Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 4 (2839) 26 января 2012 г.

МУЗЕЙ ПОД НЕБОМ

В ХVII веке в России шло активное освоение Крайнего Севера. Отряды промышленников, служилых людей и крестьян продвигались с Русского Поморья и от Урала на восток, к Тихому океану. В 30-е годы XVII века на берегах Лены, Алдана, Вилюя, Индигирки появились острожки и зимовья, которые постепенно превращались в города. В их числе был и Зашиверск. Этот город стал форпостом освоения русскими первопроходцами Индигирского региона.

Е. Садыкова, «НВС»

История Зашиверска начинается с 1639 года, когда енисейский казак Посник Иванов с отрядом служилых людей достиг Индигирки и ниже её знаменитых каменных порогов построил зимовье. Зашиверск стоял на перекрёстке жизненно важных путей сообщения. В 1700 году здесь была сооружена Спасская церковь, которая стала центром распространения христианства на северо-востоке Сибири.

Постепенно Зашиверск из острога превратился в уездный город, началась новая глава истории. Город становится административным центром, которому подчинялась огромная территория бассейна низовьев Лены, Верхоянского хребта.

С конца ХVIII века сокращается поступление ценных мехов (из-за хищнического уничтожения зверя), горожане страдалют от частых эпидемий. В 1803 году под указ о сокращении количества уездов и штатных городов Сибирского края попал и Зашиверский уезд. Все административные учреждения были перенесены в Верхоянск. Уже в 40-е годы ХIX века Зашиверск представлял собой жалкое зрелище. После эпидемии оспы в городе в 80-х годах оставалась лишь одна юрта да пустая церковь.

И лишь спустя полтора столетия забытья, в начале 70-х годов прошлого века, Спасо-Зашиверская церковь как последняя сохранившаяся шатровая деревянная церковь Сибири, единственный в своём роде памятник древнерусской архитектуры во всём пространстве от Урала до Тихого океана, была разобрана и перевезена в формирующийся тогда историко-архитектурный музей под открытым небом близ новосибирского Академгородка по инициативе академика А. П. Окладникова, где и обрела вторую жизнь.

Из Ханты-Мансийского национального округа были перевезены в Академгородок и сооружения Казымского острога, упоминания о котором есть в Строгановской летописи в связи с именем Ермака.

Иллюстрация
Дорога к храму.
Мы, разумеется, имеем в виду дорогу к храму науки и наш музей под открытым небом, что расположен в десяти минутах езды от Академгородка, скромное олицетворение научного интереса не только к естеству мира, но и к тому, что связано с человеческой деятельностью, — труду его рук, ума и души. Сейчас, в зимнюю стужу, музей спит. Интересно, бродят ли в мороз какие-нибудь информационные токи в древних стенах храма и крепости? Зазвенит весна, и музей заговорит со своими посетителями привычным языком учёных-экскурсоводов.
Фото В. Новикова

В минувшем году историко-архитектурный музей под открытым небом пополнился новой экспозицией. По словам Анны Юрьевны Майничевой, доктора исторических наук, заместителя заведующего отделом музееведения Института археологии и этнографии СО РАН, руководителя Музея под открытым небом, все это произошло благодаря новой концепции музея, способствующей его дальнейшему развитию и процветанию. Археологические памятники из запасников (так называемые оленные камни и др.), большинство из которых также собрано при жизни А. П. Окладникова, позволяют заглянуть в далёкое прошлое народов Сибири, ознакомиться с потрясающей культурой древних народов. Памятники были тщательно изучены учёными, проведена каталогизация, разработана методика, позволяющая при помощи специальных составов сохранять эти уникальные творения от воздействия природных факторов (ветра, дождя, перепада температур, мхов, лишайников), после чего новая экспозиция предстала перед зрителями во всей красе.

Этнографам ИАЭТ удалось реконструировать родовое святилище духа-предка селения народа манси. Святилище состоит из «амбарчика» — обители духа (сразу вспоминаются сказки про Бабу-Ягу) и места жертвоприношения. Духа охраняют лесные богатыри из низшего разряда божеств — менквы. Духу и лесным божествам подносились дары, их просили об удачной охоте и рыбалке, здоровье. Женщинам и чужакам вход в святилище был запрещён.

Иллюстрация
Фото Е. Садыковой

Изюминкой музея стал полигон, где воспроизводят и испытывают всевозможные ловушки, при помощи которых, как предполагается, древние люди охотились на зверей. По словам Павла Владимировича Волкова, доктора исторических наук, специалиста по экспериментальной археологии, который и занимается реконструкцией ловушек, интеллект человека с древних времен мало изменился, и образ первобытного охотника-дикаря, гоняющегося с каменным топором за мамонтом, остался в прошлом. Инженерная мысль работала у человека во все времена.

Что необычно для музея — правила «руками не трогать» здесь не существует. Трогать можно и нужно! В дальнейшем планируется расширение археологического полигона. Ведь для того, чтобы понять наших предков, погрузиться в их мир, необходимо изучение древних ремесел и т.д. Проверка гипотез, эксперимент делает познание прошлого более осмысленным и целенаправленным.

В планах — реконструкция бурятской юрты, жилища хакасов, проведение выставок по результатам полевых исследований археологов. Кроме того, недавно при помощи ученых-ботаников выяснилось, что на территории музея произрастает огромное количество реликтовых растений, поэтому учёные задумались о составлении ботанической карты местности. Также на территории музея предполагается установить телескоп для наблюдения за вечерним небом. Кстати, музей вошел в концепцию развития достопримечательных мест Новосибирской области, что не удивительно — сезон длится с мая по октябрь, и ни одного дня не проходит без посетителей.

стр. 1, 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+620+1