Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 43 (2878) 1 ноября 2012 г.

КАК ДОБИТЬСЯ ГАРМОНИЗАЦИИ
МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ?

Как оптимизировать межэтнические отношения в условиях экономической неустойчивости? На каких основаниях должна проходить интеграция представителей разных этносов в единое гражданское сообщество россиян? Как минимизировать негативные проявления глобализационных процессов, стремительно меняющих социальный интерьер современного российского общества? Эти и другие вопросы оказались в центре внимания IV Международной школы молодых этносоциологов «Межэтнические отношения: опыт исследования и гармонизации (этносоциальный аспект)», которая прошла в Новосибирске 15–20 сентября.

Е.А. Ерохина, учёный секретарь
Международной школы молодых этносоциологов

Школа, ставшая регулярной и перешагнувшая границы Сибири, вновь вернулась на свою родину. На этот раз на повестке дня научно-образовательного форума оказалась чрезвычайно актуальная для современной России проблема роли общества и власти в процессах формирования межэтнического согласия граждан России.

«Если что-то происходит один раз — это случайность, два раза — тенденция, три раза — традиция». Автор этого высказывания — Светлана Александровна Мадюкова, кандидат философских наук, научный сотрудник сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН, преподаватель четвёртой школы, участвовала в работе первой школы ещё в качестве слушателя. Её высказывание оказалось пророческим.

Каждая следующая школа расширяла круг не только слушателей, но и преподавателей. Первая международная школа, прошла на Алтае в 2006 г. Вторая — в Республике Хакасия в 2008 г. Третья, посвященная компаративным исследованиям, прошла в Улан-Баторе в 2010 г. при активном участии Института философии, социологии и права Академии наук Монголии.

Четвертая школа состоялась, что называется, «в родных стенах». Активное участие в её работе приняла вузовская общественность Новосибирска в лице преподавателей, аспирантов и студентов НГУ, НГТУ, СибГУТИ. Она привлекла внимание российских, французских и монгольских участников, прибывших в столицу Сибири для обсуждения весьма актуальной проблемы гармонизации межэтнических отношений.

На этот раз в центре обсуждения оказался опыт исследования и гармонизации межэтнических отношений. Сибирский регион является своеобразной натуральной моделью России с точки зрения этнического многообразия его населения. В Сибири, несмотря на всплеск этнонационализма после распада СССР, относительно спокойными остаются межнациональные отношения. При разумной политике государственной власти, учитывающей интересы народов России и специфику российской цивилизации в проведении внутренних реформ, эти ресурсы могут стать факторами устойчивого развития России и всего мира. Осознание необходимости совместного обсуждения и решения проблем оптимизации межэтнических отношений обусловило приглашение представителей органов управления к участию в диалоге с учёными.

Одним из значимых мероприятий школы стал круглый стол «Государственная политика Российской Федерации в области межэтнических отношений: концептуальные основы и современный опыт», в котором приняли участие слушатели школы и сотрудники Отдела общественных связей мэрии Новосибирска. Разговор шёл об основах разрабатываемой для столицы Сибири концепции этнокультурного развития и межнациональных отношений. Ведущие круглого стола — руководитель Международной школы молодых этносоциологов, заместитель директора Института философии и права СО РАН (ИФПР СО РАН), профессор Юрий Владимирович Попков и консультант отдела по взаимодействию с религиозными и национальными организациями управления общественных связей мэрии города Новосибирска Марина Николаевна Терентьева — выразили озабоченность распространением экстремистских настроений в молодёжной среде и подняли проблему необходимости развития системы интернационального воспитания. Старший научный сотрудник сектора этносоциальных исследований ИФПР СО РАН, кандидат философских наук Дмитрий Викторович Ушаков представил результаты своих конкретно-социологических исследований среди учащейся молодёжи Новосибирска, которые зафиксировали положительные сдвиги в системе их межэтнических установок в последние годы.

Иллюстрация
Проф Ю. В. Попков и участники этнофестиваля.

