РАБОТАЕМ НА БУДУЩЕЕ
Валерия Макарова,
"НВС"
Бурятский государственный университет является одним из крупных
учебно-научных и культурных центров Сибири и Дальнего Востока.
Здесь работают и учатся более 10 тысяч человек на 15 факультетах,
в 2 филиалах и 2 колледжах. Университет является
системообразующим учебным заведением, поскольку готовит кадры для
всех органов образования, науки, управления, экономики,
юриспруденции, здравоохранения, социальной сферы и т.д.
БГУ был создан в 1995 году на базе Бурятского государственного
педагогического института имение Доржи Банзарова и филиала
Новосибирского государственного университета в Улан-Удэ.
Бурятский пединститут располагал в то время достаточно развитой
материально-технической базой, подготовленными
научно-педагогическими кадрами и богатым опытом
учебно-методической работы.
Традиционно сильными были в БГПИ и развились в БГУ исследования
по гуманитарным наукам. Успехами в исследованиях по естественным
наукам БГУ в основном обязан потенциалу, заложенному
Новосибирским государственным университетом, который также и
передал опыт интеграции с академической наукой.
О взаимодействии образования и науки, о научных исследованиях в
университете рассказывает проректор по научной работе БГУ, доктор
химических наук Н.БОДОЕВ:
— Научные исследования в университете ведутся на 62 кафедрах, в
3 институтах и 5 лабораториях. Финансирование осуществляется за
счет поддержки Минобразования РФ, Минобразования и науки РБ,
внебюджетных средств БГУ, различных грантов и благодаря
Федеральной целевой программе "Государственная поддержка
интеграции высшего образования и фундаментальной науки". БГУ
вместе с институтами БНЦ и ИрНЦ подготовил ряд проектов по всем
открытым для финансирования разделам. В 2001 году университет
представлен следующим образом: 12 грантов получены на обучение и
стажировку, пролонгированы крупный исследовательский проект по
радиоэкологическому мониторингу Хиагдинского месторождения и
проект, связанный с изучением механизмов биоочистки в дельте р.
Селенги, поддержаны четыре экспедиционных проекта.
Естественно, реализация всех проектов возможна только в тесном
сотрудничестве с академическими институтами. Сложно отделить
университет от научного центра. Более 80 научных сотрудников
работают преподавателями, три факультета — медицинский,
восточный и химический — возглавляют ученые из институтов БНЦ.
Научно-исследовательские лаборатории стали базами
исследовательской практики для студентов. В прошлом году на
обеспечение учебного процесса университет выделил значительную
сумму институтам БНЦ.
Отдельного внимания заслуживают совместные научные экспедиции
ученых и студентов: археологические, биологические,
геологические, географические. Это важные практические уроки для
будущих специалистов.
Установлены тесные связи и с Иркутским научным центром. Под
руководством академика Г.Жеребцова при БГУ создана и успешно
функционирует новая базовая кафедра "Космической физики". Для
повышения качества подготовки студентов ежегодно приглашаются для
чтения лекций ученые из ИСЗФ СО РАН.
Успешно продолжается процесс интеграции и с другими научными
центрами. Для преподавательской работы привлекаются специалисты
из Новосибирска, Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга,
Екатеринбурга и других городов.
— Николай Васильевич, одним из подразделений университета
является научно-исследовательская часть. Каковы основные
направления деятельности НИЧ?
— Научно-исследовательская часть БГУ объединяет три института:
экологии (директор — доктор биологических наук Б.Намзалов),
педагогического образования (директор — доктор педагогических
наук Н.Языкова), математики и информатики (директор — академик
РАН А.Ильин). Основное направление их деятельности — содействие
в подготовке квалифицированных специалистов и
научно-исследовательских кадров на уровне высшего и
послевузовского образования, росту квалификации
профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников
БГУ; разработка методик преподаваний различных дисциплин в школах
и вузах.
В состав НИЧ входят и несколько лабораторий.
В лаборатории физики плазмы занимаются проблемой безмазутного
розжига котлов на тепловых электростанциях с помощью
плазмотронов; также ведется эксперимент по синтезу смеси углерода
и водорода с целью использования этого газа для розжига котлов
ТЭС и для его возможного химического передела с целью получения
моторного топлива.
Наш ректор, профессор, член-корр. РАО С.Калмыков возглавляет
лабораторию по исследованию поведения человека в экстремальных
условиях. Здесь работают социологи, психологи, медики,
специалисты по воспитанию спортсменов высокой квалификации.
Разрабатываются методики подготовки спортсменов, определения
психофизического состояния человека в разные периоды. Диагностика
идет с использованием наработок индо-тибетской медицины по
определению самочувствия человека и при помощи высокоточных
приборов, разработанных в Бурятском научном центре СО РАН.
Развивается лаборатория физико-химического анализа, которая
занимается изучением экологической обстановки в регионе.
В Лаборатории индо-тибетской медицины в тесном сотрудничестве с
Институтом биологии БНЦ СО РАН разрабатывают лекарственные
препараты на основе природного сырья.
Студенческое конструкторское бюро тоже относится к НИЧ. Здесь
решаются задачи прикладного характера, в настоящее время это
проблемы малой энергетики.
— Какие разработки из студенческого КБ вошли в жизнь, работают?
— В СКБ под началом преподавателя физико-технического
факультета, кандидата физико-математических наук А.Цыренова
разработали и изготовили микроГЭС по заказу Института солнечной
энергетики. Экономически это чрезвычайно выгодное изобретение —
малютка весит всего 300 кг, размер ее в два раза меньше машины
и... она даже не требует плотины.
Спроектирован универсальный концентратор солнечной энергии —
панель, изготовленная из переплавленного битого стекла, который
дает экономию до 10 т дизельного топлива в системе производства
витаминно-травяной муки. Это уже эксплуатируется и с ощутимой
выгодой.
В этом году решено создать экспериментальный концентратор для
обогрева одного из технических корпусов университета — солнечную
панель из полипропиленовых пластин. За день он должен улавливать
энергию солнца, достаточную для подогрева 3 тонн воды до
80-градусной температуры. Попробуем обогреваться солнышком!
Необходимо отметить тягу студентов и молодежи к
научно-исследовательской работе. Ежегодно мы принимаем в
аспирантуру и докторантуру БГУ более 110 человек и более 30
человек становятся соискателями. Более 85 % из них заканчивает
обучение с представлением и защитой диссертаций.
Для обеспечения ближайшей и стратегической перспективы коллектив
Бурятского государственного университета проводит
целенаправленную работу по поиску эффективных путей развития.
Среди различных факторов, необходимых для подъема новых
региональных университетов наиболее важным является интеграция с
академической наукой.
стр.
|