Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2021

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 41 (2826) 13 октября 2011 г.

ПЕРЕСТУПАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
И ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ГРАНИЦЫ

В середине сентября в новосибирском Академгородке проходил первый Сибирский философский семинар «Интеллектуальные ценности в современной России: Философия — Наука — Инновации».

Его организаторы — Институт философии и права СО РАН, философский факультет НГУ, философский факультет ТГУ, историко-философский факультет Сибирского федерального университета и отделение философии ОмГУ. О том, зачем нужен такой семинар и как он прошел, нашему корреспонденту Валентине Михайловой рассказал один из организаторов, декан философского факультета НГУ профессор Владимир Диев.

Иллюстрация

— В философии, как и в любом профессиональном сообществе, важны и нужны горизонтальные связи. Два года назад в Новосибирске состоялся Российский философский конгресс, и участники из Сибири договорились ежегодно собираться на семинар, который будет проводиться в разных городах нашего региона — такой «блуждающий» семинар. Первый решили провести в Новосибирске, следующий — в Красноярске, и так далее.

На семинаре была представлена вся Сибирь: Иркутск, Красноярск, Абакан, Томск, Кемерово, Ханты-Мансийск, Барнаул, Омск, Новосибирск, а также Екатеринбург и Самара. Завершался семинар «круглым столом» «Научная добросовестность и социальная ответственность учёного», который проходил в режиме телемоста с философским факультетом МГУ. И это лишний раз подчеркивает, что сибирским семинар является только по месту проведения.

Одной из актуальных проблем, обсуждаемых на семинаре, были инновации, и мы пригласили выступить с докладом директора Технопарка Новосибирского Академгородка Д. Б. Верховода. Кроме того, обсуждались вопросы взаимодействия философии и политики, философии и науки, научного творчества. Чем хорош формат семинара, так это тем, что он позволяет досконально обсудить проблемы, вынесенные в повестку. Новосибирск — признанный научный центр, центр рационализма, и семинар проходил именно в рационалистической традиции, причём неважно говорили ли мы об истории философии, философии античности, о социальной философии или о философии науки. Рационализм — это визитная карточка новосибирской философии, и мы её с честью поддерживаем.

На обсуждение была вынесена проблема научной добросовестности и социальной ответственности учёного — для философских семинаров тема новая, но она сейчас волнует всех учёных, и философов в том числе. В науке существуют несколько видов проступков: фабрикация данных, фальсификация и плагиат. Появился ещё новый термин — автоплагиат, когда человек меняет название статьи, первый абзац и вновь публикует статью. Поскольку сегодня оценка деятельности учёного зависит от количественных показателей: числа статей, индекса цитируемости, то встречаются анекдотические случаи — человек подписал два некролога в ВАКовском журнале, вот тебе и две публикации...

— Но ведь в академической практике все статьи, прежде чем попасть на страницы журналов, должны пройти рецензирование?

— У всех ещё на слуху случай с публикацией статьи про «стохастического корчевателя». Конечно, в крупных научных центрах такое невозможно, но есть примеры, когда главный редактор журнала, где публикуются статьи по физике, является кандидатом юридических наук. Именно так и было в случае с «корчевателем».

Фундаментальная наука находится сейчас в сложном положении: система грантов заставляет учёных публиковать «короткие» результаты, полученные за два-три года. За это время практически невозможно получить фундаментальный результат. Об этом мы говорили на «круглом столе», говорили о том, что учёным-естественникам, да и философам тоже, пора уже перестать оправдываться по поводу того, что не имеют прикладного значения их исследования — это не их задача. Не может быть у фундаментального исследования сразу же прикладного результата. Может быть он появится лет через двадцать или пятьдесят. Мы же не говорим о прикладном значении живописи или балета...

Я вспоминаю лозунг, который висел на одном из институтов Академгородка в советское время: «Цель науки — служение народу». При всем уважении к советскому и российскому народу, всё-таки цель науки не служение народу, а поиск истины. Об этом шла речь на семинаре, эту точку зрения полностью разделяют и наши коллеги из Московского университета.

Шла речь и о проблемах ВАКа — грядут его очередные реформы. Один из результатов семинара, мне кажется, заключается в том, что люди из разных регионов поняли, что у них есть единомышленники, которые правильно оценивают роль и значение фундаментальной науки.

На семинаре было много молодёжи (всего же участников более ста человек), и на открытии наш ректор проф. В. А. Собянин совершенно правильно сказал, что философия востребована и нужна современному обществу. Поприветствовать участников семинара приехал и заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области В. Я. Карпов. Среди привычных форм семинара: пленарных докладов, «круглых столов», вечерних лекций, появилась и новая — «автор встречается с критиками». Н. С. Розов, профессор НГУ, сотрудник Института философии и права, написал книгу, посвященную возможным сценариям развития России, и мы устроили её обсуждение. Получилась довольно острая дискуссия, которая была полезна и автору, и всем присутствующим.

— То есть вы сделали упор на обсуждение проблем, которые волнуют общественность, в том числе научную...

— На самом деле, вопросы обсуждались разные: были совсем узкоспециальные, посвященные, скажем, философии античности. Были вопросы, связанные с логикой и методологией науки. Но основной упор был сделан на интеллектуальных ценностях.

Несколько моментов, которые можно занести в наш актив — это обсуждение, в котором приняли участие и естественники, роли и значения фундаментальной науки именно в современном, постмодернистском обществе, когда людям начинает казаться, что наука не нужна совсем. На самом же деле, общество не может развиваться без науки.

Второй важный вопрос касается ответственности ученого. С одной стороны, здесь нет ничего нового, категория нравственности — из разряда вечных. Но ценностные ориентиры меняются, и в современной России они по сравнению с советским временем изменились. Сейчас все говорят об инновациях, внедрении нового, но хочу обратить внимание на такое понятие как культура организации — это стереотип восприятия мира, который доминирует в той или иной организации. Проведённые социологические исследования показали, что основными ценностями в современной российской организации являются патернализм и безопасность, но с такими ценностями инновации-то не пойдут, потому что люди не готовы рисковать, а внедрение нового — это всегда риск. Есть, конечно, организации и с инновационным потенциалом, где люди чувствуют ответственность, готовы идти на риск, но статистически большинство наших организаций как в сфере бизнеса, так и принадлежащих государству, боятся рисковать и хотят жить спокойно.

Казалось бы, мы совершенно далеки от инноваторских проблем, но поскольку они происходят в обществе, то это задача в том числе и философов. Поэтому свой посильный вклад в изучение и изменение ситуации пытается внести и философское сообщество Сибири.

Кроме того, семинар предоставил возможность формального и неформального общения, живой дискуссии с коллегами из разных школ, традиций, что, конечно ведёт к взаимному обогащению. А поскольку участники в большинстве преподаватели университетов, читают лекции будущим физикам, химикам, математикам, инженерам, очень важно, чтобы они были в курсе современных проблем развития науки, прежде всего фундаментальной. Именно в университете происходит формирование мировоззрения будущих исследователей, инноваторов, здесь они усваивают общие принципы научного поиска: свободу, этические нормы, профессиональную ответственность.

Хочу ещё раз повторить: хотя семинар и называется Сибирским, таковым он является только по месту прописки, а участники его — философы со всей страны, гости из ближнего зарубежья. Проблемы у всех одинаковые. Мир, хоть и называется глобальным, очень маленький и тесный.

стр. 4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+608+1