Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 38 (2324) 5 октября 2001 г.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

М.Подгорная
ученый секретарь конференции, зав.лаб.НИОХ, к.х.н
Л.Юдина, "НВС"

В сентябре в новосибирском Академгородке прошла международная конференция "Современные проблемы органической химии", посвященная памяти академика В.Коптюга.

Более 120 человек из 7 стран мира (Канада, Германия, Япония, Швеция, США, Эстония, Россия) приняли в ней участие. Научный уровень конференции был очень высок. Пять дней шла напряженная работа: 26 пленарных, 24 устных и 90 стендовых докладов были включены в программу. 14 действительных членов РАН, ведущих химиков-органиков, выступили с обзорными докладами.

Конечно, не легко было оргкомитету подготовить программу пленарных докладов, все лекторы — крупные ученые и организаторы науки, с очень напряженным графиком работы. И все же почти все приехали. Как сказал академик А.Коновалов, как будто ехали на встречу с Валентином Афанасьевичем — это память о нем.

Основные научные направления, представленные в докладах, касались современных тенденций в органическом синтезе, проблем физической органической химии и применения математических методов в решении фундаментальных проблем органической химии. "...Данная конференция — это реальный фестиваль органической и физико-органической химии", отметил академик Ю.Бубнов.

Конференция была завершающим аккордом в серии мероприятий, посвященных 70-летию академика В.Коптюга.

Разъехались во все концы страны и за ее пределы более ста приезжих участников. И наверняка еще долго будут вспоминать они о днях, проведенных в "экзотическом" (так назвал Академгородок кто-то из участников конференции) месте, позолоченном осенью, украшенном множеством еще не успевших утратить свой наряд цветов.

Говорят участники конференции

Николай Зефиров, академик (Москва, МГУ):

— Конференция, приглашение на которую я принял с большим удовольствием, замечательна во многих смыслах. Во-первых, это воспоминание о Валентине Афанасьевиче Коптюге. Он был человеком широких научных интересов, что и отражено в тематике конференции. Программа ее чрезвычайно разнообразна, и даже можно заметить некие крайности. С одной стороны — физика твердого тела, квантовая химия с другой — медицинская химия и т.д.

Интересы В.Коптюга никогда не были постоянными. Вначале он большой энтузиаст карбокатионов (я с ним и познакомился на карбо-катионах). Потом, когда я заинтересовался компьютерами и решил обсудить ряд вопросов с Валентином Афанасьевичем, оказалось, что он "заболел" теми же идеями. Мы начали синхронно действовать в одном направлении. Более того — вскоре В.Коптюг мне чрезвычайно помог. В созданную лабораторию компьютерной химии благодаря стараниям В.Коптюга удалось получить десять копьютеров. Царский подарок по тем временам!

В последние годы Валентин Афанасьевич стал увлекаться совсем глобальными проблемами — экологией, устойчивым развитием общества. Я, честно говоря, не очень понимал такие интересы, даже иной раз спорил с ним. Но это был его сознательный выбор.

Второе. Нынешняя конференция, безусловно, выдающаяся. Охвачено множество современных проблем органической химии. И представленные исследования — работы переднего края. Было, конечно, и много традиционных. Как же без этого? Нормально и то, что, слушая иные сообщения, научные сотрудники делают вывод — "это направление увядает, его можно бы и прикрыть...".

Фундаментальной науке очень важен интерес коллег. Важно, чтобы захотелось читать опубликованные научные результаты. А кто такой интерес обеспечить не в силах — пусть переключается на практические вещи, в конце концов.

И еще одно. В последние годы мы не избалованы такими широкими по тематике научными форумами. Обычно проводят семинары, симпозиумы более узкие, конкретные. А эта конференция — универсальная.

— Слышала от многих, что вы сделали блестящий пленарный доклад. Чем так поразили коллег? Новизной подходов? Перспективами?

— Вопрос не ко мне! Собственно, я доложил о работах, которые служат продолжением моих математических упражнений. Речь об исследованиях, которые Валентин Афанасьевич начинал в Сибири, а я — в Москве: применение компьютеров в химии. В общем, постарался показать, что хороший химик с компьютером лучше, чем просто хороший химик.

