Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 13 (2698) 2 апреля 2009 г.

ХУДОЖНИКИ ЮГРЫ
В АКАДЕМГОРОДКЕ

Выставочный зал Дома ученых СО РАН представляет публике произведения художников из разных уголков России. На этот раз выставлены картины художников с Севера. «Художники Югры» — так называется новая экспозиция, и проводится она по следам международного арт-пленэра «Art-Ugra», не раз собиравшего на территории гостеприимного Ханты-Мансийского автономного округа как молодых, так и маститых художников.

И. Глотов, «НВС»

Два живописца, члена Союза художников России, представили на суд зрителей свои работы последних лет — Сергей Устюжанин и Александр Седов.

Иллюстрация
Сергей Устюжанин (48 лет) родился в Курганской области, художественное образование получил на художественно-графическом факультете Магнитогорского пединститута, повышал квалификацию в Репинском институте живописи (СПб), в Ханты-Мансийске с 2002 года. Ведет преподавательскую деятельность. Активно участвует в выставочной работе.

Александр Седов (40 лет) родился в Оренбургской области, закончил художественно-графический факультет Нижнетагильского пединститута, художник-реставратор Выставочного центра г. Лангепас. Член регионального правления Союза художников России. Лауреат многих выставок и конкурсов.

Иллюстрация

У каждого свой современный творческий почерк, свои художественные пристрастия. Сдержанные неяркие сочетания красок на холстах Седова. А его картины из циклов «Доски» и «Лики» имеют вид старинных отреставрированных произведений искусства (благодаря мастерству художника в подборе цветовой гаммы). Ирина Бич, директор Выставочного зала Дома ученых, отмечает, что Александр Седов как реставратор использует элементы иконописи в своем авторском творчестве. У него интерес к Невьянской иконописной школе, которая использует растительный (цветочный) орнамент.

Иллюстрация
Александр Седов. «Букет»

Интересен его «Букет» — портрет женщины с бесхитростным букетом сухих цветов. Впечатлениями, полученными от путешествий, Александр Седов делится на полотне «Воспоминания о Каире»; просты и трогательны его изображения угловатых домиков — «Город, в котором живу», «Окраина».

Иллюстрация
Александр Седов. «Окраина»

А вот на сдержанной «Изморози» Седова поверх крыш и церковных куполов будто вспыхивает северное сияние — так переливаются и играют розовые, голубые и серебристо-серые цветовые оттенки.

Иллюстрация
Александр Седов. «Изморозь»

Сергей Устюжанин широко и по-разному использует яркие цветовые сочетания. Так и «горят» гроздья рябины на холодной жемчужной снеговой корке, подсвеченные северным закатным солнцем («Атака» дроздов)...

Иллюстрация
Сергей Устюжанин. «Атака»

А вот прекрасный аллегорический образ из римской мифологии — богиня плодов Помона, фантазией художника перенесенная на российский Север. Она златовласа, ее красивое тело чуть прикрыто подобием кружевной туники, но вместо привычных виноградных лоз у нее в руках охапка не очень-то ярких северных цветов. Нежная цветовая фантазия рядом с голубым пятном северного озера, в котором отражается узкий серп месяца — «Букет Помоны».

Иллюстрация
Сергей Устюжанин. «Букет Помоны»

Образ вдохновляющей художника Женщины присутствует и на других полотнах. «В белую ночь» — строгий портрет северянки в изящных одеждах, выполненный в холодных серо-голубых тонах с серебром.

Иллюстрация
Сергей Устюжанин. «В белую ночь»

Следующее полотно, выдержанное в прохладных тонах, «Голубика» — будущая мать с собранным лукошком ягоды словно замерла, почувствовав движения дитятки... А всполохи на небе — от нежно-голубых до лилово-вишневых — передают беспокойство за судьбу еще не рожденного ребенка.

Иллюстрация
Сергей Устюжанин. «Голубика»

«Из рода Сатыгиных» — портрет волевой молодой северянки, написанный серыми красками на тревожном красном фоне. Мансийский род Сатыгиных известен тем, что в далеком XVII веке их предок, вождь вогулов, живших на реке Большая Конда, после крещения получил в дар от царя княжеское звание.

Иллюстрация
Сергей Устюжанин. «Из рода Сатыгиных»

Художник Устюжанин порой склонен к самоиронии, например на картине «Автопортрет с головкой лука». На выставке представлены и аллегорические полотна художника, к которым можно отнести двойной портрет Иисуса и Иуды, где сын Бога изображен иконообразно, а предавший его апостол подобен окаменевшему истукану.

Иллюстрация
Сергей Устюжанин. «И избавь»

А вот алая «Венеция» с парящими в синем небе голубями, осыпающими водную поверхность каналов золотистыми зернами.

Иллюстрация
Сергей Устюжанин. «Венеция»

Совершенно противоположны по своему духу полотна, на которых живописец изображает фрагменты застывшего времени — «Старая косарка», «Течение».

Иллюстрация
Сергей Устюжанин. «Старая косарка»

Здесь царят сдержанные цвета, застывшие тона, даже полумрак. В тех же тонах выписан «Подледный лов», правда, здесь изображены уже современные предметы — раскладные алюминиевые стульчики, ледобуры, как, впрочем, и остальная экипировка рыбаков-любителей — одежда, рюкзаки, обувь.
Иллюстрация
Сергей Устюжанин. «Подледный лов»
12 апреля выставка в Доме ученых закрывается, а пока у любителей живописи есть возможность увидеть действительно интересные, притягивающие взгляд картины двух современных художников из Югры.

Фото автора

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+496+1