Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 23 (2858) 14 июня 2012 г.

КРУГ ИНТЕРЕСОВ —
ОТ ТЮМЕНИ
ДО ОСТРОВА САМОЙЛОВСКИЙ

Так можно определить масштаб деятельности Cлужбы главного инженера СО РАН.

Алексей Надточий, «НВС»

Получилось так, что этот материал собирался частями. Сначала был отчёт главного инженера СО РАН В. П. Михеева на заседании Президиума СО РАН о работах по капитальному ремонту в научных учреждениях Отделения. Затем мы с ним встретились перед самым его отлётом в Якутию и далее на остров Самойловский, где строится новая научно-исследовательская станция. И последний раз разговаривали уже после его возвращения в Новосибирск.

Информации набралось более чем достаточно. Попытаемся выделить несколько наиболее значимых тем.

Город, которого нет на карте

То есть реально он существует, только разбросан по научным центрам, городам и научно-исследовательским станциям всей Сибири. Есть даже его «микрорайоны» в Заполярье. Называется этот «город» Сибирское отделение РАН. Но если посмотреть на эту крупнейшую региональную структуру Российской академии наук с другой стороны, то нужно понимать её как огромное предприятие с присущими ему многочисленными службами, в том числе и службой главного инженера. И мы задаём В. П. Михееву такой вопрос:

Иллюстрация

— Виталий Петрович, ваш отчёт на майском заседании Президиума СО РАН был принят весьма доброжелательно. Многие высказывали удовлетворение от работы с вашей службой, подчёркивали, что став главным инженером, вы сумели поставить дело так, что оперативно и конструктивно рассматриваются многочисленные технические вопросы со всеми учреждениями СО РАН. Трудно было начинать в новой должности, хотя в ННЦ вы уже далеко не новичок?

— Безусловно, были трудности. В первую очередь, это громадный объём новой информации, отражающей ситуацию с основными фондами в научных учреждениях, ситуацию с ресурсоснабжением и жилищным фондом наших академгородков. Важно было в короткий срок установить хорошие рабочие контакты с руководителями научных центров, институтов и предприятий. Не менее важно было настроить работу нашей небольшой службы в максимально позитивном ключе, на достижение в каждом конкретном случае положительного результата. Ну и, конечно же, потребовалось некоторое время на выстраивание эффективного взаимодействия нашей службы с другими структурами аппарата Президиума. Вместе с тем, были хорошие предпосылки для успешной работы — в первую очередь это высокопрофессиональные сотрудники с большим опытом работы.

Иллюстрация
Здание Президиума ОНЦ СО РАН после капитального ремонта.

Мы для себя определили изначально: если к нам обращаются за помощью институты, ГУПы СО РАН, то ни от каких вопросов не отмахиваться, не переадресовывать просьбы, а самим вникать в суть проблемы и оказывать посильную помощь. Хозяйство, конечно, огромное. Свыше восьми десятков институтов и учреждений Сибирского отделения, три с половиной тысячи зданий и сооружений, один миллион шестьсот тысяч квадратных метров производственных площадей. Кроме того, множество объектов энергетики, насосных станций, коммуникаций. И всё это должно функционировать так, чтобы создавались условия для наиболее эффективной научной работы. В этом, собственно, наша главная цель.

Иллюстрация
Газгольдерная сжатого воздуха ИТПМ СО РАН.

Основных задачи две: первая — грамотно руководить, направлять, курировать все вопросы, связанные с организацией и проведением капитального ремонта этого уже изрядно изношенного за полвека хозяйства институтов и жилищного фонда академгородков, и вторая — вопросы энергетики и ресурсообеспечения.

Численность нашей службы небольшая, всего 8 человек вместе с главным инженером, а вопросов и проблем, с которыми обращаются научные учреждения и организации СО РАН, очень много. Причем спектр вопросов обширен и требует от специалистов глубоких разносторонних знаний. Наша служба является главным техническим экспертом для Президиума и руководства СО РАН, мы понимаем всю меру ответственности и стараемся быть на уровне.

— И, если я верно понял из вашего доклада на Президиуме, вы изучаете, держите под контролем всю ситуацию в обозначенных направлениях и, анализируя её, подготавливаете Президиуму проекты принципиальных, стратегических решений: что нужно делать в первую очередь, где ситуация аварийная, как лучше распорядиться субсидиями на капремонт и т.д.?

— Можно сказать и так. Во-многом в своей работе мы опираемся на опыт и знания специалистов и технических руководителей, работающих на местах. Вообще нужно сказать, что инженерные кадры в целом по Сибирскому отделению очень квалифицированные, это касается и институтов, и ГУПов, и других структур, и мы быстро находим с ними взаимопонимание.