Наибольшие дискуссии вызвал мастер-класс доцента НГУ, кандидата философских наук Евгения Александровича Тюгашева «Идея гармонизации в межэтнических отношениях». Необычная, провокационная манера проведения занятия не оставила равнодушным ни одного «школьника», да и сама проблема возможностей социологии как науки, способной предложить обществу и власти адекватный анализ современной ситуации в этой сфере и рекомендации по её оптимизации, вызвала бурную дискуссию. Должна ли социология быть наукой, ангажированной властью и для нужд власти, или её назначение заключается в том, чтобы помогать различным социальным группам находить общую траекторию движения? Имеет ли в современных условиях смысл понятие «социальное благо» или вполне достаточно «эффективного менеджмента» со стороны органов управления для того, чтобы решать проблемы в такой непростой сфере как межэтнические отношения? На каких ценностных основаниях возможна сегодня интеграция народов России в согражданство россиян?

Иллюстрация
Выступает проф. М. Дебренн.

Безусловным украшением школы стал круглый стол с участием коллег из Франции: профессора НГУ Мишель Дебренн и капитана дальнего плавания в отставке, директора по укомплектованию судов личным составом Оливье Кура. Профессор Дебренн в своем выступлении остановилась на этническом и миграционном аспектах истории Франции, показала сложность и многосоставность структуры её населения на современном этапе. Коснувшись специфики интеграционных процессов, Мишель Дебренн и Оливье Кур изложили французский взгляд на их природу, который заключается в том, что интеграция есть присоединение к ценностям французской нации. Для французов это республика, светскость, признание равенства всех людей, французский язык. Российские участники круглого стола нашли, что во французском и российском взглядах на интеграцию есть много общего, в частности, в том, что касается признания ценности равенства, значимости национального языка и межкультурной толерантности.

Традиционно на хорошем академическом уровне прошли занятия, проводимые организаторами школы, сотрудниками Института философии и права СО РАН. В их числе — лекции д.филос.н., проф. Ю. В. Попкова, д.пед.н, проф. М. А. Абрамовой, д.соц.н., в.н.с. Г. С. Солодовой, одного из старейших научных сотрудников сектора этносоциальных исследований Г. С. Гончаровой, к.филос.н., с.н.с. Е. А. Ерохиной, В. Г. Костюка, С. А. Мадюковой, И. В. Удаловой.

Иллюстрация
В зале заседания.

Слов благодарности заслуживают преподаватели сибирских вузов, принявшие личное участие в Четвёртой международной школе в качестве ведущих мастер-классов. Мастер-класс старшего преподавателя новосибирского государственного университета Ж. В. Зарицкой «Формирование позитивной этнокультурной идентичности российских студентов» познакомил слушателей с теоретико-методологическими и методическими аспектами исследования и формирования положительной культурной идентичности российских студентов. Мастер-класс кандидата социологических наук Т. И. Зеленецкой, доцента Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова «Этнические аспекты в образовании» показал, как этнический ресурс функционирует в настоящее время в образовании, какие институциональные и неформальные практики формируют его возможности и ограничения. Тренинг-игра кандидата философских наук, доцента Новосибирского государственного технического университета Е. С. Дериги «Основы межкультурной коммуникации» позволила всем «школьникам» погрузиться в процесс осознания культурной обусловленности межэтнических установок. Интерактивные формы работы вузовских коллег были высоко оценены слушателями.

Иллюстрация
На занятиях.

Впервые в рамках Школы были выделены конкурсные номинации для студенческих работ. В номинации «Новые подходы к исследованию» лучшей была признана работа студентки ХГУ Марии Ушановой «Этноним как стигмат: механизм зарождения и функционирования». Самую высокую оценку в номинации «Дебют» заслужила работа студента Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (Новосибирск) Ивана Шушурина «Этностереотип как составляющая межкультурной коммуникации». Диплома за работу «Этнический экстремизм среди молодёжи сквозь призму теории пассионарности», выполненную в лучших академических традициях, была удостоена студентка ХГУ Евгения Каменева. Наконец, за вклад в развитие междисциплинарности в научных исследованиях дипломом был отмечен студент Новосибирского государственного университета Данила Рыговский.

Особая благодарность всех участников школы была высказана в адрес Российского гуманитарного научного фонда, который регулярно финансирует образовательные мероприятия для молодых этносоциологов Сибири. Школа закончилась, но интерес к этносоциальной проблематике у молодых исследователей не пропал. Это значит, что продолжение следует...

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?7+654+1