Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 9 (2744) 4 марта 2010 г.

НАМ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ!

Девятнадцатого февраля в Москве, в Комитете по образованию и науке Совета Федерации, состоялось заседание Экспертного совета по истории, археологии и смежным научным дисциплинам. С докладом на заседании выступила Людмила Валентиновна ЛБОВА — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, зав. научно-образовательным отделом Института археологии и этнографии СО РАН, профессор кафедры археологии и этнографии Новосибирского государственного университета.

Иллюстрация

— Образование такого Экспертного совета связано с колоссальными потерями, которые несет историко-культурное наследие нашей страны в результате несоблюдения законодательства, отсутствия профессиональных кадров, различных несанкционированных действий и «работ» на древних памятниках черных археологов, провоцируемых растущим всемирным рынком антиквариата, бесконтрольной хозяйственной деятельности. Все эти факторы наносят значительный ущерб, и Правительство РФ, обеспокоенное таким положением дел, приняло решение обсуждать данные проблемы в регулярном формате.

На февральском заседании рассматривались, в частности, вопросы археологического образования и подготовки кадров, ратификации Россией конвенции об археологическом наследии, ратификации Европейской конвенции о ландшафтах, обеспечение безопасности культурного наследия и борьба с контрабандой, а также вопрос о статусе российских экспедиций за рубежом. Я принимала участие в обсуждении этих проблем и делала доклад, касающийся состояния и перспектив археологического образования в России. Сегодня это большая проблема, поскольку в условиях перехода к двухуровневой системе высшего профессионального образования и реализации условий Болонского процесса археология как таковая не вошла в список направлений подготовки и специализации в высшей школе.

Россия, таким образом, стала единственной страной — участницей Болонского процесса, где археология оказалась за бортом подготовки специалистов высшей квалификации. Однако эта ситуация не будет касаться Новосибирского госуниверситета и других двадцати привилегированных вузов страны, получивших статус научно-исследовательских и федеральных университетов — они имеют право разработки собственных стандартов и образовательных программ (включая и программу по археологии). По крайней мере, четыре университета — Новосибирский, Московский, Санкт-Петербургский и Нижегородский, а также семь федеральных университетов — будут предусматривать в своих стандартах археологическое направление как самостоятельное. Однако остальные вузы находятся в сложных условиях, поскольку из их списка направлений подготовки археология, к сожалению, выпадает.

В своем выступлении я говорила о необходимости подготовки специалистов в области археологии, об удачном опыте сотрудничества Новосибирского государственного университета и академического Института археологии и этнографии СО РАН. На этот опыт обратил внимание Экспертный совет — ведь это, пожалуй, единственный эффективный и положительный пример в нашей стране качественного образования, и его следует тиражировать. В НГУ есть отделение археологии, созданное в 2004 году, и в разработанных программах подготовки мы предлагаем вариант наполнения учебной программы курсами, которые нужны для подготовки высококвалифицированных специалистов-археологов с учетом современного междисциплинарного знания.

В зале находились сенаторы, члены Комитета по образованию и науке, руководители академических институтов, так что «обратная связь» присутствовала. Доклад был воспринят с интересом, спрашивали, насколько востребованы такие специалисты. Я как раз представила статистические данные: в частности, 60 % выпускников со специализацией в области археологии дают вузы Сибири, Дальнего Востока и Урала. Наши материалы демонстрируют достаточно высокий уровень востребованности и трудоустройства выпускников-археологов по всей стране. Был вопрос по поводу конкурентоспособности наших специалистов и бакалавров, которых готовят в некоторых странах СНГ. Например, в Украине, Молдавии, Казахстане, странах Балтии имеется «археологический» бакалавриат, их выпускники могут составить основной рабочий контингент дипломированных специалистов в будущем.

Хотелось донести до присутствующих на заседании основную мысль: качественное образование, сформированное в условиях интеграции науки и высших учебных заведений, может противостоять тому беспределу, который творится сейчас (в немалой степени этому способствуют и коммерческие вузы). Именно опыт взаимодействия Сибирского отделения с Новосибирским государственным университетом, реализации Программы развития национального университета следует распространять. Я считаю, что это первое заседание Экспертного совета по истории, археологии и смежным научным дисциплинам имеет очень важное значение. Прежде всего, создан прецедент — мы показали, что Сибирь это не «медвежий угол», здесь имеются опыт и перспективы, представлена достаточно прогрессивная форма интеграции науки и образования. По крайней мере, у нас есть чем гордиться.

По итогам обсуждения была принята резолюция. Экспертный совет считает необходимым введение образовательного профиля «Археологии» в рамках бакалавриата по направлению образования «История». Как сказано в документе, «такая мера целесообразна в связи со спецификой современной археологии как особого раздела исторической науки. Изучение древних и средневековых культур по материальным остаткам — основная задача археологии — требует, помимо общеисторического образования, применения специфических исследовательских процедур, включающих полевые изыскания, камеральную обработку полученного материала, анализ древних изделий и палеоэкологических материалов с использованием широкого спектра методов естественных наук. Современная археологическая наука, основанная на междисциплинарном знании, требует долгосрочной и интенсивной подготовки специалистов высшей квалификации».

Были отмечены некоторые тенденции современности: увеличение экспертных и производственных работ в зонах освоения российских нефтегазовых месторождений, строительство новых нефте- и газопроводов, ведение работ по спасению памятников археологии в зонах затоплений ГЭС, продолжающаяся реконструкция исторических городов, и т.д. Поэтому в данных условиях следует ожидать дефицита квалифицированных специалистов-археологов, обладающих профессиональным образованием и практическими навыками полевых работ. Таким образом, было отмечено в заключение, «современная археологическая наука требует долгосрочной и интенсивной подготовки специалистов... Для этой подготовки совершенно недостаточно двухлетней магистратуры с одним полевым сезоном; формат подготовки бакалавров по направлению „история“ необходимо дополнить профилем „Археология“ с учетом региональной специфики и по выбору вуза».

В эти же дни в Москве на базе МГУ проходил учебно-методический совет по историческим наукам, на котором присутствовали деканы соответствующих факультетов практически всей России. Обсуждали также бакалавриат и магистратуру, стандарты по истории, искусствоведению, музейному делу и охране памятников. Появились обнадеживающие новости — некоторые вопросы решаются положительно.

Подготовила
Ю. Александрова, «НВС»
Фото автора

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?7+536+1