Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 41 (2776) 14 октября 2010 г.

СИБИРСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОЛЕВАЯ ШКОЛА:
НАУКА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ

В августе состоялась пятая Сибирская археологическая полевая школа, которая является совместным проектом НГУ и Института археологии и этнографии СО РАН. Занятия здесь проходят в форме лекций и практикумов, также подразумевается неформальный обмен опытом в полевых условиях.

А. Хаценович, Е. Бочарова, НГУ,
М. Гантимурова, ЗабГПУ

Археологические исследования сегодня — это прежде всего интеграция научного потенциала различных областей знаний: истории, геологии, палеонтологии, генетики, физики... Чтобы отвечать современным требованиям науки, исследование памятников проводится с использованием не только археологических, но и широкого спектра естественнонаучных методов. В отечественной археологии широко распространена практика приглашения специалистов из различных научно-исследовательских институтов в совместные проекты. Со многими из них у археологов складывается сотрудничество на постоянной основе.

Тем не менее, некоторые экспедиции сегодня существуют только благодаря системе грантов, и далеко не каждая может позволить себе ежегодно приглашать специалистов для геологического, палеонтологического или палинологического исследования памятника. Поэтому для большинства археологов существует необходимость выбора: проводить подобные изыскания самостоятельно или же ограничиваться сугубо археологическим описанием памятника, ставя тем самым под сомнение уровень его исследованности. Учитывая, что подготовкой археологических кадров занимаются в основном гуманитарные и исторические факультеты, получить представление о применении естественнонаучных методов специалисты могут только в рамках различных программ повышения квалификации, научных семинаров и стажировок.

Новосибирский государственный университет — одно из немногих высших учебных заведений в России, которое готовит специалистов-археологов и имеет возможность, в сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами Академгородка, включать в учебную программу студентов и аспирантов дисциплины естественных наук. Сибирская археологическая полевая школа нацелена на широкий спектр возможностей дополнительного образования в этом направлении. Кроме того, принять участие в Школе могут не только студенты и аспиранты НГУ и ИАЭТ СО РАН, но и учащиеся других городов. География участников САПШ охватывает европейскую часть России, Урал, Западную и Восточную Сибирь, Дальний Восток, страны ближнего зарубежья. Так, САПШ-2010 собрала более 60 участников. За пять лет существования Школы участники познакомились с археологическими памятниками республики Алтай, Новосибирской, Иркутской и Томской областей, Красноярского и Алтайского краёв.

Тематика лекций и практикумов достаточно широка: современные методы и методики полевой археологии, экспериментальная археология, классификация и типология артефактов, геоархеология, палеогеография, охрана культурного наследия, ГИС-технологии и методы естественных наук в археологии. Немаловажное значение имеет внимание правительства РФ к таким проектам. Без включения Школы в систему правительственных грантов воплощение в жизнь подобного начинания было бы невозможно. Нацеленность руководства России на повышение уровня научного потенциала страны, в том числе археологических кадров, дает возможность расширять рамки таких программ, приглашать зарубежных специалистов, организовывать стажировки для молодых исследователей.

В этом году занятия САПШ проводились в НГУ, ИАЭТ СО РАН, ЦКП «Геохронология кайнозоя», а также на полевом стационаре Томского госуниверситета в Шайтанском археологическом микрорайоне Томской области. Программу Школы открыла лауреат Государственной премии РФ, выпускница НГУ, доктор исторических наук Наталья Викторовна Полосьмак лекцией об исследованиях всемирно известного некрополя народа хунну в Ноин-Уле (Монголия). Студенты и аспиранты познакомились с методиками работы на курганных погребениях и особенностями деятельности международных экспедиций. В рамках лекционного курса участники САПШ узнали о новейших исследованиях петроглифики Горного Алтая от только что вернувшегося из экспедиции к.и.н. Д. В. Черемисина. А. Н. Майничев и Т. И. Нохрина провели занятия по организации научного текста и подготовке докладов, что немаловажно для грамотного представления научных исследований как в будущих дипломных работах, так и кандидатских диссертациях. В Школе уже сложилась добрая традиция проведения д.и.н. П. В. Волковым практикумов по расщеплению камня, а в этом году в программу был добавлен и практикум по трасологическим исследованиям, во время которого участники САПШ вывполняли лабораторную работу, изучая следы на каменных артефактах под микроскопом.

Одной из центральных тематик САПШ-2010 стало изучение изотопного анализа в ЦКП «Геохронология кайнозоя». О перспективах использования изотопного анализа и работе Центра участникам рассказал к.ф.-м.н. Е. Л. Гольдберг, а затем ученики Школы под руководством В. С. Панова проводили анализ и учились работать с масс-спектрометром. Разумеется, это не значит, что каждый из участников проекта отныне будет проводить подобный анализ самостоятельно. Целью практикума было объяснить всю процедуру анализа, чтобы в будущем археологи правильно отбирали для него образцы, понимали, откуда берутся погрешности в результатах и как их свести к минимуму, поскольку пригласить специалиста для отбора образцов на анализ может позволить себе не каждая экспедиция.

Иллюстрация
Изучаем магнитометрию.

Основная же часть практических занятий проходила в полевых условиях на стационаре Шайтанской экспедиции Томского государственного университета. Команда археологов ТГУ проводит в урочище Шайтан комплексные исследования с применением ГИС-систем и других информационных технологий. На памятниках Шайтанского археологического района, относящихся к развитому средневековью, для поиска крупных скоплений железа активно применяется магнитометрия. Используя тахеометрическую съемку мест, отмеченных наиболее сильными аномалиями, в геодезической программе INDOR-CAD археологи получают прогнозируемый план будущего раскопа. При этом по опыту предыдущих лет по единицам магнитных колебаний стало возможным определять заранее, какой объект находится в конкретной точке — остатки горна, печи или шлак. Именно такой процедуре исследования в течение четырех дней обучались участники САПШ, работая с магнитометром и тахеометром под руководством доцента ТГУ О. В. Зайцевой и А. А. Пушкарева. Кроме того, продолжились и занятия по экспериментальной археологии — практикумом по плавлению железа из руды.
Иллюстрация
Учимся плавить железо из болотной руды.

