Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 34 (2320) 7 сентября 2001 г.

СЕРЕБРЯНЫЙ КУМИР

А.Бауло
Институт археологии и этнографии СО РАН

В XVI–XVII вв. в западноевропейской литературе приобрел широкую известность рассказ о Золотой бабе — легендарном кумире зауральских народов. На ее поиск был потрачен не один десяток лет, но результат оказался отрицательным. Потеряв надежду найти Золотую бабу, российские путешественники и исследователи с не меньшим энтузиазмом переключились на поиски бабы Серебряной. Здесь их усилия увенчались определенными успехами.

Так в конце XIX в. был записан рассказ о "серебряной бабе", выполненной в виде слитка с "золотой бабы". Она представляла собой обнаженную сидящую женщину и хранилась в ящике на "святой" полке в вогульской (мансийской) юрте на Урале. Уходя на охоту, хозяин заворачивал статуэтку в старый шелковый платок вместе с серебряными рублями, и носил ее на спине в небольшом мешочке из уха молодого лося. Считалось, что "баба" помогает женщинам и всем промышляющим. Во время посвященного ей праздника, проходившего в течение семи дней, со всей округи съезжался народ, привозя в дар духу-покровителю оленей, серебро, парчу, шелк, соболей и лисиц; женщины шили для нее одежду и украшали дорогими вещами. Перед "бабой" ставили серебряные тарелочки с кровью и мясом, вогулы кланялись божеству и обращались к нему с молитвами.

Спустя почти сто лет, в 1962 г., в Ханты-Мансийский краеведческий музей поступила фигура женского духа-покровителя, ранее хранившегося в священном амбарчике хантов в верховьях р.Казым. Поверх ее "одежды" были укреплены одиннадцать серебряных пластин, что позволило исследователям увидеть здесь один из вариантов "серебряной бабы". Приблизительно в это же время потомок мансийских князцов П.Шешкин рассказывал о виденной им "серебряной бабе" в виде женской статуэтки с "индийским" лицом.

И вот в последний год уходящего XX века сотрудники Приполярного этнографического отряда Института археологии и этнографии СО РАН (А.Бауло, Г.Солдатова), работая среди северных хантов, услышали рассказ о том, что в одном доме хранится древняя статуэтка, оставшаяся от тех давних и замечательных времен, когда "ханты брали Рим". Увиденное, хотя и не дотягивало до Рима, безусловно, не разочаровало.

Согласно семейному преданию, дед нынешнего хозяина статуэтки в конце 1930-х гг., будучи на охоте в тайге, запнулся о присыпанную травой крышку сундука. Внутри оказались фетиши, включавшие статуэтку и маленькие серебряные фигурки животных и птиц, а также шкурки и платки — приношения духам-покровителям. Судя по рассказу, сундук был закопан в землю незадолго до его находки, возможно, в период, когда на Севере начались активные гонения на шаманов и приверженцев старых культов. Поскольку всякая найденная необычная вещь у обских угров считается посланной свыше, охотник перенес содержимое сундука домой и "возобновил" деятельность священных атрибутов уже на новом месте.

В последние годы статуэтка является семейным духом-покровителем и хранится в сенях дома в картонной коробке среди поднесенных ей кусков материи. Сама фигурка завернута в несколько платков, поверх которых надета миниатюрная шубка из оленьего меха. Как и прочим духам-покровителям по праздникам ей подносится рюмка водки, ее "кормят" и обращаются с просьбами о помощи и благополучии для всех членов семьи. Именуют ее эви — "девочка".

Интересно, что это уже вторая обнаруженная на севере Западной Сибири полая серебряная статуэтка. Первой была фигура слона, находившаяся в конце XIX — начале ХХ вв. на мансийском святилище "Старика Филина" в верховьях Северной Сосьвы. Слон выступал в роли второстепенного идола, "охранителя порога" святого амбарчика. Легенда о находке слона напоминает рассказ об обнаружении женской статуэтки: остяк пошел на охоту, напал на след зверя и по нему вышел на "мамонта", лежавшего в снегу. Найден он был так давно, что по словам остяка, "отец моего отца не помнит". К сожалению, следы слона давно пропали. В 1989 г., в момент нашей экспедиции в верховья Северной Сосьвы, данного святилища уже не существовало.