И как продолжение темы — выступление моего заместителя по Институту физиологически активных веществ РАН С.Бачурина. Он продемонстрировал, как можно с помощью компьютера моделировать рецепторы, моделировать структуры и смотреть, как они связаны с рецептором, синтезировать структуры, проверять, испытывать на мышах и получить нейропротекторы. Сейчас даже возник термин — конструирование лекарства.

Раньше химик шел самым простым путем — синтезировал вещества в зависимости от химической логики. Потом заодно они исследовались на биологическую активность. Ну и так далее. Сегодня мы имеем достаточно знаний, чтобы, скажем, те же лекарства направленно конструировать целевым способом (речь в основном о медицинской химии).

— И получать то, что заказано?

— Более того — нарисовать структуру! А раз структура есть — все можно сделать. У химиков ведь совершенно особенный язык, структурный.

— И его трудно понять непосвященному...

— Вспоминаю один забавный эпизод. Как-то я должен был докладывать о своей работе. Передо мной выступал геолог — речь шла о землетрясениях. Как он объяснил суть проблемы? Вот возьмем, говорит, арбуз. Как жахнем — он и лопнет! Вот землетрясение примерно то же самое. Мое сообщение называлось "Нуклеофильное свойство нуклеофугных ионов". Меня просят — ну, объясни попроще! А попроще — нельзя!

Потому часто возникает задача — перевести проблему, которую формулируют биологи, медики и т.д. на химический язык. И когда химик поймет суть, свою работу он выполнит.

— С Валентином Афанасьевичем у вас были отношения неформальные?

— Я всегда смотрел на него, как на старшего, безмерно уважал этого человека, прислушивался к его мнению. И никогда не переступал черты, за которой начинаются панибратские отношения.

Л.Грибов, член-корреспондент РАН (Москва, Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН):

— В свое время именно Валентину Афанасьевичу Коптюгу принадлежала идея начать сборы специалистов, занимающихся применением математических методов в химии. Первая конференция состоялась в 71-м. Затем В.Коптюг организовывал конференции раз в два года. Они сыграли колоссальную роль в деле консолидации всех тех, кто занимался данной проблемой, их профессиональном росте.

С большим интересом слушаю доклады по проблемам органической химии на нынешней конференции. По образованию я физик. И хотя много лет связан с химией, но истинным химиком себя считать не могу. Занимаюсь я теорией строения и действий молекул. В последнее время от области, связанной со спектроскопией, с экспертными системами, перешел к работам по теории химических реакций. Это уже определенно принадлежность химии. И прежде всего, органической. На конференции сделал доклад "Новый подход к теории и методам поиска путей химических превращений многоатомных молекул". Собственно, на такой солидной аудитории, перед профессиональными химиками-органиками я впервые представил новый материал (хотя в Москве не раз выступал на разного рода семинарах).

И свое сообщение начал с того, что мне крайне важно услышать реакцию, посмотреть, как воспринимается материал, обсудить перспективы.

— И как восприняли сообщение?

— Насколько я могу судить — с интересом. Ко мне подходили в перерыве, задавали вопросы. Все это меня воодушевило. Ведь конференция — очень представительное собрание. В зале — маститые учение, члены Академии наук, люди, которые многие-многие годы занимаются химией, и в деталях представляют, что такое органическая химия. И то, что на некоторые тезисы было обращено особое внимание, мне очень важно.

Ю.Молин, академик (Новосибирск, Институт химической кинетики и горения СО РАН):

— Я не специалист в области органической химии, но конференция была мне чрезвычайно интересна. Здесь можно было в концентрированном виде получить информацию об успехах в наиболее актуальных направлениях науки, в том числе — физической органической химии (что мне ближе).

На конференции блестящий подбор докладчиков, особенно пленарных. Восхищен докладом академика Николая Серафимовича Зефирова "Применение ЭВМ для решения фундаментальных проблем органической химии". Для меня было просто откровением услышать, что сейчас делается в области компьютерной химии, комбинаторной химии. С удовольствием прослушал сообщение профессора Владимира Исааковича Минкина из НИИ физической и органической химии Ростовского государственного университета "Внутримолекулярная координация гипервалентного типа: структурные и химические следствия".

Конференция мне кажется очень успешной.