— В своём докладе вы обозначили верхнюю планку финансирования капитального ремонта, и кто-то из руководства заметил, что она недостижима...

— 750-850 миллионов рублей в год — это не верхняя, а оптимальная «цена вопроса». Столько мы должны тратить в год на капитальный ремонт при нынешней изношенности зданий и сооружений, основанная часть которых создавалась более полувека назад. Не надо забывать недофинансирование капитального ремонта в трудные 90-е годы, а также всё усиливающееся давление надзорных органов. К примеру, только выполнение предписаний Госпожнадзора оценивается в целом по Отделению в 250–300 млн рублей.

Иллюстрация
Обновлённый административный корпус ИСЗФ СО РАН.

Ситуация тяжёлая, но не катастрофическая. Сейчас мы тратим на ремонтные работы вдвое меньше, чем нужно. Путей улучшения ситуации несколько: это и повышение эффективности работ, в том числе подготовительных, более тщательное планирование ремонтов на основе грамотных технических решений... Но основных два: первое — увеличение федеральных субсидий на капремонт, второе — увеличение софинансирования со стороны учреждений СО РАН. Пока эта доля недостаточна. Мы, конечно, понимаем, что средства, зарабатываемые институтами, хочется в первую очередь расходовать на приобретение нового оборудования, улучшение условий для научных исследований, но нужно понимать, что надежные кровли, тёплые стены, добротные инженерные сети — это тоже улучшение условий для плодотворной работы.

Пока за минувший период с 2005 по 2011 год доля софинансирования выше 30 % была только в Новосибирском и Иркутском научных центрах. Несколько более 20 % она была в ТНЦ, КНЦ, ОНЦ. Одним из резервов являются поступления от сдачи в аренду временно неиспользуемых площадей. В целом по СО РАН научные учреждения получают от аренды около 250 млн рублей в год, и только 14 % указанных средств направляется на капитальный ремонт. Этого совершенно недостаточно, и в этой связи нами предложены некоторые меры по поощрению и повышению заинтересованности в софинансировании.

— В перечне основных замечаний по организации капитального ремонта в научных учреждениях вы указали на недостаток системности в этой работе. Что касается энергосбережения, в институтах отсутствуют планы мероприятий по расходованию энергоресурсов, а если нет плана, то вряд ли есть система и в этой работе?

— Федеральный закон о госзакупках (94-ФЗ) требует очень чёткой организации работ конкурсных комиссий и тщательного соблюдения всех процедур. Думаю, что и новая контрактная система, грядущая на смену, в этой части также будет жёсткой и потребует от институтов хорошей системной работы. Что же касается энергосбережения, то пока все мы не очень к нему приучены. Полагаю, что новая система финансирования научных учреждений имеет высокий потенциал мотивации в части реализации энергосберегающих мероприятий, так как предоставляет право самостоятельно распоряжаться сэкономленными средствами.

— Некоторые выступавшие на том самом заседании Президиума говорили о необходимости более полной информации о нуждах капитального ремонта в Интернете...

— У нашей службы есть свой сайт на портале Президиума Сибирского отделения, мы стараемся его регулярно обновлять и давать наиболее полную информацию для технических служб институтов. На прошедшем Президиуме от академика Н.А. Колчанова прозвучало очень важное для нас предложение — сформировать полноценную электронную базу данных, отражающую техническое состояние всех зданий и сооружений в Отделении. Такая база может быть создана и поддерживаться в актуальном состоянии только при участии всех институтов, поэтому необходимо организовать работу с институтами на основе современных инфомационно-коммуникационных технологий. Это предложение нашло отражение в решении Президиума, и мы совместно с центром информационных технологий СО РАН уже приступили к такой работе.

А вообще ходом обсуждения нашей деятельности по названным вопросам на Президиуме СО РАН, как я и говорил, удовлетворён. Получился предметный конструктивный разговор. В руководстве СО РАН и на местах есть трезвое понимание состояния дел с капитальным ремонтом, а главное — есть желание улучшить ситуацию, помочь институтам в решении ключевых, зачастую наболевших проблем.

Иллюстрация
Корпус ИВТ СО РАН.

В этой связи мне хотелось бы сказать, что, несмотря на остро стоящий вопрос недофинансирования капитального ремонта, в Сибирском отделении есть много хороших примеров и результатов. Это, конечно же, заслуга корпуса наших технических специалистов на местах. Благодаря их продуманному подходу в организации ремонтов, исключительно рачительному отношению к выделенным на ремонт финансовым средствам мы получаем замечательные результаты.

Иллюстрация
Научно-исследовательское судно ЛИН СО РАН «Г. Титов».

