Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 3 (2738) 21 января 2010 г.

О НРАВСТВЕННОСТИ
В НАУЧНОЙ СРЕДЕ

Б.М. Чиков, ИГМ СО РАН

Слова «нравы» и «мораль» отождествляются с обычаями, имеющими отношение к духовному миру и разуму человека. Это исторически сложившиеся духовные нормы и идеалы, определяющие сознание, моральный облик и поступки человека в обществе. Нравственность — это то, что И. В. Гёте назвал «разумом сердца», Г. Гегель — «разумом воли», а Лев Толстой подчеркивал как совпадение разумного и нравственного.

Нравственные (моральные) нормы включают идеалы добра и зла, личного достоинства, честности и справедливости, личных представлений о том, «как должно быть». В понятие нравственности входят также представления о долге, совести, чести, порядочности. Однако этические принципы в различных частях света и общества неодинаковы. Но почему? На основании чего складываются разные нравственные устои семьи, профессионального сообщества, государства?

В «Литературной газете» (15.07.1970) академик Л. И. Седов привлекал внимание к этическим проблемам и издержкам организации научных исследований, к проблемам морали в научном мире. Много воды утекло с тех пор, но проблемы остались. И, прежде всего, это относится к вопросу о нравственности и целесообразности.

Нравственность — категория очень личная, а целесообразность обычно имеет общественный оттенок. Цель — любимое оправдание безнравственности, оправдание безнравственных деяний. Писатель Борис Васильев подметил: «Основы нравственности, фундамент самой культуры хранятся в семье... И любая подмена нравственности государственной целесообразностью всегда била, бьет и будет бить по семье, а ведь только в ней учат видеть человеческое в человеке» («Известия», 11.12.1997).Зачастую человеческие трагедии идут рука об руку с политическими, клановыми или ведомственными соображениями целесообразности. Цель оправдывает средства — руководящий принцип безнравственных, авторство которого приписывают Никколо Макиавелли (XV в.).

Мораль определяет общие принципы поведения, проявляется в большом и малом. Известно, что нравственно неуязвим лишь глубоко безнравственный человек. Но подобных мало — зачатки или остатки нравственности обнаруживаются почти у каждого. Другое дело, что «человеки» успешно подавляют в себе эти малости.

Благородству присуща скромность. Благородный человек не афиширует свои достоинства. Наоборот, люди с душевными пороками активно внушают окружающим, что «все такие». Оглянитесь вокруг, прислушайтесь... Кто цинично комментирует добрые побуждения и поступки ближнего? Кто систематически старается запачкать благородные порывы? Как правило, это нравственно ущербные люди. Быть может, таким путем ничтожный тщиться доказать, и прежде всего самому себе, что и он как все, что и он имеет право на душевный комфорт.

В основе этического кодекса — самые общие правила поведения типа христианских заповедей. Но это только основа — для характерных общественных групп (сообществ) их дополняют свои собственные, корпоративные правила. И очень часто «честь мундира» вступает в противоречие с религиозно-правовыми заповедями. Разное отношение к совестливости образно выразил Фазиль Искандер: «Честным снится, что они нечестные; проснувшись, стыдятся. Нечестным снится, что они честные; проснувшись, не удивляются».

Суть гражданской совести в том, как человек относится к своим обязанностям. В отношении людей науки академик Б. Е. Патон заметил: «Было бы прекрасно, если бы все ученые обладали гражданской совестью. И очень жаль, что пока этого нет...». Тривиальный пример: если на ученом совете все выступающие говорят «за», то это совсем не значит, что в урне голосования вы получите большинство.

Совсем не обязательно этические нормы ученого связывать с религиозными догмами. Тысячелетия христианства, буддизма или ислама не сделали мир добродетельным. Небесные поводыри могут облегчить ощущения и моральные терзания исследователя. Но ответственность за то, чем могут быть результаты исследования, он должен брать на себя. «У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин... В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность» (Альберт Эйнштейн).

Золотое правило нравственности — поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе. И желательно, чтобы этические принципы стали нормой: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» (Аристотель).

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+530+1