Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 34-35 (2769-2770) 2 сентября 2010 г.

НАШЕЛСЯ «ПОРТРЕТ ЖИВОПИСЦА»?

Интересуясь творчеством художника-портретиста А. Г. Варнека, я иногда просматриваю в Интернете выполненные им портреты. Особый интерес вызывает при этом обнаружение таких работ портретиста, которые или вовсе отсутствуют в списке его произведений, или местонахождение их считалось ранее неизвестным.

Владимир Варнек, к.ф.-м.н., ИНХ СО РАН

И вот, кажется, новая находка! «Нашлась» данная работа художника, называющаяся в интернетовском документе «Портрет молодого художника», на сайте Донецкого областного художественного музея (холст, масло. 64×54,5). В описании портрета говорится: «Находится в основной экспозиции. Датирован началом 1800-х. До Великой Отечественной войны находился в Сталинской городской картинной галерее, а в 1941—1945 гг. — у местного художника Е. Е. Грейлиха. В 1945 г. портрет поступил в Киевский музей русского искусства. В 1975 г. возвращен в Донецкий областной художественный музей, куда поступил как „Автопортрет (?)“ А. Г. Варнека. Название отклонено как не соответствующее иконографии художника. Портрет имеет жанровый оттенок, который ему придают атрибуты искусства и жест портретируемого. Папка с рисунками, держатель с сангиной в поднятой руке, словно соразмеряющий пропорции натуры, представляют юношу как занятого штудией художника и придают изображению сходство с академическими программами щукинского портретного класса 1800-х. Вопрос о возможном авторстве Варнека требует дополнительного исследования».

Иллюстрация Иллюстрация
Портрет Донецкого художественного музея. А. Г. Варнек. «Автопортрет в бархатном берете с рейсфедером в руке». Ок. 1814. Государственная Третьяковская галерея.

Хорошо зная список произведений художника, приведенный в монографии В. С. Турчина (Александр Григорьевич Варнек. 1782–1843. М.: Искусство, 1985), я практически сразу отождествил данный портрет с одной из самых ранних работ Варнека. Авторское название её «Портрет живописца». В примечаниях сообщается, что написана она в 1802 г., а местонахождение её неизвестно. Информация о том, где находилась картина в последующие после написания годы, в примечаниях отсутствует.

У В. С. Турчина говорится, что работу эту, являющуюся программным произведением, ученик С. Щукина Александр Варнек написал за год до окончания Петербургской академии художеств и получил за нее Большую золотую медаль. Следствием этого стала пенсионерская поездка выпускника Академии в Италию сроком на пять лет. Является ли данная работа автопортретом юного художника, трудно сказать. Л. Н. Целищева в своей монографии, посвященной С. Щукину (1979), предполагает, что, скорее всего, художник на данном портрете изобразил одного из своих товарищей по портретному классу. Однако некоторое сходство облика «живописца» с обликом автора «Автопортрета в бархатном берете с рейсфедером в руке» (ГТГ), как мне кажется, имеется.

Наряду с этим можно говорить о стилистической близости обсуждаемого портрета с такими более поздними работами А. Г. Варнека, как портреты А. Тучкова (начало 1810-х) и А. Строганова (1812). Названные портреты воспроизводились в предыдущих статьях автора, опубликованных в «НВС» (№ 7-8 за 2008 г. и № 27 за 2010 г.). Говоря о стилистической близости данных работ, я имею в виду положение моделей на портретах, поворот головы, взгляды молодых людей, соотношение размеров моделей и фона, сам фон в виде сумрачного романтизированного пейзажа и некоторые другие особенности живописи художника.

Приведу в заключение дополнительные аргументы в пользу своей «атрибуции» портрета Донецкого художественного музея. Считаю, что авторство работы подтверждается прежде всего отмеченным выше стилистическим сходством её с названными выше, а также другими произведениями Варнека, в том числе с «Автопортретом в бархатном берете...», «Портретом молодого офицера» (ГРМ) и т.д. Кроме того, следует учесть, что список работ художника за первые десять лет его деятельности выполнен довольно аккуратно, и в нем нет тех «белых пятен», которые начнут появляться в более поздние годы. Однако, просматривая данный список, не находишь альтернативных вариантов отождествить «донецкий» портрет с какими либо другими работами Варнека периода 1800—1810-х, местонахождение которых остается неизвестным. Поэтому можно заключить, что данная работа — это и есть тот самый «Портрет живописца», который был написан им в 1802 г. и сыграл в жизни художника очень важную роль.

Тем не менее, замечу, что подобная «атрибуция» — это всего лишь точка зрения (гипотеза) автора статьи. Безусловно, окончательную атрибуцию портрета должны провести специалисты.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?20+560+1