Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 41 (2826) 13 октября 2011 г.

ЦАРИЦА СИБИРСКОЙ ОПЕРЫ

Имя Лидии Владимировны Мясниковой связано с первыми днями существования Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Она была первой за Уралом Народной артисткой СССР, профессором Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, Почётным гражданином Новосибирска и одной из тех, кто пришёл в театр задолго до его открытия, проработав в нём с 1944 по 1982 гг. С её именем связана целая эпоха истории Новосибирской оперы: она спела весь ведущий меццо-сопрановый репертуар.

В. Бякин, «НВС»

Иллюстрация
Скульптор Л. Ф. Бурлакова и ректор НГК им. Глинки доктор искусствоведения, профессор К. М. Курленя на торжественном открытии бюста Л. В. Мясниковой 21 сентября 2011 г.

Судьба любого актёра неповторима и складывается по-разному. Мясникова — сибирячка, родилась и выросла в Томске. Петь Лидия Владимировна научилась ещё в детстве. Она росла в семье, где очень любили и знали музыку. После школы она поступила в Томский музыкальный техникум, затем — в Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. 1941 г. — война, и снова Томск. Наряду с тяжёлой работой пришлось петь в госпиталях, иногда по два-три концерта в день. В 1944 г. она узнала, что в Новосибирске открывается новый оперный театр, и поехала на прослушивание. И. А. Зак, главный дирижёр, услышав её, сказал: «Вы нам очень понравились... Я хочу ставить на вас «Кармен». Премьера этой оперы с Мясниковой в главной партии состоялась 21 июля 1945 г. Молодая певица покорила зрителя замечательной актёрской игрой, необычной трактовкой образа, тонким чувством музыкальной структуры оперы, прекрасным голосом, темпераментом. Мясникову зритель полюбил, на «Кармен» ходили. По немногим, к сожалению, оставшимся записям можно услышать и сейчас, как звучал её голос.

Театр набирал силу, шёл сезон за сезоном, появилась «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. Любаша Мясниковой — трепетная и страстная, растоптанная безжалостными обстоятельствами сильная натура. Эта роль — веха, по которой можно было судить о зрелости её драматического таланта. В опере Дж. Верди «Аида» Мясникова спела Амнерис, одну из самых красивых и ярких партий для меццо-сопрано. Партии в операх Верди составляют особую страницу в творчестве певицы. Зрители старшего поколения считают, что одной из лучших спетых ею партий в первые десять лет творческого пути после Амнерис стала Азучена в «Трубадуре». Такие партии, как Кармен, Любаша, Марфа в «Хованщине» М. Мусоргского, Эболи в «Дон Карлосе», стали подступом к одной из самых главных её ролей — Графине в опере П. Чайковского «Пиковая дама». Она взялась за эту роль, уже имея за плечами огромный жизненный опыт. Эта партия не отличается вокальными трудностями, эффектными высокими нотами. Здесь надо показать характер. Эталон образа Графини, его сущность, психологический рисунок роли создала на нашей сцене именно Мясникова.

Можно вспомнить и другие её роли: и Одарку из «Запорожца за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, и Аксинью из оперы «В бурю» Т. Хренникова, и Княгиню в «Чародейке» П. Чайковского... Ею спеты 26 партий. И в каждой Мясникова проявила себя как высокий мастер, великая драматическая актриса, обладающая уникальным голосом. Огромный диапазон, прекрасная дикция, умение сочетать музыку, пение с сюжетной канвой оперы позволили ей создать неповторимые образы, без преувеличения став подлинно народной артисткой.

21 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения нашей великой землячки. По этому поводу в Новосибирской государственной консерватории им. Глинки, где Лидия Владимировна много лет преподавала студентам вокальное искусство и где к памяти о ней относятся очень трепетно и с любовью, состоялся большой концерт и торжественное открытие бюста певицы работы скульптора Лилии Бурлаковой. Официальные лица, как всегда, произнесли очень правильные речи. А директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич почти дословно сказал следующее: «Я, к сожалению, Мясникову на сцене не застал (хотя это имя до сих пор постоянно звучит в нашем театре), поэтому предоставляю слово Зинаиде Захаровне Диденко» (Нар. арт. РСФСР, профессор, в течение многих лет постоянная партнёрша Мясниковой по сцене — Прим. авт.). Зинаиде Захаровне, разумеется, было, что сказать. Как и многим из присутствующих на событии — и коллегам Лидии Владимировны, и зрителям. Жаль, что этих слов не нашлось у администрации Новосибирской оперы. Ну, а у города, у государства, щедро осыпавших Мясникову в своё время всевозможными почётными званиями, сейчас не находится денег, чтобы установить на доме, где жила певица, мемориальную доску, и культурная общественность Новосибирска бьётся в бессилии, пытаясь раздобыть на это 300 тыс. рублей. К юбилею уже не успели...

В новосибирском Академгородке вечер памяти Лидии Владимировны Мясниковой пройдёт 15 октября в Музыкальном салоне Дома учёных СО РАН. В нём примут участие Андрей Гладков и Народная артистка РСФСР Зинаида Диденко, ученицы Мясниковой Заслуженные артистки России Елена Радченко и Людмила Шаляпина, за роялем весь вечер будет Марина Суворова, а поведут зрителей по творческому пути певицы Полина Янушевская и Заслуженный артист России Александр Лебедев. Начало в 17.30.

Фото автора

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?24+608+1