Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

О газете
Редакция
и контакты

Подписка на «НВС»
Прайс-лист
на объявления и рекламу

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2017

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 9 (2894) 28 февраля 2013 г.

ЭКОДУХОВНЫЙ ФЕНОМЕН
АКАДЕМИКА ЛАРИОНОВА

10 февраля Якутия отметила 75-летие первого академика из народа саха Владимира Петровича Ларионова. Увы, вот уже девять лет его нет среди нас. За эти годы было немало памятных публикаций о жизненном пути и делах этой выдающейся личности.

Иоган Максимов, ветеран атомной промышленности
и цветной металлургии СССР,
отличник охраны природы РС(Я),
наставник студентов Якутии в Новосибирске

Иллюстрация
Студент МВТУ В. Ларионов
(1956-1962).

Многие вспоминают его как крупного учёного, организатора науки и государственного деятеля, педагога-наставника, патриота и просто хорошего человека. Все это так, но есть глубинные подходы к пониманию истоков становления необыкновенных индивидов, неповторимых личностей, масштабных деятелей. Это так важно для усвоения уроков академика В. П. Ларионова и продолжения эстафеты научно-технической интеллигенции Якутии.

70-летию друга я посвятил книгу «Интеллектуальный богатырь земли Олонхо» (Новосибирск, 2009), в которой попытался раскрыть его феномен с позиции практической этнопедагогики и экологии человека-души. В какой-то мере мне это легче сделать как земляку-ровеснику сходной судьбы. В 1962–64 гг. мы закончили крупные вузы страны: МВТУ им. Н. Э. Баумана и УПИ им. С. М. Кирова. Даже женились в один и тот же 1963 год. Свою профессиональную закалку мы получили в пору становления СССР как великой ядерно-космической державы. И сегодня, в год нашего 75-летия, я могу сказать потомкам, что нам, состоявшимся специалистам-физтеховцам, удалось внести свой вклад в такие дела особой важности как ядерная оборона страны, промышленная экология и создание научной школы северного материаловедения.

Пример покорения вершины академической науки сельским провинциалом из далекой Якутии имеет дидактическое значение в деле подготовки специалистов нового времени, ибо здесь мы находим ответы на главный вопрос этнопедагогики: с чего начинается личность?. Интеллектуальная личность эпохи технократической цивилизации.

Наше детство прошло в голодные годы войны. В крестьянских хижинах с земляным полом и глинобитым камельком мы застали полуфеодальный быт предков, атрибуты которого сегодня сохранились только в музеях этнографии. Чудом выжили одни: он из 16-ти, а я из шестерых детей в семье. Нас спасала — кормила, грела, лелеяла, воспитывала — окружающая аласно-таёжная природа Танхалы и Менкюды. Счастливую перспективу получения образования открыла Великая Победа СССР.

Природная одаренность Володи проявилась рано. Он стал редким в то время золотым медалистом средней школы. Вся деревня собрала денег и провожала Володю Ларионова в далекий путь. В эпоху парохода и паровоза «якутский Ломоносов» совершил путешествие из северной деревни Лоомтука до Москвы за 17 суток.

Здесь я хочу отметить специфику образовательной политики, проводимую республикой со времени образования Якутской АССР в 1922 году. Подготовка кадров в центральных вузах России по сей день продолжается по схеме «культивизации» А. Е. Кулаковского, предложенной в 1912 году (см. «Наука в Сибири» от 17.05.2012 г.). Дорожную карту «культивизации» тогда нам вручал первый секретарь Якутского обкома ВЛКСМ Егор Дмитриевич Кычкин (1929–2009). Сегодня этим занимается Министерство профобразования, подготовки и расстановки кадров РС(Я).

Трудное детство пробудило в нас раннюю целеустремлённость и повлияло на выработку алгоритма пути роста. Студент Володя Ларионов одинаково хорошо писал на родном и русском языках. Его прекрасный почерк отражает не только прилежность школьного чистописания. В письмах видны его зрелая грамотность и гуманитарные склонности. Он знал и любил якутскую литературу, преклонялся перед классиками, дружил с писателями своего времени. Владимир Ларионов также успешно мог стать «инженером человеческих душ» — известным писателем, Он часто приводил строки стихов народного поэта Якутии Семена Данилова. Очень уважительно говорил о моем дяде С. С. Яковлеве-Эрилик Эристиине (1892–1942), повторившем подвиг Павла Корчагина и ставшим одним из классиков якутской литературы.

И вот гуманитарий по призванию выбрал путь технаря. О твёрдости своего решения он рассказал позже, в 1990 году: «Только сознание того, что нашему краю особо нужны специальности физико-технического профиля заставило меня выбрать соответствующую профессию». Вот показатель патриотической одержимости поколения советских студентов! Академик В. П. Ларионов до конца своих дней служил родной республике, оставив после себя школу северного материаловедения, инновационную перспективу которой сегодня продолжают его ученики.