Следует напомнить, что восточное серебро (блюда, чаши, кувшины, подносы, и др.) активно поступало на Север уже в VII–VIII вв.: среднеазиатские купцы обменивали его на пушнину, моржовый клык и даже ловчих птиц. Ввиду особой ценности и "священности" белого металла, серебряные изделия чаще всего попадали на сибирские языческие святилища, где продолжали свою жизнь в качестве ритуальных атрибутов. С исчезновением или разрушением культовых мест серебро уходило под землю, откуда спустя сотни лет вторично появлялось на свет в составе т.н. "кладов". Тем не менее, уникальные средневековые изделия иной раз сохраняются в домашних и на поселковых святилищах хантов и манси. О серебряном блюде с изображением царей Давида и Соломона я уже писал в одном из первых номеров (№ 3) газеты в 2001 г.

Вернемся к нашей статуэтке: девушка держит в вытянутых вперед руках голову антилопы. Общая длина изделия 25 см, высота 12 см. Статуэтка серебряная, частично позолоченная, полая; глаза выполнены из сердолика. В верхней части головы — круглое отверстие диаметром около 1 см. Весьма необычна прическа: большая часть головы обрита, оставлена лишь узкая полоска вокруг лба, на затылке в левой и правой части отпущены завитки волос. В ушах продеты серьги, состоящие из двух колец и сферической подвески.

Одета девушка в плотно прилегающую к телу куртку с глухим воротом и короткими рукавами, перехваченную поясом. На ногах сапожки с короткими широкими голенищами. Голова антилопы с винтообразными, короткими рогами (сохранился лишь правый рог), отверстием во рту; раскрытые уши расставлены в стороны. Глаза оформлены вставками из сердолика. Девушка кажется летящей. Однако, у летящих антропоморфных фигур на иранских и центрально-азиатских серебряных блюдах и настенных росписях ноги согнуты в коленях под разным углом, тогда как у этой девушки они сведены вместе. Согласно версии Б.Маршака (Отдел Востока Государственного Эрмитажа), поза девушки, скорее, напоминает позу акробата, выполняющего гимнастическое упражнение. Многое объясняет голова антилопы, которую держит девушка. Это изображение сосуда для вина — ритона. Перед нами — акробатическое упражнение с винным сосудом. Акробат, развлекая пирующих, при этом подает им вино. Почти полностью выбритая голова девушки отдаленно напоминает прически путти в искусстве Восточного Туркестана, но, в данном случае, имеет, видимо, функциональное значение, обеспечивая плотное прилегание шапочки, на которую могли, например, установить шест, поскольку акробаты, подобные этой девушке, выполняли разнообразные номера.

Не только голова антилопы в руках девушки является изображением ритона, но и весь предмет представляет собой фигурный серебряный ритон. Вино заливалось в отверстие на голове девушки, затем статуэтку клали на ладонь руки, немного отводили в сторону и вверх, слегка наклоняли, и жидкость стекала по рукам в голову антилопы, выливаясь струей, вероятно, через установленную некогда в ее рту трубочку в рот пьющему человеку.

Необходимо напомнить, что ритоны, некогда популярные в Греции и Риме, пережили свое второе рождение в раннесредневековых культурах Центральной Азии и, особенно, в Иране. Однако, ритоны в виде полых серебряных статуэток сохранились до наших дней в единичных экземплярах. Можно упомянуть сосуд в виде лежащей лошади в Музее Кливленда, ритон в виде стоящей лошади из Лувра, а также "башкирского" всадника в собрании Оружейной палаты Московского Кремля.

Дата изготовления ритона, скорее всего, конец VIII — первая половина IX вв., а сделан он в одном из ремесленных центров Средней Азии. В целом, фигурный ритон, является, прежде всего, памятником светской придворной или аристократической культуры, хотя с его причудливой формой могла быть связана и какая-то религиозная символика. Попав в результате торговых контактов на север Западной Сибири, он был включен в сферу религиозно-обрядовой практики местных народов, выполняя на протяжении уже тысячи лет роль достаточно редкого и высоко ценимого изображения женского духа-покровителя.

Фото автора

P.S. Полностью статья А.В.Бауло и Б.И.Маршака "Серебряный ритон из хантыйского святилища" выйдет в журнале "Археология, этнография и антропология Евразии", 2001, № 3.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+58+1