Десятидневные занятия — первая ступень САПШ. Проект предполагает и вторую ступень — участие отдельных участников в специализированных археологических экспедициях в России и странах ближнего зарубежья. Третья ступень — поездки участников на стажировки в зарубежные университеты и полевые школы, исследовательские лаборатории и институты Москвы и Санкт-Петербурга. За пять лет существования САПШ участники проекта ознакомились с проблематикой исследований в университетах Германии (Геттингенский университет им. Георга-Августа и Тюбингенский университет) и Франции (Университет Бордо и Ренн-1), приняли участие в полевых школах в Лез-Эйзи (Франция) и Вайоминге (США), прошли стажировки в Русском Географическом обществе, Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН и Государственном Эрмитаже.

Но всё же главное в полевой школе — это общение между участниками как старшего, так и младшего поколения ученых. САПШ в неформальной атмосфере закладывает те дружеские и научные связи, которые помогают отечественной археологии не обособляться, а развивать сотрудничество и обмен опытом между специалистами. Именно в этом ключе о Школе отзываются и её участники.

Тимощенко Алексей, выпускник ИГУ:

— САПШ мне нравится тем, что молодые специалисты из разных регионов могут поделиться опытом и рассказать о результатах своих исследований не только в виде докладов на конференциях, но имеют возможность вживую увидеть объекты, о которых идет речь, вплотную познакомиться с используемыми методиками, «потрогать» археологический материал, ознакомиться с новыми прогрессивными методами работ, послушать лекции ведущих учёных России, поработать на современном оборудовании, наладить контакты с археологами (и не только) для дальнейшей работы.

Панов Всеволод, сотрудник ЦКП «Геохронология кайнозоя»:

— Само мероприятие мне очень понравилось. Когда-то я и сам был студентом такого рода летних школ. Это, безусловно, прекрасный способ пообщаться с коллегами, друзьями, получить новые навыки и, конечно, просто отдохнуть. Моё впечатление: хорошая организация, талантливые и весёлые студенты. Физические и химические методы нашего центра, конечно, новы, и очень здорово, что в глазах ребят был виден неподдельный интерес.

Глызин Иван, аспирант ТГУ:

— В этом году я участвовал в работе Сибирской археологической полевой школы впервые, причем в двух качествах, «школьника» и немного «преподавателя». Хотелось бы отметить востребованность такого рода проектов. Одна из основ САПШ — междисциплинарность, синтез с естественными науками, т.е. как раз то, чего не хватает в подготовке археологов на исторических факультетах. Удачно выбрана форма проведения школы — сочетание лекционных занятий в аудиториях с лабораторными и полевыми практиками.

За годы работы в школе сложилась особая теплая, дружеская атмосфера. Она предполагает возможность более тесного, даже неформального общения участников школы с известными высококвалифицированными специалистами. Широкая география представленных научных и вузовских центров способствует установлению новых связей, что очень важно для начинающих исследователей.

Удачная находка организаторов — конференция молодых учёных как форма зачетного мероприятия. Участникам Школы это дает возможность расширить кругозор, обменяться новыми идеями, совместно выработать новые подходы к осмыслению материала. Важно, что конференция проводилась после выезда в поле, где мы смогли познакомиться друг с другом поближе.

Я искренне рад, что мне удалось принять участие в работе Школы, приобрести новые знания, опыт и, конечно же, найти новых друзей. В заключение необходимо отметить, что проведение САПШ было бы невозможно без четкой, отлаженной работы оргкомитета под руководством профессора кафедры археологии и этнографии НГУ Л. В. Лбовой. Хотелось бы пожелать новых идей и дальнейших успехов!

Прокопенко Ирина, студентка ОмГУ:

— Эмоций и впечатлений на самом деле очень много. Я первый раз была на САПШ и очень надеюсь, что не последний. Очень понравились организация и программа мероприятий. Особенно впечатлил Центр «Геохронология кайнозоя», где у нас была возможность не просто всё посмотреть, но ещё и «попробовать самим». Одним из самых ярких моментов была поездка на Шайтан к томичам. Там мы не только получили практику работы на новом оборудовании, но и смогли принять непосредственное участие в процессе плавки руды. Это здорово, так как прямое участие в эксперименте помогает прочувствовать технологию процесса. Наиболее полезными для меня в свете моих научных интересов были занятия по трасологии. Научная конференция также прошла интересно и результативно — разнообразие исследовательских тем, неформальная обстановка и высокий эмоциональный фон не могли не сказаться положительно.

Конечно, многие участники мне были знакомы по региональным археолого-этнографическим студенческим конференциям, но здесь я узнала их гораздо лучше, познакомилась с другими замечательными, талантливыми молодыми учёными. В общем, всё более чем понравилось, появились новые мысли, стремления максимально привлекать новые технологии и естественнонаучные методы в своих дальнейших исследованиях. Хотелось бы сказать спасибо организаторам: даже уезжать не хотелось, а если и уезжать, то обязательно вернуться.

По результатам работы проекта будет подготовлен продолжающийся сборник научных трудов молодых ученых, отражающий проблематику исследований и уровень работ научной молодежи.

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+564+1