развитию системы непрерывного дополнительного образования. Я считаю это очень важным направлением, особенно сегодня при решении задач трудоустройства огромной массы людей, которая высвобождается в результате кризисных явлений. Безусловно, будучи классическим университетом, мы не можем оставить в стороне такие направления, как психолого-образовательные технологии, культура и т.д.

Системное организационное взаимодействие университета с академическим сектором науки началось с создания Томского научного центра СО РАН. Его основатель академик В. Е. Зуев считал, и в этом мы были солидарны, что наука — это единая сфера человеческой деятельности, и деление ее на сектора — академический, вузовский, отраслевой — весьма условно, хотя это и является одной из проблем.

У нас налажены тесные связи с институтами ТНЦ: Физики прочности и материаловедения, Сильноточной электроники, Оптики атмосферы, Мониторинга климатических и экологических систем, Химии нефти. Активно взаимодействуем и с новосибирскими академическими институтами: Физики полупроводников, Неорганической химии, Систематики и экологии животных, Почвоведения и агрохимии и др. Частые гости у нас — академики А. Л. Асеев, В. Н. Пармон, А. Э. Конторович, который недавно стал Почетным доктором ТГУ, другие члены академии. Довольно активно развиваются связи с научным центром в Черноголовке (Институтом проблем химической физики РАН), с Бийским научным центром (Институтом проблем химических технологий СО РАН, ФНПЦ «Алтай»). В Бийске работает много наших выпускников, и ту школу, которую создал академик Г. В. Сакович, можно считать и нашей тоже. Примеры интеграции можно множить.

Один из них — научно-образовательный центр «Физика и химия высокоэнергетических систем». Направления, по которым осуществляется сотрудничество в рамках НОЦ: физико-математические модели неравновесных процессов в многофазных высокоэнергетических системах; механизм и кинетика высокоэнергетических процессов в химически реагирующих средах; научные основы электронно-ионно-плазменных методов формирования высокоэнергетических систем; механизмы формирования высокоэнергетических систем в конденсированных средах; перспективные технологические направления использования высокоэнергетических систем. В оборудование научно-образовательного центра за пять лет мы вложили порядка 150 млн руб.

Создание научно-образовательных кластеров, безусловно, перспективное направление, потому что научные исследования без привлечения молодежи, без ее обучения не обеспечивают будущего, преемственности поколений. Собственно говоря, в этом и есть смысл исследовательского университета — подготовить не просто ученого, но человека, который ко всем явлениям, процессам современности подходит с позиции исследователя.

Одна из составных частей большого томского нанокластера — научно-образовательный центр «Наноэлектроника», где со стороны ТГУ выступают физический и радиофизический факультеты и Сибирский физико-технический институт, которые взаимодействуют с новосибирскими институтами — ИФП и ИНХ СО РАН. Филиал научно-образовательного центра создан в Институте физики прочности и материаловедения. Получилось очень удачное решение: у ИФПМ нашлись площади, другие институты нашли деньги, а вклад с нашей стороны — технологическое оборудование для нанотехнологий. Сегодня здесь есть помещения для работы и студентов, и преподавателей.

Сегодня у нас в устойчивой системе работает десять центров коллективного пользования: Межрегиональный ЦКП высокопроизводительными вычислительными ресурсами; Центр проектирования технологических разработок и изделий; Центр радиофизических измерений, диагностики и исследования параметров природных и искусственных материалов; Физика ионосферы и электромагнитная экология; ЦКП по экологии, генетике и охране окружающей среды; Томский материаловедческий центр коллективного пользования; Учебный научно-технологический центр «Нанокомпозит»; Аналитический центр геохимии природных систем; ЦКП сорбционных и каталитических исследований; Химико-аналитический ЦКП.

Центры коллективного пользования — это не просто собранное вместе оборудование, это многофункциональные центры с четко выраженной идеологией. Правильно построенные, центры коллективного пользования представляют собой серьезную основу для интеграции, и университеты Сибирского федерального округа должны включиться в этот процесс. Надеюсь на активное участие Новосибирского, Алтайского, Омского, Кемеровского университетов в таких проектах.

И последнее. Все мы знаем, какое большое значение придается сегодня привлечению талантливой молодежи в науку. Проанализировав ситуацию в Канаде, Великобритании, Австралии, Японии, я убедился, какое огромное внимание уделяется там познавательному телевидению как средству воспитания и образования. У нас сегодня этого нет. На центральных телеканалах познавательные программы, да и то очень сомнительного качества, занимают не более двух-трех процентов эфирного времени. Я думаю, никто, кроме университетского и академического сообщества, эту работу не сможет начать. 11 декабря в Москве я докладывал проект создания познавательного телевидения с учетом спутниковых телекоммуникаций. Понимая важность этого шага, А А. Фурсенко и Г. А. Балыхин согласились нас поддержать. На сегодня 10 университетов и 10 регионов, в т.ч. Новосибирская область в лице НГТУ, создали команды, которые делают фильмы для детей и взрослых. В принципе, это прообраз создания национального канала познавательного телевидения. Я думаю, что у нас в Сибири у каждого вуза и академического института есть необходимый для этого потенциал.

11 декабря в Москве состоялась дискуссия по поводу исследовательских университетов. Я тоже высказал свое мнение, и, по-видимому, некоторые предложения войдут в решение. Первое — создание исследовательских университетов должно быть сориентировано на решение проблем общества. Они не должны создаваться просто потому что нужно кому-то дать денег. Пока же нам непонятно даже, какие задачи ставить. Я думаю, что надо сформулировать вначале степень необходимости создания исследовательских университетов.

Второе — необходимо скоррелированно проводить изменение законодательства, потому что, вводя в нынешнюю законодательную систему какие-то новоизобретенные структуры типа исследовательских университетов, мы столкнемся с массой неприятностей. В этом году ТГУ выдержал 33 только бухгалтерских проверки, и, думаю, у других не лучше. Вопрос не только в том, что исследовательский университет должен быть автономным учреждением, что уже продекларировано, но и в том, как он будет финансироваться. Надо сначала поставить задачу с позиции государства, а потом уже создавать некие структуры.

И третье — все попытки создания исследовательских университетов без учета интересов Российской академии наук просто бессмысленны. Это одна научная среда. Другое дело, что надо находить оптимальные формы, потому что закон, который позволяет сегодня производить интеграцию образования и науки, далек от совершенства.

Я думаю, что создание исследовательских университетов — это не частный случай. Должна быть объективная необходимость в решении серьезных проблем в области науки, образования и, конечно, инновационной деятельности. Поэтому спешить здесь не надо. Но вот то, что это дело — наше общее с Российской академией наук, для меня просто очевидно.

стр. 6-7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+484+1