Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 1-2 (2686-2687) 15 января 2009 г.

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
И НАУЧНЫХ КАДРОВ
ДЛЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА

Из выступления проф. Г.П. Белякова, ректора СибГАУ.

Иллюстрация

Сибирский государственный аэрокосмический университет был создан в 1960 г. как завод-втуз при Красмаше.

ФГУП «Красноярский машиностроительный завод» — один из крупнейших производителей баллистических ракет морского базирования и разгонных блоков для тяжелых paкет-носителей «Протон» и «Зенит».

Другим базовым предприятием СибГАУ является ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» — ведущее предприятие России по разработке, производству, испытаниям и поддержанию в эксплуатации космических аппаратов и систем, предназначенных для обеспечения связи, радиовещания, навигации и геодезии в интересах национальной безопасности, социально-экономического, культурного развития страны и международных связей. Более двух третей российских космических аппаратов, находящихся на орбите, изготовлены в ОАО «ИСС».

В систему подготовки, кроме соответствующих периодов работы студентов на предприятиях, введено использование в учебном процессе материальной базы предприятий (специальных станков, испытательных стендов, лабораторного оборудования и др.) и широкое привлечение ведущих специалистов предприятий к учебному процессу.

На предприятиях создана целая сеть базовых кафедр и филиалов кафедр (в частности, кафедры космических аппаратов, космического машиностроения, информационных спутниковых систем и др.). Естественно, курсовое и дипломное проектирование связано с проблемами предприятий. Тематика дипломных проектов в обязательном порядке согласовывается с руководством предприятий, а защита проектов происходит, как правило, непосредственно на предприятиях.

За 1,5 года до окончания обучения мы совместно с представителями предприятия отбираем сильных студентов, которые после получения диплома смогут работать на предприятии.

Использование этой системы подготовки позволило полностью исключить адаптационный период при поступлении на работу, что характерно для обычной системы обучения. Еще на студенческой скамье студенты осваивают пакеты прикладных программ, используемых при проектировании космических аппаратов, изучают всю необходимую нормативную документацию и вливаются в соответствующий конструкторский или технологический коллектив.

С прошлого года мы начали отрабатывать в ОАО «Информационные спутниковые системы» технологию проектно-командного обучения. Суть ее заключается в следующем. Проектирование космического аппарата разбивается на виды и этапы работ (мы их выделяем 12). Формируется команда студентов разных специальностей под соответствующие задачи. Кроме обычных дисциплин по учебному плану, с ними проводятся дополнительные занятия, читаются специальные лекции, преподаватели учат студентов работать в команде. И вместе они проектируют космический аппарат. Каждого студента курирует ведущий конструктор КБ и преподаватель соответствующей кафедры.

В качестве объекта проектирования выбраны малые космические Аппараты. Разработана программа создания и запуска серии таких аппаратов. Все они будут выводиться на орбиту попутным грузом (что самое существенное) и не потребуют дополнительных затрат.

Отработка запуска малого космического аппарата осуществлена 23 мая этого года. МКА «Юбилейный» запущен в связи с 50-летием космической эры. Космический аппарат изготовлен ОАО «ИСС» с участием наших студентов и специалистов. На нем установлен наш прибор «РАДЭК» (радиационный экран), с помощью которого мы испытываем покрытия на основе нанотехнологий для защиты элементов космического аппарата от воздействия космических лучей. Запуск осуществлен с космодрома «Плесецк» ракетой-носителем «РОКОТ».

В комплексе с этой задачей у нас с помощью ОАО «ИСС» и КНЦ СО РАН создан студенческий Центр управления полетами для научных и образовательных целей, который уже работает с МКА «Юбилейный», постоянно получая информацию и управляя космическим аппаратом. ЦУП также получает информацию от других космических аппаратов.

Хотел бы отметить, что наш ЦУП стал четвертым студенческим ЦУПом в стране. Ранее аналогичные центры были созданы в академии имени Можайского (Санкт-Петербург), МГУ им. М. В. Ломоносова и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Сейчас мы решаем задачу о налаживании связи всех студенческих ЦУПов.

Чтобы готовить квалифицированных специалистов для предприятий ракетно-космической отрасли мы вынуждены активно заниматься профориентационной деятельностью и довузовской подготовкой. Для этого у нас выстроена система, включающая Аэрокосмическую школу, подготовительные курсы, Центр тестирования. Главная задача этой системы: отбор талантливых, способных ребят, желающих заниматься техническим творчеством, профессиональная ориентация их на аэрокосмическую отрасль, повышение уровня физико-математической подготовки для поступления в университет.

