Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 13 (2848) 29 марта 2012 г.

МЕТРО СТАЛО
БЕЗОПАСНЕЕ

21 марта в Новосибирском метрополитене на станции «Студенческая» состоялась презентация автоматизированной системы управления движением поездов, разработанной лабораторией нечетких технологий Института автоматики и электрометрии СО РАН под руководством доктора технических наук Юрия Николаевича Золотухина.

Е. Садыкова, «НВС»

По словам заместителя начальника метрополитена Романа Владимировича Дронова, впервые новой системой была оборудована в 2005 году станция «Берёзовая роща». С тех пор за семь лет на новинку перешло 8 станций с путевым развитием, то есть те, на которых, помимо главных, есть определённое число дополнительных путей.

На перегонных станциях, по словам сотрудников метро, такая система не требуется. На момент разговора «Площадь К. Маркса» находилась в процессе запуска. Аналогов разработке сибирских учёных не существует, по крайней мере в нашей стране.

Старая система, спроектированная в 1967 году, механическая, построенная на электромагнитных реле, морально устарела, оборудование для неё больше не выпускается, поэтому для того, чтобы шагать в ногу со временем, пришлось внедрять нечто кардинально новое, основанное на современных компьютерных технологиях.

«Мы обратились в Академию наук с просьбой о помощи, тем более, что были наслышаны о Ю. Н. Золотухине, учёном с железнодорожным образованием, который очень тонко понимает суть управления и разбирается в системе безопасности движения. В итоге завязалось плодотворное сотрудничество, которое длится и по сей день», — рассказывает начальник службы сигнализации и связи Новосибирского метрополитена Владимир Михайлович Плотников.

Если раньше при управлении движением поездов человеческий фактор (следовательно, и возможность ошибки) был велик, то сейчас он сведен практически к минимуму. Управление происходит при помощи клавиатуры и мышки. Кроме того, в новую систему добавлена логика: если человек, дежурный по станции, ошибся, компьютер подскажет, что действие неправильное и выполнить его невозможно. Упрощается алгоритм выхода из нестандартных ситуаций, возникающих при движении поездов. Более того, новую систему в процессе работы можно развивать, вносить дополнительные опции, корректировать, что было невозможно с предыдущей. Ещё один огромный плюс разработки — она позволяет протоколирование действия, все шаги оперативного персонала записываются. Это помогает разобраться в ситуации и способствует обучению персонала.

Впрочем, компьютер тоже не гарантирует стопроцентной безопасности, всем известны проблемы с вирусами и так далее. Но и это учёные предусмотрели. По словам Ю. Н. Золотухина, если первая станция делалась для Windows, то с недавнего времени система работает под Linux, что даёт стопроцентную защиту от хакерских атак. При том каждое рабочее место дежурного оснащено двумя системными блоками, работающими независимо друг от друга, и в случае поломки одного можно спокойно перейти на другой. Более того, старая система не отключена и находится в рабочем состоянии. Правда, по словам Владимира Михайловича Плотникова, прогресс не стоит на месте, и возможно, что в скором времени на одной из станций старый пульт уберут совсем, а вместо него будет новое интеллектуальное резервное устройство. Но это пока только планы.

В Москве и Санкт-Петербурге модернизировать систему начали раньше, чем у нас, но наша более прогрессивная — у неё, по словам сотрудников метрополитена, более дружественный человеку интерфейс. Разработкой учёных заинтересовались во многих крупных городах России, но до дела пока не дошло, основная причина затяжки — финансовые вопросы.

«Мы работаем над этой проблемой семь лет, цена, естественно, меняется со временем. Но я знаю, во что обходились аналогичные работы в других городах, так что наша система — не самая дорогая. Дальнейшее сотрудничество, я думаю, будет продолжаться, лишь бы финансирование не подвело», — подытожил разговор заместитель начальника метрополитена Р. В. Дронов.

стр. 1

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+629+1