Не могу не сказать о новой котельной ботанического сада в Якутске (ИБПК СО РАН), которая оснащена самым современным оборудованием, работает в автоматическом режиме и обеспечивает двойную экономию коммунальных затрат. Образцовыми примерами комплексного проведения капитального ремонта служат корпус общего назначения ИСЗФ СО РАН и корпус-модуль МТЦ СО РАН. Лимнологическому институту СО РАН и Байкальскому музею удается на чрезвычайно ограниченные средства содержать в «боеспособном» состоянии научный флот на оз. Байкал. В целом хочется сказать, что в ряде случаев у нас получается не только поддерживать наши основные фонды, но и делать хорошие шаги вперед за счёт грамотных технических решений и использования новых строительных материалов и технологий.

Остров Самойловский

В последнее время об этой научно-исследовательской станции много говорят и пишут, коснёмся этой темы и мы, но сначала всё-таки немножко... географии.

Остров Самойловский, что в дельте Лены на самом севере Якутии, находится примерно на 128 градусе восточной долготы и 72 градусе северной широты. Климатические условия для научных исследований — более чем экстремальные.

Иллюстрация
Вид на НИС «о. Самойловский» с борта вертолёта.

Расстояние от Новосибирска до Тикси (ближайшего аэропорта к о. Самойловский) исчисляется многими тысячами километров и многими часами в самолёте. Путь не близкий. Но для российских учёных — в чём-то необходимый. Получилось так, что вот уже пятнадцатый год они ведут на острове ценнейшие комплексные наблюдения за атмосферой, вечной мерзлотой, растительностью и ещё много за чем совместно с немецкими коллегами из Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (г.Бремерхафен).

На недавнем международном семинаре, прошедшем в Доме учёных СО РАН и посвящённом эволюции природной среды в Арктической зоне Сибири, академик Н. Л. Добрецов заметил, что «главным результатом семинара должна стать подготовка программы экологической безопасности с использованием сети полярных станций на Шпицбергене, в Архангельске, Нарьян-Маре, на Новой Земле, на Ямале, на острове Белый, Диксоне, Певеке и, возможно, острове Врангеля. А базовыми станциями будут служить четыре: на Шпицбергене, острове Белый, острове Самойловский и в чукотском Певеке. Это обеспечит получение информации о процессах всего арктического пояса нашей страны».

Иллюстрация
Лабораторно-жилой корпус НИС.

То есть по всему выходит, что о.Самойловский был интересен нашим и немецким учёным (без преувеличения скажем — всему миру) задолго до посещения этой весьма скоромной, но значительной научно-исследовательской станции в августе 2010 года в ту пору самим премьером В. В. Путиным, а не наоборот, как кому-то может показаться: Путин, мол, слетал, теперь мода настала...

Премьер там побывал с «наводки» самих учёных, они много чего показали и рассказали ему, он принял участие даже в добывании проб грунта, обстоятельно поговорил с участниками исследований с той и другой стороны (немцы позже отметили его хороший немецкий) и улетел. И вскоре появилось специальное Поручение Председателя Правительства РФ о выделении для строительства современной научно-исследовательской станции полумиллиарда рублей.

Вот тут уже научная общественность встрепенулась по-настоящему: деньги приличные, хотя по сравнению с годовым бюджетом СО РАН (порядка 21 миллиарда на текущий год) не такие уж сказочные. На одно содержание станции потребуется в год несколько десятков миллионов рублей, большей частью на дизельное топливо. Это тебе не барачный домик кордона заповедника, стоящий, к слову, уже почти на краю обрыва, и старая, хорошо послужившая постройка грозит быть смыта очередным паводком.

Иллюстрация
Внутри инженерного модуля.

Раньше на НИС «Остров Самойловский», чередуясь, работали в лето по нескольку десятков учёных преимущественно, кроме немцев, из Сибирского и Дальневосточного отделений РАН и института Арктики и Антарктики Росгидромета (Санкт-Петербург). Теперь уже 22 института сделали заявки на проведение исследований на новой станции. Но, кстати, академик М. И. Эпов, директор Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, в чьём ведении будет находиться новая станция, относится к «лишним» людям очень осторожно: малейшее вмешательство в природу здесь может повлиять на чистоту научных экспериментов и исследований. То есть никакого посёлка здесь не будет и дальше: трёхлепестковый модуль с центральным «командным пунктом» и мини-залом для конференций, «каюты» в одном «лепестке», лабораторное оборудование в другом, помещения общего назначения (медпункт, столовая, прачечная) в третьем. Вне стен модуля — ёмкости для горючего, энергоблок, ангар для техники, системы подготовки питьевой воды и очистки стоков, на причале — одно-два судна. Всё, ничего лишнего, Усть-Ленский государственный заповедник так и должен остаться заповедником, даже жидкие отходы от деятельности станции будут проходить очистку, и «сухой остаток» вместе с твёрдыми отходами будет утилизироваться.

