Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 25 (2810) 23 июня 2011 г.

ПЕСНИ ВСЕГДА БЫЛИ С НАМИ

«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне»

В. Лебедев-Кумач

Иллюстрация
П. Янушевская

У тех, кто пережил это лихолетье, кто познал ужасы войны, разумеется, много воспоминаний. Но о войне, о боях, полководцах, о трудной жизни в тылу, о Победе говорят и пишут много. У меня же появилось желание поделиться своими мыслями о песнях, которые всегда были с нами.

Песни о войне, наравне с народными, лирическими, были частью нашей жизни. Эти песни представляют особую ценность в отечественной культуре. По многим из них можно проследить боевой путь нашей доблестной армии, принесшей нам Великую Победу.

Среди песен, созданных ещё во второй половине 30-х годов прошлого века: спортивных, пионерских, лирических, песен о колхозных полях, о великих стройках — особое место занимают песни о войне. «Мы все пойдём в поход за край родимый наш, за свой народ...», «Нас не трогай — мы не тронем, а затронешь — спуску не дадим!» Так мы пели и были искренны в своих чувствах.

Интересна судьба некоторых известных песен.

...Это было ещё до войны. Песни в то время разучивали и по радио, и во время массовых гуляний, и в школах. Я хорошо помню, как мы разучивали на переменах, чтобы не баловаться, «Каховку», «Дан приказ», «Тачанку», «Москву майскую». Время было тревожное, усложнилась международная обстановка, и слова из песни «Тучи над городом встали, в воздухе пахнет грозой» прекрасно все понимали, понимали, какой грозой пахнет. Однажды, гуляя с мамой в городском парке, мы увидели, что около открытой эстрады собралось много народу — разучивают новую песню М. Блантера на слова М. Исаковского «Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой...» Да, это была легендарная «Катюша», зазвучавшая впоследствии по всей стране и ставшая широко известной. Тогда же, когда на Дальнем Востоке происходили военные столкновения с японцами, пограничники сложили ответ «Катюше» на тот же мотив: «Не забыл тебя я, дорогая, как ты пела мне на берегу, на границе солнечного края я родную землю берегу». Во время войны появилось множество вариантов этой песни. Пели, например, про Катюшу-партизанку, «проходившую по лесам и сёлам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой весёлой, что когда-то пела над рекой». «Катюшу» переводили на многие языки, но образ девушки, ждущей у родного порога бойца из «дальнего пограничья» намного богаче и понятней героинь переведённых стихов.

С песней «Если завтра война» связано ещё одно воспоминание. Она тоже была очень популярной до войны. Но вот наступило «завтра» — война пришла... На второй день войны, 23 июня 1941 г., я услышала по радио (а мы не отходили от репродукторов) выступление автора этой песни, поэта В. Лебедева-Кумача. Без предисловий он начал так: «Если завтра война» — так мы пели вчера, а сегодня война наступила!» И далее по тексту: всё то, что должно было произойти ЗАВТРА, стало настоящим: «Полетел самолёт, застрочил пулемёт и грохочут могучие танки», «Всколыхнулась страна, велика и сильна, от Кронштадта до Владивостока...» Люди слушали и еле сдерживали слёзы.

Иллюстрация
Лидия Русланова перед бойцами на фронте.

Впоследствии я узнала, что на третий день войны, 24 июня 1941 г., газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали новое стихотворение В. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная!» Оно привлекло внимание музыкантов. Одним из первых музыку написал М. Блантер, но известной песня стала благодаря композитору А. Александрову. Её исполняли на сборных пунктах, вокзалах, откуда солдаты уходили на фронт, слушали её стоя, как гимн. Она действительно стала гимном Великой Отечественной войны, среди многих, исполняемых тогда, песен. И сейчас невозможно удержаться от слёз, когда поют «Заветный камень», «Враги сожгли родную хату», «На ветвях израненного тополя», «Тёмная ночь», а также созданные уже в 60–70 годах «Журавли», «День Победы», «Нам нужна одна победа». Много прекрасных песен мы узнавали из кинофильмов.

А у меня в первые дни войны была своя песня, песня-талисман. Её пели в фильме «Истребители» ученики, прощаясь со школой. Слов я не знала, а мелодию запомнила быстро. Я пропевала её про себя, в душе, неслышно, и никто об этом не знал. Но, поскольку фильм о лётчиках, а нас бомбят!.. Мне казалось, что она меня спасает.

Иллюстрация
Выступает Клавдия Шульженко.

Огромную роль в распространении песен играло радио — обыкновенный громкоговоритель в форме тарелки. И по этим «тарелкам» мы слушали сводки «Совинформбюро», голос Левитана, выступления известных писателей. Часто исполнялись «Моя Москва» И. Дунаевского, «Вечер на рейде» В. Соловьёва-Седого, «В землянке» К. Листова, «Случайный вальс» М. Фрадкина, «Синий платочек» Е. Петерсбурского. С последней, как и со многими довоенными песнями о любви, природе родного края, происходило нечто необычное: они становились самыми военными, потому что напоминали о близких, о родном доме. И эта песня имела множество вариантов. Например, «двадцать второго июня, ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война».

Прошли годы, изменилось время, изменились песни... Я часто беседую с молодыми людьми на встречах в школе, в музее. Увы, мало кто знаком с нашими военными песнями. Да и, насколько я знаю, как мы, молодые, пели, сейчас не поют. А то, что мы слышим сегодня по радио, по телевидению (я имею в виду современную музыку), воспроизвести нормальным голосом невозможно. Содержание песен, как, например, «шаг вправо, шаг влево — ты моя королева, шаг влево, шаг вправо — ты любовь и отрава», ничего не выражает. Молодые певцы, за небольшим исключением, старые песни исполняют под несоответствующий аккомпанемент, позволяют себе вольности, искажая мелодии, аранжировки также не соответствуют стилю песен, в результате чего теряется их первоначальный колорит, их дух, настрой. Эти песни — наша история, наша память о тех, кто сражался, погиб, кто выстоял в героические и трагические годы Великой Отечественной войны.

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+597+1