Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2750) 15 апреля 2010 г.

ЦЕЛЬ ОЛИМПИАДЫ —
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ГЕОЛОГИИ

В конце марта в Новосибирском государственном университете состоялась 36-я Сибирская геологическая олимпиада школьников. Об ее особенностях и итогах рассказывает председатель Оргкомитета д.г.-м.н. А. Э. Изох.

— Андрей Эмильевич, насколько я понимаю, эта олимпиада ежегодная?

— Да, она проводится фактически каждый год, начиная с 1970-х. Правда, иногда проходила через год, а в 90-е в связи с финансовыми трудностями вообще существовала угроза ее закрытия. Но в последнее время этот «провал» ликвидирован, всё наладилось.

— Кто приезжает на олимпиаду? Каков географический диапазон ее участников?

— В этом году Сибирская геологическая олимпиада собрала 120 человек (чуть больше, чем обычно), около ста из которых — приезжие. Это школьники всех возрастов, причем не только из Сибирского региона (здесь, кроме крупных городов, представлены и поселки), но и из Екатеринбурга, Перми, Челябинска, хотя олимпиада считается Всесибирской.

Иллюстрация

— А как же Новосибирск и область?

— Из НСО, к сожалению, никого нет. Однако радует то, что в Новосибирске сейчас стали появляться геологические кружки. В Академгородке, например, при Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН очень хорошо работает клуб «Юный геолог» им. П. М. Бондаренко под руководством к.г.-м.н. В. Н. Гречищевой. Действуют кружки также на базе гимназии № 5, в Нижней Ельцовке, в городе.

— Руководители этих кружков — «ваши люди»?

— Нет, с детьми занимаются энтузиасты, а некоторые из них даже не геологи, чаще всего — учителя географии. Но встречаемся с ними регулярно, многие нам уже давно знакомы, и это способствует тому, что мы привлекаем людей неслучайных.

— Расскажите о том, как проходит олимпиада, какие задания должны выполнить школьники.

— Наша олимпиада представляет собой скорее собеседование — у разных возрастных групп по разным темам. Обязательно приглашаются специалисты различных профилей — палеонтологи, геофизики, вулканологи, минералоги. И в зависимости от того, как «раскладываются» интересы ребят, определяется круг вопросов. В первом туре специалисты беседуют со школьниками, чтобы выяснить их уровень знаний, выделить наиболее сильных по трем возрастным группам: младшие школьники, 6–7 классы и старшеклассники.

Иллюстрация

По итогам первого тура осталась только половина участников, которые и продолжили борьбу за призовые места. Во втором туре задания более сложные: задаем вопросы, предлагаем образцы. Но задача, в основном, не определить, а подумать, предложить интересную идею — так, чтобы в результате из незнания получить знание. И в жюри стараемся привлекать таких специалистов, которые могут подобные вопросы сформулировать. Оценивается точность ответа, нестандартность мышления, участие в обсуждении, активность, возможность «подкинуть» идею и развить ее.

— Можете привести какой-нибудь пример?

— Хорошо, вот задание для 6–7 классов. Дается образец базальта из срединно-океанического хребта Тихого океана — стенка вулканической трубы при подводном извержении. Соответственно, при взаимодействии с водой произошла закалка, быстрая кристаллизация, образовались капли и сосульки. Поскольку эта труба располагалась на склоне вулкана, можно определить ее угол наклона, а также уточнить, что этот фрагмент — верх трубы. Подобные примеры показывают, как ребята могут соображать, насколько у них развита наблюдательность, могут ли они сделать какие-то выводы — это как раз ценится у нас очень высоко. И находятся такие, которые на все эти вопросы отвечают. Важно не только знание геологии, но и смежных наук — физики, географии, химии (например, какие элементы в минералах дают разную окраску).

— А как в других возрастных группах?

— Для младших всё проходит скорее в игровой форме — кроссворды, викторины. А вот со старшими сложнее. У старшеклассников наблюдается некоторая закрепощенность — они пытаются работать на знании. У того же начального звена знаний меньше, но подход более гибкий: они не боятся сказать что-то заведомо неправильное и пофантазировать.

— И всё-таки, как удается детям объять необъятное? Сложно представить, что они могут свободно отвечать на такие «взрослые» геологические вопросы.

— Поскольку олимпиады проходят давно, руководители кружков бывают у нас постоянно, записывают все вопросы, а потом занимаются со школьниками. Следует учитывать, что летом дети часто ездят в экспедиции.

— Каким образом в результате определяются победители?

— Как раз с учетом всех этих критериев — активности, правильности ответов, умения мыслить. У нас ведь еще заочный тур есть, многие ребята присылают свои рефераты, потом подводятся итоги. А победителей называем уже по итогам второго тура — вручаем им дипломы, призы (денежные премии и хорошие книги). Кроме того, каждый участник получает свидетельство и фирменный значок, а в этом году некоторым командам вручили еще геологические молотки. Финансово помогают наши институты, Лаврентьевский фонд поддержки молодых ученых.

— Что можете сказать по результатам Сибирской геологической олимпиады? Из каких городов призеры?

— В младшей возрастной группе победу одержал Олег Ужегов из Перми, в средней — новосибирец Иван Чайка (лицей № 130) из кружка «Юный геолог». Это вообще юный профессор, на все вопросы он давал достаточно грамотные ответы. Иван читает много специальной литературы, по-настоящему интересуется геологией. В старшей группе диплом первой степени получил Сергей Степанов из г. Златоуст Челябинской области. Многие участвуют в олимпиаде не впервые — Андрей Новоселов и Лидия Семочкина из Тюмени, одиннадцатиклассник Александр Лисов из Новосибирска (он вообще чуть ли не в десятый раз принимает участие).

Иллюстрация

— В каких городах подготовка сильнее?

— В Тюмени, Перми, Челябинске, Екатеринбурге. Неплохо смотрятся ребята из Омской области, сейчас и новосибирцы выходят на высокий уровень. Какие-то годы выпадал Новокузнецк, теперь он снова появился.

— Удается ли не терять связь со школьниками?

— Есть один положительный момент — многие потом приезжает к нам учиться в физматшколу или поступать на геологический факультет НГУ. И это радует. Ведь цель этого мероприятия — популяризация геологии, привлечение заинтересованных ребят, которые изначально знают, что такое геология, понимают это дело. Мы стараемся сохранять традиции Сибирской геологической олимпиады.

Ю. Александрова, «НВС»

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+542+1