Мы знали друг друга и тянулись друг к другу давно. Но каждый был увлечён своими делами, и координаты наших маршрутов долго не сходились. Это случилось лишь на склоне лет, в 2001 году в Санкт-Петербурге. Мы как наставники молодёжи встретились на конференции «Молодые учёные Якутии в стратегии устойчивого развития РФ» и сразу нашли общий язык. В 2001–2003 гг. мы успели провести ряд совместных акций по делам образования и культуры. Так закрепилась наша обоюдожданная дружба.

В апреле 2003 г. В. П. Ларионов организовал в Якутии «Физико-техническую и экологическую декаду», посвящённую моему 65-летию. Это был сюрприз от академика и знак признания Правительством РС(Я) результатов моего многолетнего труда. На личных примерах мы провели профориентационную работу в 11-ти школах и гимназиях трёх центральных улусов республики. Скоро, очень скоро оказалось, что это был прощальный жест друга, знак передачи его недосказанных мыслей и светлых заветов. В марте 2004 г. я вместе с Люцией Спиридоновной и академиком Вячеславом Ивановичем Молодиным пережил горькие дни проводов академика В. П. Ларионова в последний путь из Новосибирска до его родного села Лоомтука.

Встречу с Владимиром Ларионовым я считаю одним из счастливых моментов своей жизни. Мудрость истории такова, что всё настоящее уходит в прошлое, а прошлое переходит в легенду. Теперь жизнь и дела Владимира Петровича Ларионова окутаны славой интеллектуального подвига, ореолом яркой экодуховной личности. Здесь «экологической духовностью» я называю ту доминанту в образе жизни отдельных людей, благодаря которой им удается оберегать пуповинную связь с матушкой-природой и сохранить душевно-этноментальный заряд молодости на всю жизнь.

Владимир Ларионов обладал проницательным умом и романтическим характером. Был простым человеком и истинно народным выдвиженцем. Любил людей, был искренним человековедом. Видел в людях личности, судил о них не по рангам и чинам, а по делам и мыслям. Думаю, что сегодня этот урок нравственности академика В.П. Ларионова имеет практическое значение для решения задач духовного возрождения России, улучшения социально-психологического климата общества.

«Я вижу наш край, нашу родную Якутию цветущей, могучей. Это будет край с большой культурой, с мощной промышленностью... Вырастут трубы заводов и фабрик, и они будут расти очень большими темпами, как грибы после дождя, ибо добрыми семенами для этого являются несметные, дорогие богатства недр земель нашего края, а дождём будет являться неудержимо бурное развитие науки и техники в стране и сама строящаяся промышленность республики», — так мечтал 22-летний студент Володя Ларионов. В последующие 40 лет академику В. П. Ларионову предстояло внести личный вклад в формирование научной и технической интеллигенции республики.

Владимир Петрович уделял особое внимание развитию технических наук и подготовке инженерных кадров как первоосновам преодоления сырьевой зависимости экономики республики путём налаживания перерабатывающих отраслей промышленности и освоения информационных технологий. В 2001 году он ознакомил меня с концепцией «Развитие элитного инженерного образования в РС(Я)», подготовленной в связи с открытием в Москве и Санкт-Петербурге якутских университетов нового типа. Он искал таланты в гуще молодёжи, всячески поддерживал оригинальных людей, склонных к нестандартному мышлению. Например, я знаю его чуткое отношение к таким «чудакам» духовного озарения как физик Андрей Кривошапкин, расшифровывавший рунические иероглифы предков, и инженер-философ Василий Оконешников, виртуальные разработки которого опережают время их понимания и практической реализации.

24 ноября в Москве в МГТУ им. Н. Э. Баумана состоялся III форум студентов РС(Я) «Молодёжь республики: инновации для социально экономического развития общества», посвящённый памяти академика В. П. Ларионова. Наша делегация из Новосибирска была самой многочисленной — 35 студентов и аспирантов. Участники форума ознакомились с выставкой к 75-летию академика «Во имя науки и на благо народа», организованной Л. С. Ларионовой и ИФТИПС им. В. П. Ларионова.

В пленарном заседании форума приняли участие первый Президент РС(Я) М. Е. Николаев, руководитель Администрации Президента РС(Я) Ю. С. Куприянов, заместитель председателя Правительства РС(Я) Ф. В. Габышева, постпред РС(Я) при Президенте РФ А. К. Акимов, министр профобразования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) Г. С. Куркутов, ректор СВФУ им. М. К. Аммосова Е. И. Михайлова, академик А. И. Холькин, ректор МГТУ А. А. Александров и другие представители вузов. По 11-ти направлениям развития Якутии студентами и аспирантами были представлены 58 докладов.

