Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 20 (2705) 21 мая 2009 г.

СВОЕВРЕМЕННЫЙ ОТВЕТ
НА НАЗРЕВШИЕ ПРОБЛЕМЫ

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил «Стратегию национальной безопасности России до 2020 года».

Иллюстрация
Коллаж В. Бякина

Стратегия нацелена на превращение Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Национальные интересы России на долгосрочную перспективу заключаются в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности отечественной экономики. К числу приоритетов устойчивого развития отнесено повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности. Экономический рост достигается прежде всего через развитие национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал. Наука, технологии, образование, здравоохранение и культура развиваются путем усиления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства.

Анализ документа — в статье академиков А. Л. Асеева, А. Э. Конторовича, В. В. Кулешова


Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации
до 2020 года —
своевременный ответ на назревшие проблемы
внешней и внутренней политики

Общая оценка принятого документа может быть только самой высокой. Его отличает системность, взвешенность, тщательная проработанность всех разделов, их взаимосвязанность и взаимозависимость. Принципиально важно, что Стратегия национальной безопасности России рассматривается через призму защиты конкретной личности, а не только общества и государства в целом. Конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан — это доминанта, которая пронизывает весь документ и находит отражение во всех его разделах (особенно в разделах по повышению качества жизни российских граждан, экономическому росту, здравоохранению и культуре).

Впервые указано на приоритетность таких направлений, как повышение качества жизни граждан России, развитие науки, технологий и образования, здравоохранения, культуры, экологии живых систем и рациональное природопользование. В Стратегии четко зафиксированы основные характеристики состояния национальной безопасности, в числе которых указан уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта.

Принятие Стратегии национальной безопасности России представляется своевременным ответом на назревшие проблемы внутренней и внешней политики. Изменение геополитической картины мира, происшедшее с распадом СССР, глобализация мировой экономики, усиление неравномерности развития различных стран и регионов мира, значительная неопределенность развития и экономической и финансовой систем (как в мире в целом, так и в пределах отдельных регионов и стран) — все эти (и многие другие факторы), упомянутые и отмеченные в Стратегии, оказывают существенное влияние на развитие России — как в настоящем, так и в будущем.

Как показывают события истекших 15-20 лет, мир не стал проще и не стал более однородным и более устойчивым с точки зрения исключения конфликтов — как в военной, так и в экономической и политической сферах.

Россия находится в весьма непростой ситуации, обусловленной изменениями не только во внешнеполитической области, но также в экономической и финансовой сферах. России, в отличие от СССР, многие проблемы во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах приходится решать, опираясь исключительно на собственные экономические, военные и политические возможности, и выстраивать новые связи и отношения, как с традиционными, так и с новыми партнерами. Фактически в настоящее время России предстоит в новых внешних условиях (и с учетом новой экономической ситуации) отстоять, закрепить и усилить то место в системе внешнеполитических и внешнеэкономических связей в мире, которое страна занимала на протяжении многих лет.

Стратегия более четко фиксирует несостоятельность глобальной и региональной архитектуры, обусловленной потерей одной страной — США — возможности контролировать ситуацию в конфликтных районах мира, и развитием новых центров экономического роста (страны БРИК). Впервые, например, четко указано на неприемлемость действий Организации североатлантического договора по отношению к России и ее ближайшим соседям.

Важным является формирование амбициозной задачи по вхождению России в пятерку наиболее экономически развитых стран мира. В связи с этим указано на крайне низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития. Ясно зафиксированы такие приоритеты государства, как национальная оборона, государственная и общественная безопасность. В этой сфере упор сделан на необходимость совершенствования системы координации деятельности государственных органов власти, предприятий реального сектора экономики, институтов гражданского общества, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны.

Принципиально важным моментом Стратегии национальной безопасности является увязка решения вопросов национальной безопасности с устойчивостью и эффективностью функционирования России как целостного и социально-ориентированного государства, опирающегося на современную инновационно-ориентированную экономику.

Сильное влияние на процессы национальной безопасности и стабильности в России оказывает исключительно сильная асимметрия в развитии российских регионов, которая, с одной стороны, находится в противоречии с базовыми принципами федерализма, нарушает конституционные права граждан на равный доступ к благам и услугам вне зависимости от мест проживания, с другой — способствует формированию в России «зон бедности» со всем шлейфом социально-политических, этно-национальных, криминальных и иных угроз. И, наконец, невиданная в мире поляризация субъектов Федерации и городов России по уровням развития производства и благосостоянию граждан снижает возможности формирования единого экономического пространства и проведение единой и сбалансированной социальной, инвестиционной, структурной и научно-технической политики. Поэтому следует приветствовать появление в тексте Стратегии национальной безопасности специальных разделов и пунктов, которые трактуют неравномерность в развитии российских регионов в качестве важнейшей угрозы для национальной безопасности России и нацеливают органы государственной власти, бизнес-сообщество на консолидацию усилий по решению этой проблемы в рамках реализации эффективной государственной региональной политики*.

Большое значение имеет также включение в текст Стратегии специального пункта, который увязывает обеспечение национальной безопасности России со сбалансированным, комплексным и системным развитием субъектов Российской Федерации (статья 64). Отмечается, что «...в долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией уровней развития регионов России, предотвращаются путем развертывания полномасштабной национальной инновационной системы за счет формирования перспективных территориально-промышленных районов в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах Российской Федерации». Мы считаем, что при практической реализации настоящей Стратегии в других правительственных документах. Следует более четко и недвусмысленно поставить вопрос об особом подходе и особой государственной политике в отношении Сибири и Дальнего Востока как макрорегионов особой стратегической значимости и приоритетности российского государства с возможным принятием Федерального закона «О государственной политике в отношении Сибири и Дальнего Востока как зоны особых стратегических интересов России».