Школьники обучаются по технологии «полного инженерного цикла». Суть ее состоит в организации образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят перед собой и решают проблемы технической направленности, связанные с разработкой моделей ракетно-космической техники. Технология «полного инженерного цикла» включает в себя разработку идеи, информационный обзор по тематике проекта, разработку проекта, создание модели, натуральные испытания на школьном космодроме.

Новый этап развития Сибирского государственного аэрокосмического университета и переход на другой качественный уровень подготовки специалистов связан с установлением тесного взаимодействия университета с Красноярским научным центром СО РАН и институтами, входящими в его состав.

Университет заключил соглашение с КНЦ СО РАН, и за последний период был создан ряд научно-образовательных структур:

— базовая кафедра «Космические технологии и материалы» в КНЦ СО РАН, которую возглавляет чл.-корр. РАН  В. Л. Миронов;

— совместный с Институтом леса СО РАН Центр космического мониторинга;

— объединенные научно-учебные лаборатории в институтах КНЦ СО РАН;

— отделения академических институтов (Института физики и Института вычислительного моделирования) на базе кафедр университета.

Сибирский государственный аэрокосмический университет включен в число партнеров Красноярского регионального центра коллективного пользования, созданного в КНЦ СО РАН.

Получили развитие совместные научно-образовательные проекты:

— комплексное развитие солнечной энергетики;

— разработка многофункциональных наноструктурированных покрытий для ракетно-космической техники;

— исследования в области космического материаловедения;

— разработка космических средств и методов исследования природных ресурсов и явлений и ряд других.

Мы совместно формируем заявки на гранты федеральных и отраслевых фондов.

Высшим достижением нашей совместной деятельности стала организация Научно-образовательного центра «Институт космических исследований и высоких технологий», который возглавил академик В. Ф. Шабанов.

Главная задача института — подготовка специалистов для научных организаций и высокотехнологичного производства.

Основная особенность — организация учебного процесса на базе научных исследований под руководством ведущих ученых институтов СО РАН.

В институте осуществляется подготовка специалистов пока по двум специальностям: «физика»; «исследование природных ресурсов аэрокосмическими средствами». Ведется подготовка аспирантов и докторантов по перспективным направлениям науки, техники и технологии.

В дальнейшем мы планируем расширить перечень специальностей и активно развивать магистратуру при переходе на двух уровневую систему подготовки.

Таким образом, в нашем университете сложилась своеобразная Сибирская научно-педагогическая школа аэрокосмического образования, доказавшая свою эффективность высокой востребованностью выпускников и их реальным вкладом в достижения отечественной науки и ракетно-космической промышленности.

В структуре университета шесть институтов, обеспечивающих высшее профессиональное образование: Космической техники; Машиноведения и инноватики; Информатики и телекоммуникаций; Космических исследований и высоких технологий; Гражданской авиации; Военный институт, а также два филиала в Железногорске и Зеленогорске, Аэрокосмический колледж и ряд научных и инновационных структур.

Хотел бы отметить, что в стране девять аэрокосмических вузов (МАИ, МАТИ, Самарский государственный аэрокосмический университет, Уфимский авиационный технический университет, Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения, Балтийский государственный технический университет — «Военмех», Рыбинская авиационная технологическая академия и наш вуз). Мы объединены в ассоциацию «Национальный объединенный аэрокосмический университет», которая имеет свой Устав, зарегистрирована в Минюсте. Создание ассоциации позволило нам улучшить взаимодействие между вузами, решать общие задачи, развивать академическую мобильность студентов и преподавателей, реализовывать совместные проекты и тем самым повышать качество подготовки специалистов.

Есть планы развития международного сотрудничества. Ближайший партнер — Институт авиации и космонавтики Берлинского технического университета.

Так как я являюсь также председателем Совета ректоров вузов Красноярского края, не могу не сказать о нашем взаимодействии с КНЦ СО РАН.

У нас подписано соглашение о сотрудничестве, определены направления совместной деятельности.

Для улучшения взаимодействия председатель Президиума КНЦ академик В. Ф. Шабанов и его заместитель проф. В. В. Москвичев вошли в состав Совета ректоров. Одновременно меня включили в Президиум КНЦ СО РАН.

За последние два года решены следующие задачи:

— разработана концепция развития научного, научно-технического потенциала Красноярского края на период до 2017 года;

— создана Красноярская научно-образовательная сеть;

— разработан перечень приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае;

— создан Красноярский региональный центр коллективного пользования КНЦ СО РАН с включением в него всех вузов края;

— упорядочена сеть диссертационных советов и аспирантур;

— реализуется ряд совместных инновационных научно-образовательных программ.

По нашей инициативе получил существенное развитие Красноярский краевой научный фонд.

стр. 4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+485+1