Иллюстрация
Галерея водозабора и очистных сооружений НИС.

К услугам учёных, как рассказал В. П. Михеев, здесь будет налажена современная спутниковая телефонная и интернет-связь, смонтировано порядка сотни единиц современного научного оборудования (уже заключены контракты с поставщиками), будет доступен десяток основных телеканалов, а также необходимый для успешной работы транспорт. Обслуживание станции и исследовательские работы будут проходить вахтовым методом. Транспортную связь с п.Тикси в зимний период по льду будут обеспечивать вахтовый автомобиль «Урал» и гусеничный вездеход, в летний период маломерное судно.

Иллюстрация
Строительная техника на станции.

Уже сейчас учёные Сибирского отделения РАН видят необходимость создания в относительной близости от острова, в Тикси (около 150 километров), своеобразной логистической базовой точки для НИС. А сама станция «Остров Самойловский» вскоре должна превратиться в своеобразное ядро нового арктического исследовательского центра.

— Виталий Петрович, когда планируется окончание строительных работ?

— В соответствии с Постановлением Правительства РФ строительство НИС поручено Федеральному агентству специального строительства. Определен срок окончания работ — 2012 год. Строители с самого начала держат хороший темп, основной объём оборудования, строительных материалов и конструкций был доставлен в Тикси двумя морскими судами из Архангельска ещё в июле — августе 2011 г., и в этот же период все грузы были переправлены на остров речным транспортом. К ноябрю 2011 г. основные сооружения станции были построены, выполнены основные строительно-монтажные работы по лабораторно-жилому корпусу (ЛЖК), установлены на свайное основание модули энергоблока, водоподготовки и очистки сточных вод, топливохранилище и т.д. В таком виде станция перезимовала, и в мае 2012 г. возобновились строительные работы. Сейчас на станции работает 70 специалистов-строителей. Предстоит выполнить большой объём строительных работ внутри помещений, проложить инженерные сети, провести отделочные работы, «обвязать» силовое оборудование трубопроводами и кабельными линиями и провести пусконаладочные работы. Необходимо также укомплектовать помещения мебелью и бытовыми приборами, обустроить медпункт, столовую и т.д. Если удастся в планируемый срок доставить на станцию речным транспортом оставшиеся грузы (сейчас они в Усть-Куте ждут открытия навигации в низовьях р.Лены), то вполне реальный срок завершения всех строительно-монтажных работ — начало сентября.

— И кто же делает это современное диво?

— «Дива» тут никакого нет, аналоги в мире уже существуют, в том числе и у нас в России, на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Но как научная станция наша действительно будет самой современной и в части систем жизнеобеспечения, и в части научного оснащения. Непосредственно строит станцию ФГУП «Инстрой» при Спецстрое России — это очень сильная организация с опытом строительства в Заполярье, которая обладает квалифицированным коллективом и имеет всею необходимую спецтехнику для строительства в столь суровых условиях.

— В чём заключалась цель вашей нынешней поездки и как съездили?

— Необходимо было в момент возобновления строительно-монтажных работ уточнить на месте проектные решения, проверить качество работ, комплектацию систем жизнеобеспечения и т.д. На острове удалось побыть два дня, от СО РАН нас было трое: кроме меня, начальник управления капитального строительства СО РАН Виктор Леонидович Мошкин и заместитель директора Института мерзлотоведения СО РАН д.г.н. Михаил Николаевич Григорьев.

Мы убедились, что все монтажные работы по возведению станции выполняются качественно, применяются современные технологии и материалы. Системы жизнеобеспечения поставлены на станцию в модульном исполнении высокой заводской готовности, выполнены на современной элементной базе ведущих мировых производителей. Станция будет обладать высокой энерговооруженностью, иметь двух- трёхкратное резервирование основного технологического оборудования, что позволит работать НИС в круглогодичном автономном режиме.

Строительство НИС входит в завершающий этап, в связи с этим необходимо в ближайшее время принять эксплуатационный персонал станции и включиться в работу по пуско-наладке всех инженерных систем. Это поможет персоналу быстро освоить технологическое оборудование и подготовиться к прохождению зимнего сезона 2012-2013 гг. С весны 2013 г. НИС «Остров Самойловский» должна быть готова для приёма исследователей и развертывания в дельте р.Лена и на Арктическом побережье Восточной Сибири новых научных программ.

Фото В.П. Михеева
и М.Н. Григорьева.

стр. 4-5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?7+639+1