25 ноября в Гостином дворе состоялось закрытие выставки «Саха ЭКСПО-2012». А 30 ноября студенты встретились с Президентом РС(Я) Е. А. Борисовым в Новосибирске, куда выпускник НГАУ 1979 года прибыл в связи с открытием аудитории его имени.

Теперь линию жизни академика В. П. Ларионова мы представляем молодёжи Якутии как идеал интеллектуального восхождения личности. В с.Лоомтука заместитель директора Тыллыминской средней школы Евдокия Павловна Егорова показала примеры использования моей книги при проведении этнопедагогических уроков В. П. Ларионова. Об универсальном влиянии экодуховности в раскрытии творческих возможностей человека в 2009 г. я писал так: «В природе и обществе нет более могущественной силы, чем энергия духа, духовности человека. Образование и наука, знание и творчество, культура и политика — всё зарождается в недрах духовного озарения интеллекта». Исходя из первичности духовной силы человека я пришёл к выводу, что слово эпоса Олонхо сильнее ядерного безумия. Отсюда вытекает оптимистическая вера в победу разума над стихией технократической цивилизации, поставившей мир на грани экологической катастрофы».

Многозначно было видеть сына земли Олонхо Владимира Ларионова, когда он в Доме учёных СО РАН открывал «Дни науки и культуры РС(Я) в Новосибирске» в апреле 2002 года. Действительный член Академии наук России в национальном костюме выходил в роли благословителя-алгысчыта, произносил слова задабривания духов природы и махалкой-дэлбииром предков снимал энергию отрицательного влияния.

Владимир Ларионов немного не дожил до всемирного признания ЮНЕСКО эпоса Олонхо шедевром культурного наследия человечества. В апреле 2003 г. он пожелал мне «долгих лет жизни, счастья и удачи, оригинальных и творческих идей». Пожелания доброго человека исполняются. В 2006 году я инициировал десятилетний эко-проект «Олонхо в культурном пространстве Сибири-России». И на склоне лет с помощью Международной кафедры ЮНЕСКО НГУ пришел к идее создания в Якутии эколого-культурного центра этнопедагогических инноваций.

Речь идёт о закреплении этноментального потенциала молодёжи при переходе от средней школы к высшей, необходимость которого выявлена на практике работы со студентами Якутии. Психологическая подготовка будущих студентов будет достигнута совместными действиями работников образования, культуры, экологии и родителей. Здесь будут использованы примеры продвинутых выпускников национальных школ, среди которых достойное место займёт академик В. П. Ларионов. Суть проекта изложена в монографии «Культивизация по А. Е. Кулаковскому и создание эколого-культурного центра этнопедагогических инноваций» (Новосибирск: ЮНЕСКО-НГУ, 2012).

Год 2013-й объявлен в России Годом охраны природы, а в Республике Саха — Годом развития села. 28–30 марта в Новосибирске на базе НГАУ будет проведен Форум РС(Я) «Роль молодёжи в развитии села», посвящённый 75-летию академика В. П. Ларионова. Организатор форума — Министерство профобразования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) рассчитывает на поддержку Сибирского отделения РАН, НГАУ и общественных организаций якутян и студентов в Новосибирске. Ожидается около 700 участников из разных городов России от Санкт-Петербурга и Москвы до Якутска и Владивостока.

В заключение своих размышлений о духовных истоках академика В. П. Ларионова я хотел бы обратить внимание молодых людей на роль и тенденцию развития материаловедения. Вся история человечества связана с освоением и использованием тех или иных природных материалов. Были же в прошлом «каменный», «железный», «бронзовый» века. А я как инженер-технолог, имевший дело с ураном, ХХ век назвал бы «урановым». Прорыв в атомной и космической технике, прогресс электроники были достигнут на базе освоения химических технологий получения особо чистых веществ и новых материалов. Научный вклад академика В. П. Ларионова в области исследования хладостойких материалов и сварных конструкций открывает новые возможности в создании адаптированной для экстремальных условий Якутии техники.

В настоящее время мир переживает этап развития информационно-коммуникационной техники, основанной на освоении глубинных, наноструктурных свойств материи. Продолжается бум дальнейшей миниатюризации электроники и развития биотехники. Ещё более фантастические результаты даст синергетическое сочетание свойств неживой и живой материи. Словом, мы наблюдаем тенденцию одухотворения технической (технологической) мысли. Я уверен, что именно в этом кроются тайны свершившегося азиатско-японского чуда.

Нынешнее поколение молодёжи Якутии постигает высоты образования и науки в более благоприятных условиях и на более высоком уровне культуры и коммуникаций. Одна из преобразующих функций культуры состоит в расширении доступа к природно- этноментальным истокам, к раскрытию духовной, «внутриядерной» энергии человека. Именно в этом смысле я говорю студентам: «Будьте ради-о-активны, т.е. активны ради отличной учёбы! Излучайте энергию экодуховного вдохновения и творческого задора!»

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+669+1