В разделе 66 упоминается «повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования». Нам представляется, что конкретные меры по реализации этого положения Стратегии должны быть направлены на формирование в России нового класса профессиональных, высококвалифицированных и некоррумпированных управленцев, работающих как в структуре органов государственного и муниципального управления, так и государственных корпорациях. Лозунг «кадры решают все» сегодня актуален как никогда. Происшедшее в последние 10-15 лет «вымывание» квалифицированных кадров из этого сегмента экономической и политической системы России и переток их в сферу частного бизнеса и за рубеж «оголили» многие стратегически важные сферы управления на федеральном и региональном уровнях, в системе государственных корпораций. Первые шаги в этом направлении сделаны (формирование кадрового резерва Президента РФ — «президентской сотни», начало аналогичных действий в субъектах Федерации), однако требуется, по всей вероятности, реализация специальной государственной программы «Новые управленческие кадры новой России». Успех в реализации Стратегии национальной безопасности определяется не только возможностями реализации инновационного пути развития, но и соответствующим кадровым обеспечением.

Россия декларирует, с одной стороны, преемственность той внешней политики, которую она проводила с момента становления в статусе суверенного государства, а с другой стороны, ясно и однозначно определяет цели и приоритеты внешней и внутренней политики в современных условиях и на предстоящие годы.

Важной особенностью является системообразующий характер Стратегии — определение стратегических приоритетов национальной безопасности, а также мер и шагов, направленных на достижение сформулированных целей и приоритетов на всех уровнях — от муниципалитета до государства и от отдельного гражданина до общества в целом. Стратегия вносит необходимое упорядочение в систему документов, определяющих процедуру рассмотрения, принятия и использования различных документов стратегического характера.

Реализация целей, задач и направлений Стратегии национальной безопасности невозможна без создания в России современной, конкурентоспособной и инновационно-ориентированной экономики.

Считаем, что Россия должна более инициативно и с большей политической, экономической и социальной отдачей использовать те «естественные» преимущества, которыми она располагает. К числу таких преимуществ, несомненно, относится уникальный природно-ресурсный потенциал, включающий как воспроизводимые, так и невоспроизводимые природные и минеральные ресурсы. В Стратегии справедливо отмечается, что неравномерность экономического развития стран, рост народонаселения в мире обостряют проблемы доступности природных ресурсов и их последующего использования.

Опыт ряда ведущих стран мира (Канады, Австралии, Норвегии, США) показывает, что противопоставление инновационного и ресурсно-ориентированного путей развития экономики не всегда продуктивно и не всегда оправданно. Природо-ресурсный потенциал России может (и должен) стать основой формирования и развития современной инновационно-ориентированной экономики. Однако без целенаправленных усилий со стороны государства данная цель не может быть реализована.

Сибирское отделение РАН считает, что дальнейшее развитие Стратегии должно быть, в том числе, связано с разработкой и реализацией национальной политики в области освоения и использования природных и минерально-сырьевых ресурсов.

Наличие такой политики призвано сформировать систему приоритетов и требований, касающихся не только рационального освоения природных ресурсов, но и форм привлечения иностранных участников, критериев отбора компаний-ресурсопользователей, а также подходов к реализации научно-технической политики.

Минерально-сырьевой сектор в современной экономике является одним из крупных потребителей наукоемких технологий и процессов. Однако, как показывает опыт России, автоматически — в силу стремления к повышению экономической (коммерческой) эффективности — данные тенденции не реализуются. Так, в нефтегазовом комплексе экономики России в течение последних 15 лет наблюдается неуклонное снижение показателей нефтеотдачи разрабатываемых и вовлекаемых в разработку месторождений, а также степени использования ценных компонентов, содержащихся в попутном нефтяном газе.

Такое положение дел не только закрепляет положение России как ресурсной страны в худшем варианте, но также ведет и к разубоживанию (ухудшению качества) ее природно-сырьевых ресурсов с позиций отражения интересов будущих поколений.

В связи с этим разделы Стратегии, связанные с экономическим развитием, экологией и природопользованием, должны в дальнейшем быть развиты и детализированы.

Также представляется необходимым — в силу чрезвычайной важности скорейшего «запуска» процессов, обеспечивающих модернизацию российской экономики (без чего нет и не может быть устойчивого функционирования России как суверенного государства) — дополнение системы показателей, характеризующих состояние социальной, экономической и оборонной сфер, показателями, отражающими динамику обновления производственного аппарата и степени извлечения стратегических полезных ископаемых.

При этом целесообразно, с учетом остроты ситуации, не только проводить мониторинг динамики значений данных показателей по стране в целом, но также проводить его и в разрезе отдельных проектов. К числу таких проектов в минерально-сырьевом секторе, например, должны быть отнесены новые стратегические месторождения, осваиваемые и разрабатываемые в Арктической зоне, а также на шельфе морей Северного Ледовитого океана.

* Следует только отметить, что формулировка ст. 59 «Угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации, предотвращаются путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества» несколько сужает суть эффективной региональной политики РФ, которая не сводится только к улучшению процессов координации, а использует более широкий спектр механизмов и управляющих воздействий.

Председатель СО РАН, академик А. Л. Асеев,
академик А. Э. Конторович,
академик В. В. Кулешов.
18 мая 2009 года

стр. 1, 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?2+503+1