Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2021

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 34-35 (2769-2770) 2 сентября 2010 г.

СЛОЖНО И УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ

Россия как форпост культуры деградирует. Это печально, но вряд ли необратимо, если не опускать руки. Главный резерв будущего — новые поколения. Главный ресурс человека — знания и умения. Поэтому надежды на преодоление кризиса и обновление России могут быть реализованы только через совершенствование науки и просвещения.

C. Кутателадзе

Иллюстрация
Иллюстрация
Иллюстрация

Вступительные экзамены прошлого года в высшие учебные заведения наглядно высветили болевые точки системы образования в стране. Преподаватели столкнулись с резким несоответствием своих ожиданий с реальным уровнем подготовки абитуриентов. Результаты зимней сессии оказались весьма удручающими. Первокурсники плохо справляются с минимальными требованиями, предъявляемыми к ним на экзаменах и зачетах. Масштабное отчисление по формальным показателям может привести к развалу налаженной десятилетиями системы обучения. В НГУ и во многих других вузах идет трудный поиск выхода из сложившейся ситуации.

В многочисленных дискуссиях и обменах мнениями как панацея неизбежно возникают предложения по изменению содержания учебных курсов с учетом требований дня. При этом молчаливо, а иногда и формально, под модернизацией понимается упрощение содержания курсов за счет ликвидации более современных тем и подходов, которым не учили во времена студенческой юности руководства. «Курсы должны быть доступны студентам», «массовых двоек и отчислений быть не должно», «нужно вернуться к проверенным временем программам и учебникам» — таковы лейтмотивы призывов начальства к кафедрам, обеспечивающим базовые курсы. Эти призывы и требования представляются основанными на недоразумении. Необходимо осознать, что новые поколения школьников и студентов ничуть не глупее своих предшественников. Так было и будет всегда. Во все времена цель обучения остается прежней — подготовка наиболее компетентных специалистов, хозяев и творцов нашего общего будущего.

Высшая школа России обязана предоставлять курсы, отвечающие наиболее строгим мировым требованиям и стандартам. Студентам должны быть открыты самые широкие возможности овладения современными знаниями. То, что львиная доля студентов не в состоянии удовлетворительно сдать сессию в соответствии с текущей практикой, означает не слабоумие студентов и не чрезмерную современность курсов, а не вполне адекватную времени систему организации учебного процесса. Содержание учебных планов — это одно. Подготовленность студентов — другое. Стандартизовать школьные знания первокурсников под требования факультетов — вещь простая и достигается отнюдь не снижением уровня подготовки специалистов. Базовые университетские курсы отвечают теперешним стандартам образования, что видно по судьбе наших студентов, завершающих образование или работающих за рубежом, но не дает никаких оснований для самоуспокоения. Требование модернизации курсов и технологии обучения является постоянным.

Иллюстрация
Иллюстрация
Иллюстрация
Иллюстрация

Необходимо совершенствовать формы общения профессоров и студентов. Надиктованные лекции — анахронизм базовых курсов. Конечно, в наши дни формальные конспекты по общим предметам должны быть доступны каждому студенту. Дело лектора не диктовать общедоступное, а облегчать освоение предмета, останавливаясь на содержательных аспектах курса и адаптируя курс к задачам дня сегодняшнего. Традиционная форма лекций не отвечает ритму и стилю наших дней. Не случайно студенты в массе своей на лекции не ходят и конспекты не пишут. Все нормальные люди тоску и скуку ненавидят. Вот и студенты стараются посещать только привлекательные занятия, предпочитая переписывать конспекты традиционных и скучных лекций, составленные товарищами.

Лектор — говорящая голова предмета. Через много лет в памяти выпускников кое-что о говорящих головах сохраняется. Что касается наболтанного или прочитанного лекторами — ситуация много хуже. Полученные в университете знания выпускника либо вовсе теряются, либо спрятаны в тайниках подсознания. Человеческие ощущения от контактов с преподавателями остаются в памяти на всю жизнь. Этот феномен надо обязательно учитывать. Что бы там ни говорили студенты про преподавателей и преподаватели о студентах, надо понимать, что как обучение, так и знания — их совместный продукт. Лекции и семинары — элементы общения, без которых обучение становится заочным. Повышать уровень общения — совместная задача студентов и преподавателей. Студент более заинтересован в общении, но не всегда это осознает. Преподаватель ответственен за качество общения, хотя, как правило, проистекающие отсюда обязанности просто игнорирует. Преподавателю необходимо постоянно приближать свой курс к потребностям и уровню дня сегодняшнего.

Необходимо существенно пересмотреть и осовременить организацию обучения и учета успеваемости студентов. Студентам следует предоставить большую свободу в выборе курсов и в способе отчетности по ним, как это давно практикуется во всем мире. Призывы сохранить унитарную систему зачетов и экзаменов советских времен за счет упрощения курсов, ликвидации современных подходов и теорий, возврата к когда-то великим, но давно устаревшим учебникам — это тупиковый путь, демонстрация полного непонимания науки и неуважения к ней. Отказ от достижений науки в просвещении — форма мракобесия. Наука никогда и ничего не усложняет — она констатирует и объясняет. Цель науки — сделать сложное простым и доступным для человека. Осовременивание курсов — это главный резерв их упрощения и общедоступности. Наука сегодня умнее, сильнее, проще и полезнее, чем наука дня вчерашнего. Начала Евклида много сложнее любого курса аналитической геометрии. Выучить математический анализ по Решетняку или Зоричу гораздо легче, чем по Фихтенгольцу или Натансону. Ровно так же обстоит дело с другими базовыми дисциплинами.

Проблемы высшей школы России не в чрезмерной современности и усложненности содержания читаемых курсов. Скорее наоборот — методическая работа по созданию новых программ и учебников в стране сильно запущена. Основная задача модернизации обучения — реорганизация учебного процесса. Распыление сил на параллельные потоковые лекции, сомнительные эксперименты с учебными планами и созданием не обеспеченных специалистами факультетов уже принесли стране немало вреда. Базовые и специальные курсы высшей школы нуждаются в усовершенствовании постоянно. Сокращение курсов неизбежно ведет к увеличению разрыва дистанции между современной наукой и уровнем подготовки студентов. Разгружать студентов за счет снижения объема и уровня их знаний недопустимо.

Учиться трудно, но трудно и учить. Лектор виноват уж тем, что его доля — учить трудному, такому, что за пять минут не расскажешь. Тяжело справиться с обязанностью сделать каждую лекцию интересной, запоминающейся и поучительной в научном плане. Студент виноват уж тем, что над глупостями смеется, c чудовищных лекций уходит и не имеет никакого представления о содержании уже прочитанной части курса. Таковы объективные сложности обучения, и с ними надо считаться.

На снимках — заседание Учёного совета НГУ.
Фото В. Новикова

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+560+1