В.Пальм, профессор, (Эстония, Институт химической физики университета г.Тарту):

— С Новосибирским институтом органической химии и, в том числе, с областью интересов Валентина Афанасьевича, у меня было две точки соприкосновения. Первое — количественный подход к эффектам, которые влияют на свойства органических соединений: константы скорости, константы равновесия, спектральные частоты и т.д. Важную роль здесь играет растворитель. Мой доклад как раз касался последних наших результатов по влиянию растворителя на ход самых разных химических процессов.

И вторая сфера, где были общие интересы — базы данных. Мы создавали базу констант скоростей и равновесий, в НИОХе — базы спектральных данных. Вместе взятое это бы составило фундаментальную базу данных для органической химии вообще.

Но до конца работу довести не успели. Изменились времена, не стало Валентина Афанасьевича. То есть идея до сих пор не реализована. Когда-то мы строили совместные планы относительно создания и использования фундаментальной базы данных, химической и спектроскопической, для органической химии. Чтобы друг друга дополнять. На конференции мы говорили, что надо бы это завершить. Понятно — создание базы данных, ее пополнение, удовольствие дорогое, особенно если нет финансирования. Последние десять лет мы в университете по известным причинам пополнять базу не могли. Как оказалось, и здесь тоже такое положение. А без пополнения база начинает устаревать.

Интересно, когда речь заходит о выделении средств для данной области, существует какое-то капитальное непонимание нужности этих вещей. А вот когда приходит время пользоваться компьютерным багажом, то — "давай-давай", всеобщее понимание.

Необходимо, чтобы то, что уже создано, работало на современном техническом уровне.

А.Децина, кандидат химических наук (пос. Кольцово, Научно-производственный центр "Сибирская природная косметика"):

— Одна из главных причин, приведших меня на конференцию — желание встретиться с людьми, с которыми я много лет работал в Новосибирском институте органической химии, послушать их интересные сообщения о развитии исследований.

В настоящее время мои интересы двигаются от косметологии к медицине. Меня интересуют различные природные соединения, которые можно использовать в косметологии, в медицине.

Конференция — это тоже прекрасная возможность наладить контакты с широким кругом специалистов, в частности, с теми, кто занимается синтезом различных соединений, аналогов природным, с теми, кто изучает природные соединения.

Я услышал множество интересных сообщений. Даже трудно сделать выбор. Замечателен первый доклад Вячеслава Геннадьевича Шубина. Кстати, очень польстило, что в нем упоминались и мои работы. Сообщение Владимира Александровича Бархаша о проблеме неклассических ионных перегруппировок синтетического применения. Доложено много рассчетных работ.

— Вы же работали и непосредственно с Валентином Афанасьевичем?

— Да, и с благодарностью вспоминаю эти годы. У нас больше тридцати совместных работ. Все 17 лет он был моим непосредственным руководителем. И несмотря на то, что сейчас занимаюсь специфической областью, в решении любой задачи использую те принципы, те методологические подходы, что сложились в ходе совместных работ с Валентином Афанасьевичем.

О.Чупахин, академик (Екатеринбург, Институт органического синтеза УрО РАН):

— Когда подошло время конференции, посвященной памяти Валентина Афанасьевича Коптюга, я отложил все дела (не полетел даже на юбилей сестры, которой исполняется 70!).

С Новосибирском меня связывают давние отношения. И в налаживании их немало сделал Валентин Афанасьевич. Надо отметить, что и в моей жизни он сыграл большую роль. В.А. был одним из тех людей, которые рекомендовали меня для выборов в Академию наук, когда я еще был вузовским работником. В то время как раз создавалось Уральское отделение.

Потом я проходил месячную стажировку в НИОХе. И снова Валентин Афанасьевич не оставлял меня без внимания, вникал в ту работу, которую я выполнял. Об этом времени я сохранил очень приятные воспоминания.

Академик В.Коптюг был человеком высокого долга, рыцарем науки. Как-то он приехал к нам в Екатеринбург совершенно больной. Но не отменил ни одного из намеченных мероприятий — прочитал блестящую лекцию, оппонировал. Какой пример для молодежи!

И сегодня мы поддерживаем с НИОХом самые добрые отношения. Участвуем в совместной интеграционной программе по созданию биологически активных препаратов, лекарств, в частности, нестероидных, противовоспалительных, с низкой гастротоксичностью. Это довольно новое направление.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+62+1