Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 26-27 (2312-2313) 13 июля 2001 г.

О РАБОТЕ ТРЕТЬЕЙ РОССИЙСКОЙ
БИОГЕОХИМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

М.Мальгин, доктор биологических наук,
сопредседатель Оргкомитета

Вышел в свет 2-й номер Сибирского экологического журнала за 2001 год необычного объема — 16 учетно-издательских листов. В нем опубликовано 20 статей-докладов, избранных редакционной коллегией 3-й Российской биогеохимической школы, прошедшей 4–8 сентября 2000 года в Горно-Алтайске.

Организаторами Школы были: Институт водных и экологических проблем СО РАН (Барнаул), Институт почвоведения и агрохимии СО РАН (Новосибирск), Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН (Москва), Горно-Алтайский госуниверситет (Горно-Алтайск), а также Семипалатинский госуниверситет им.Шакарима (Семипалатинск, Республика Казахстан).

Школа проходила под девизом "Биогеохимическая наука на рубеже XXI века". Научная программа предусматривала работу следующих секций: биогеохимия на рубеже XXI века; мониторинг и системное изучение природнотехногенных комплексов, биогеохимические критерии оценки экологического состояния территорий; методы биогеохимических исследований; генезис, формирование и эволюция биогеохимических провинций и аномалий; элементный химический состав организмов и формы миграции химических элементов и радионуклидов; моделирование биогеохимических процессов, биогеохимический прогноз состояния экосистем.

Особенностью Школы явилось то, что вторая часть ее работы проводилась непосредственно в полевых условиях. Участникам была предоставлена возможность ознакомиться с природой горной страны, отобрать образцы почв, растений, вод в бассейнах рек Катуни и Бии. В дальнейшем желающие могут сопоставить результаты анализа и оценить качество работы своего аналитического центра (лаборатории).

На пленарном и секционных заседаниях был представлен широкий спектр научных интересов ученых: от общих проблем техногенного загрязнения окружающей природной среды, биогеохимического районирования территорий крупных регионов до вопросов локального мониторинга или новых модификаций определения количества химических элементов (подробнее обо всем этом можно узнать из статей, помещенных в настоящем номере журнала и в сборнике материалов Школы).

Биогеохимическое направление в науке, заложенное В.Вернадским, А.Виноградовым, В.Ковальским, живет и развивается. На это указывает тот факт, что на 3-ю Школу было заявлено 220 докладов и сообщений, 212 из которых опубликованы в сборнике материалов Школы.

Заявки на доклады и сообщения поступили из Германии, Польши, США, Югославии, Белоруссии, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Украины и Российской Федерации по всем проблемам биогеохимии и геохимической экологии, указанным в программе Школы. В работе научного форума участвовали специалисты из Российской Федерации (Барнаул, Владивосток, Горно-Алтайск, Иркутск, Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, Томск), Казахстана, Кыргызстана, Югославии и Польши, представляющих академические и отраслевые научные учреждения и высшие учебные заведения.

Участники 3-й Российской Школы представили новую информацию по изучению объектов биосферы, геохимии ландшафтов, геохимической экологии растений и животных, биогеохимическим критериям и методам экологической оценки природно-техногенных комплексов.

Отличительной особенностью современных исследований в области биогеохимии и геохимической экологии является их комплексный характер, направленный на решение экологических проблем, обусловленных, как можно судить по прочитанным докладам, преимущественно техногенными факторами.

Наряду с этим сохранилась тематика, связанная с исследованием природных объектов (почвы, воды), естественно обогащенных различными химическими элементами и потому представляющих опасность для роста и развития растений, животных, человека. Ее итогом стали биогеохимическое районирование изученных территорий с выделением провинций с неблагоприятным содержанием (соотношением) химических элементов в звеньях пищевых цепочек, предложения по устранению или уменьшению негативного влияния природной обстановки на живые организмы.

В настоящее время развиваются также теоретические направления биогеохимии континентов и океана: биогеохимия изотопов, радиобиогеохимия, геохимическая экология, концепция биогеохимических провинций, учение о глобальных и локальных циклах, вопросы трансформации и перераспределения вещества. В докладах, дискуссиях и на заключительном заседании участники Школы предлагали шире использовать результаты биогеохимических исследований в других областях, стремиться к востребованию научных результатов обществом

На современном этапе развития биогеохимии перспективными направлениями исследований признаны следующие: 1) Закономерности миграции химических элементов в биогеоценозах, биогеоценотические связи. Динамика этих процессов; 2) Оценка атмосферной составляющей биогеохимических циклов химических элементов; 3) Эколого-биогеохимический прогноз устойчивого развития природных комплексов и моделирование биогеохимических процессов; 4) Вопросы биогеохимии океана; 5) Вопросы палеобиогеохимии; 6) Современные тенденции изменения глобальных и локальных циклов химических элементов; 7) Биогеохимия и биологическая роль малоизученных химических элементов; 8) Биогеохимические методы поисков полезных ископаемых; 9) Геохимическая экология водорослей, насекомых, клещей, ракообразных, наземных и пресноводных моллюсков; биогеохимические параметры организмов.

Успешное выполнение вытекающих из всего этого задач будет во многом зависеть от развития методологии биогеохимических исследований и методов анализа элементного и молекулярного состава природных материалов, совершенствования пробоподготовки, использования безреакционных способов и внедрения микроволновых технологий. Кроме существующих и широко применяемых методов анализа элементного состава вещества (ИСП-атомная абсорбция, рентгено-флуоресцентный и нейтроноактивационный анализ, эмиссионная спектроскопия) необходимо внедрять эмиссионную и ИСП-масс-спектрометрию, РФА СИ. При этом следует повысить уровень сертификации аналитических лабораторий и центров, обеспечить их соответствующими специалистами, аттестованным оборудованием, стандартными растворами, образцами, смесями.

Участники Школы отметили высокий научный уровень прочитанных докладов и интересно проведенную научную экскурсию для ознакомления с природой Горного Алтая.

Организаторы мероприятия признательны Президиуму Сибирского отделения РАН и РФФИ за финансовую поддержку форума.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+53+1