Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 38 (2823) 22 сентября 2011 г.

ВСЁ ОБ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ
ТРУБАХ

Девятнадцатого и двадцатого сентября в Институте теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН проходила 116-ая конференция Международной ассоциации сверхзвуковых аэродинамических труб (STAI), в которой приняли участие 32 специалиста в этой области — двадцать один иностранный гость из разных стран мира (США, Германии, Бельгии, Австралии, Румынии, Японии, Китая, Южной Африки) и одиннадцать россиян из Новосибирска и Москвы.

Ю. Александрова, «НВС»

В сто шестнадцатый раз собираются учёные на этот международный форум — цифра звучит внушительно! Однако ассоциация была создана в Америке почти 60 лет назад, а конференции традиционно проходят два раза в год, видимо, темы для обсуждения находятся всегда. С мая 1997 года членом Международной ассоциации сверхзвуковых аэродинамических труб является и ИТПМ СО РАН, причем мероприятие у себя проводит впервые. Семь новосибирцев — сотрудников института выступили с докладами по итогам научных исследований, а ещё четверо россиян были представителями Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), расположенного в Московской области. Они только собираются присоединиться к ассоциации, а пока исполнительный директор С. Л. Чернышев представил на суд аудитории сообщение об аэродинамических трубах, на которых ведется работа в институте.

Иллюстрация
Коллективное фото на память.

Чтобы создавать высокоскоростные самолёты и ракеты, скорость которых превышает скорость звука, надо проводить немало исследований. Многие ведутся с помощью прикладных расчётов, но основные данные всё равно получают во время экспериментов в сверхзвуковых аэродинамических трубах. В России самые большие трубы находятся в ЦАГИ (в своё время все испытания самолетов проходили именно там), но самая современная в Российской академии наук аэродинамическая база расположена как раз в ИТПМ.

Доклады на конференции звучали по нескольким научным направлениям: шла речь об аэродинамических установках, проблемах их функционирования и модернизации. Так, исполнительный директор ЦАГИ С. Л. Чернышов сделал обзор по трансзвуковым и сверхзвуковым аэродинамическим трубам института. Интересное выступление по прикладным проблемам аэродинамики было сделано представителем Китайского аэродинамического центра.

Иллюстрация
Выступает ак. В. М. Фомин.

Институт теоретической и прикладной механики, в отличие от большинства своих зарубежных коллег, главным образом направлен не на прикладные, а на фундаментальные исследования. Некоторые сообщения привлекли особое внимание. Например, исполнительный директор международного центра аэрофизических исследований д.т.н. профессор В. А. Лебига рассказал об измерении пульсаций в трансзвуковой криогенной аэродинамической трубе, расположенной в Кёльне (Германия). Одной из задач современной аэрогидродинамики является исследование ламинарно-турбулентного перехода. Чем дольше набегающий поток на крыле самолётов остаётся ламинарным, тем более снижается сопротивление и уменьшается расход топлива. На это и направлены проводимые исследования.

Доклад д.т.н. В. И. Звегинцева «Испытание моделей возвращаемого космического аппарата и результаты их экспериментальных исследований по аэрогидродинамике» был сделан по итогам работы на установке АТ-303. Результаты исследований примечательны тем, что обычные трубы для больших чисел Маха космических аппаратов имеют очень высокие температуры при невысоком давлении, но они не могут моделировать вязкие эффекты, т.е. те, что происходят в вязком слое. А установка АТ-303 позволяет получать большие давления до 2 тысяч атмосфер, а, следовательно, и большие числа Рейнольдса.

Для трансзвуковых установок существует проблема моделирования уровня турбулентности и правильного определения положения ламинарно-турбулентного перехода. Такая же задача стоит при сверхзвуковых скоростях, только сделать это там ещё сложнее. В ИТПМ имеется уникальная малошумная установка — сверхзвуковая аэродинамическая труба Т-325 (аналогичная есть только в США). О некоторых результатах, полученных на этой трубе, рассказал заведующий лабораторией д.ф.-м.н. А. Д. Косинов.

Конференция прошла в штатном режиме, а доклады участников стали предметом оживленных дискуссий.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+605+1