Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 25 (2760) 24 июня 2010 г.

«СИБСКАН»:
ЭФФЕКТИВНО, УДОБНО,
БЕЗОПАСНО, БЫСТРО

20 мая этого года главному научному сотруднику Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН д.т.н., профессору С. Е. Бару была вручена премия «Великая Стена Дружбы», которой Правительство Пекина награждает лучших зарубежных экспертов, внесших большой вклад в развитие Китая.

И. Онучина

Четыре года назад Центр передачи технологий, который создан при пекинском университете Цинхуа, проявил заинтересованность в приобретении технологии производства системы личного досмотра людей для обеспечения безопасности, разработанной в ИЯФ СО РАН под руководством С.Е. Бару.

Созданные в ИЯФе микродозные системы рентгенографического контроля (СРК) «Сибскан» предназначены для досмотра людей в аэропортах, таможнях, на входах в офисы, банки, стадионы, атомные станции и т.д. В установке используется принцип сканирования человека плоским веерообразным лучом. Происходит это совершенно бесшумно. «Сибскан» представляет собой как бы два больших «шкафа», в одном из них находится излучатель, в другом — детектор. Человек на несколько секунд заходит в кабину, расположенную между этими «шкафами», причем не нужно снимать ни верхнюю одежду, ни обувь. Доза облучения ничтожна, она составляет 0,5 микрозиверт и сопоставима с дозой от природного фона, получаемого авиапассажиром за шесть минут полета. Снимок сразу же появляется на дисплее, геометрических искажений на нем практически нет. Досмотр проводится быстро, эффективно и очень удобно как для пассажиров, так и для персонала. По отзывам экспертов, СРК «Сибскан» на сегодня — самая эффективная и безопасная система в мире.

— В 2006 году состоялась наша первая встреча с представителями Центра передачи технологий, которая завершилась подписанием контракта, рассказывает Семён Ефимович Бару. — Затем производство этой установки уже по их внутреннему контракту было передано крупной пекинской фирме «Nuctech». Эта фирма в свое время занималась изготовлением досмотрового оборудования для аэропортов, таможен, но это были системы для грузов и багажа, не предназначенные для досмотра людей. Наши китайские партнеры активно занялись изготовлением своей версии этой системы, основываясь на наших расчетах, концептуальном дизайне и чертежах детектора, которые мы им передали. Работа шла очень интенсивно, а когда началось производство наиболее тонкой части — детектора, нам пришлось несколько раз приезжать в Пекин, консультировать китайских специалистов. Нужно отметить высокую технологическую культуру этого предприятия: оборудование самое современное, кругом очень чисто, люди работают в специальной одежде. В результате нашей совместной работы была создана первая китайская установка. Правда, качество изображения, которое получено с её помощью, существенно уступает тому, которое получаем мы на своей установке, что объясняется более низким качеством программного обеспечения, разработанного китайцами.

За время нашего сотрудничества китайские партнеры изготовили несколько десятков таких установок, которые сейчас используются в Пекине, Гонконге, Гуанчжоу, Шанхае, Урумчи. С их помощью успешно выявляются не только пассажиры, которые прячут оружие и опасные предметы, но и наркокурьеры, пытающиеся провезти наркотики внутри тела. И, как было написано в благодарственном письме, пришедшем в конце мая этого года на имя директора нашего института академика А. Н. Скринского, «китайские власти и спецслужбы очень довольны работой СРК».

— Расскажите о премии, которую Вы получили, и о церемонии награждения.

— Премия Правительства Пекина «Великая Стена Дружбы», которой награждаются лучшие зарубежные эксперты, была учреждена еще в 2000 году, к настоящему времени она была присуждена двенадцати экспертам, но до сих пор её не вручали. В мае нынешнего года в Пекине состоялось официальное вручение этой награды. Церемония была очень торжественная. Каждый из лауреатов выступил с докладом о той работе, за которую его наградили. Кстати, эта премия — первый этап на пути к Государственной премии Китая.

— Кроме Китая, ещё есть предложения из зарубежья?

— Международный интерес к «Сибскану» более высокий, чем внутри страны. Недавно к нам приезжали из Саудовской Аравии, где собираются применить эти системы. Итальянцы хотят поставить установку в Милане.

— Каковы перспективы использования СРК «Сибскан» в России?

— К сожалению, в России наша установка по причинам самого разного свойства до сих пор не нашла широкого применения, хотя по параметрам является лучшей в мире, что признано специалистами.

Возможно, в какой-то степени это связано и с нашим не вполне профессиональным маркетингом. Но в последнее время подключились дополнительные структуры, может быть, ситуация изменится к лучшему.

Единственное «светлое пятно» — новосибирский аэропорт Толмачево, где сделали ставку на систему безопасности, основанную на нашей разработке. Здесь уже работает одна наша система. На внутренних авиалиниях через «Сибскан» проходит около тысячи человек в день. Сейчас служба безопасности аэропорта поставила вторую в международном терминале.

Выступая на всех значимых конференциях, я активно пропагандирую нашу установку, пишу статьи в крупные журналы, в том числе и оборонной тематики, но результат пока не радует. Продолжают устанавливать американские системы, основанные на так называемых «ощупывающих» сканерах, которые мало что «видят» и совсем не уменьшают неудобства при досмотре — всё равно нужно раздеваться, снимать ремень и обувь. Считается, что после этого не должно быть тактильного досмотра, но на самом деле его всё-таки иногда проводят. Если учесть, что зарубежные системы при этом ещё и стоят на треть дороже, чем наша, то остается лишь гадать, почему предпочтение отдается им.

Несколько месяцев назад в Санкт-Петербурге была конференция, которую проводила «Единая Россия», и она была посвящена авиационной безопасности. Я сделал там большой доклад и провел сравнение нашей системы и американской. Меня пытались прервать и оспорить сделанные выводы, но моя аргументация была убедительной и не оставляла сомнений в преимуществах нашей разработки.

Несмотря на все сложности, мы продолжаем работать над совершенствованием СРК «Сибскан». Но, похоже, вопрос с её внедрением в России может быть решен лишь при государственной поддержке.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+554+1